Описание сюжета

Книга начинается с повествования Казобона (его имя имеет отношение к Исааку де Казобону (фр. Isaac de Casaubon) швейцарскому филологу 16-17 века и персонажу романа Джоржа Элиота (англ. George Eliot; настоящее имя Мэри Энн Эванс) «Миддлмарч» (англ. Middlemarch)) прячущегося в страхе в парижском музее техники (фр. Musée des Arts et Métiers) после его закрытия. Он полагает, что члены тайного общества похитили Бельбо и теперь охотятся за ним. Бóльшая часть романа сосредоточена на воспоминаниях Казобона, в которые он углубляется во время ожидания в музее.

Казобон, будучи в 1970-х годах студентом в Милане, работает над дипломом, посвященным истории Ордена Тамплиеров, во время революционных и контрреволюционных волнений среди студентов, происходящих вокруг него. В этот период он встречает Бельбо, который работает редактором в издательстве. Бельбо приглашает Казобона на просмотр предположительно не поддельной рукописи книги о Тамплиерах. В это время Казобон также встречает коллегу Бельбо — каббалиста Диоталлеви.

Книга Полковника Арденти (англ. Colonel Ardenti) повествует о секретном зашифрованном писании, раскрывающем тайный план средневековых Тамплиеров по захвату всего мира. Этот предполагаемый заговор планировался в качестве мести за смерть лидера Тамплиеров, когда их орден был расформирован королем Франции. Арденти предполагает, что Тамплиеры были хранителями тайного сокровища, возможно даже легендарного «Святого Грааля», который как он утверждает, был источником радиоактивной энергии.

В соответствии с теорией Арденти после того как Французская монархия и Католическая Церковь расформировали и опорочили Тамплиеров до уровня ереси, некоторые рыцари сумели сбежать и учредить филиалы своего ордена по всему миру. Представители этих филиалов периодически собирались в особом месте для обмена информацией о Граале. В конце концов, эти филиалы воссоединятся для возвращения Грааля и достижения мирового господства. В соответствии с расчетами Арденти Тамплиеры должны были захватить мир ещё в 1944 году, однако, что-то воспрепятствовало осуществлению этого плана.

Полковник Арденти загадочно исчезает после того как он встречается с Бельбо и Казабоном для обсуждения его книги. Инспектор полиции, Де Анжелис, опрашивает их обоих. Он намекает, что работа следователем полицейского департамента дает ему основание расследовать не только дела революционеров, но также людей имеющих отношение к оккультизму.

У Казобона роман с бразильянкой по имени Ампаро. Следуя за ней, он покидает Италию и проводит два года в Бразилии. В это время он изучает южноамериканский и карибский спиритизм Сантерия(англ. Santería) и встречает Алье (фр. Agliè) — пожилого человека который намекает, что он якобы мистический Граф Сен-Жермен. Алье, по-видимому, владеет неограниченным запасом знаний об оккультизме и оккультных науках. В Бразилии Казобон получает письмо от Бельбо, в котором он рассказывает о посещении собрания приверженцев оккультизма. На собрании слова девушки, находившейся в трансе, напомнили Бельбо о теории заговора Полковника Арденти. В Бразилии Казобон и Ампаро также посетили оккультное мероприятие — обряд Умбанда. Во время ритуала Ампаро впала в состояние транса и была этим сильно смущена. Она придерживалась марксистской идеологии, не доверяла и старалась избегать спиритических и религиозных волнений и переживаний. Её отношения с Казобоном разваливаются, и он возвращается в Италию.

По возвращении в Милан Казобон начинает деятельность независимого исследователя. В одной из библиотек он встречает женщину по имени Лия. Они влюбляются друг в друга, Лия беременеет и рожает сына. Тем временем Казобон получает работу от начальника Бельбо, м-ра Гарамонда (англ. Mr. Garamond) (его имя взято от французского издателя Клода Гарамона (фр. Claude Garamond)), по поиску иллюстраций для книги «История металлов», которую компания готовит к скорому выпуску. Казобон к тому же узнает, что уважаемый издательский дом Гарамонда является также по совместительству «фабрикой славы» под названием «Мануцио», которая запрашивает у некомпетентных авторов большие суммы денег за «издание» их рукописей. (название издательства в анг. написании «Manutius» связано с Альдом Мануцием (анг. Aldus Manutius), итальянским печатником 15-го века.)

М-р Гарамонд решает в скором времени начать выпуск двух линеек оккультной литературы: первую — содержащую серьёзные публикации от Гарамонда, вторую — «Изида без покрывал» («Разоблаченная Изида» — теософическая работа Е. Блаватской), содержащую множество публикаций тщеславных клиентов Мануцио.

Бельбо, Диоталлеви и Казобон погружаются в оккультные рукописи в поисках разнообразных и малейших зависимостей между историческими событиями. Сотрудники издательства обозначают авторов этих рукописей общим термином Diabolici (в русском переводе — «одержимцы»), а также привлекают Алье в качестве эксперта по оккультизму.

Три редактора начинают разрабатывать «План» — их собственную теорию заговора, как сатирически интеллектуальную игру. Взяв за основу «тайный манускрипт» Полковника Арденти, они развивают сеть из сложных мистических взаимосвязей. Они также используют маленький персональный компьютер Бельбо, который он называет Абулафия (анг. Abulafia)(имя имеет отношение к Аврааму Абулафии — еврейскому мыслителю и каббалисту XIII века). Бельбо в основном использует Абулафию для личных записей (роман содержит множество отрывков из этих заметок, обнаруженных Казобоном, когда он исследовал файлы Абулафии), кроме этого в машине также есть специальная программа, которая может переставлять текст в случайном порядке. Они используют эту программу для создания «взаимосвязей», которые составляют основу их «Плана». Они вводят случайно выбранные слова из манускриптов «Diabolicals», логические операторы (н.р. «If», «then», «else»…), «нейтральные данные» (такие как на н.р.: «Минни Маус — невеста Микки Мауса»…) и используют Абулафию для создания нового текста.

Первая попытка закончилась воссозданием (после вольной интерпретации результатов) теории заговора «Святая кровь и святой Грааль» (анг. The Holy Blood and the Holy Grail), повествующей о тайне Девы Марии. Казобон в шутку решает создать что-то по-настоящему новое. Для этого Бельбо должен искать скрытые взаимосвязи в нетривиальных ситуациях, в таких как, например, связь Каббалы со свечами зажигания автомобиля. (Бельбо действительно делает это и после непродолжительных поисков приходит к выводу, что трансмиссия автомобиля являет собой метафоричное отображение Древа жизни.) Довольные результатами программы генерации случайного текста, все трое продолжают обращаться к Абулафии всякий раз, когда они заходят в тупик в своей игре.

«План» медленно развивается, но его финальная версия запутывается во взаимосвязях между Крестовыми походами, Рыцарями Тамплиеров и возможности обладания ими древним тайным знанием о потоках земной энергии (анг. telluric currents; от лат. tellūs, земля). Первоначальное общество Рыцарей Тамплиеров было ликвидировано после казни Жака де Моле, но члены организации разделились на независимые филиалы в нескольких уголках Европы и Средней Азии. По теории Арденти каждый филиал ордена содержит часть «Плана Тамплиеров» и информацию о тайной находке. Они периодически собираются в различных местах для обмена частицами плана, постепенно восстанавливая его первоначальную форму. После полного восстановления орден будет воссоединен и поработит весь мир, используя силу земных потоков энергии. Специальная карта и Маятник Фуко фигурируют ключевыми инструментами в их плане.

Во время конспирации «Плана» его режиссёры все больше погружаются в собственную игру. В конце концов, они даже начинают верить, что их теория заговора имеет под собой реальные основания. Таинственное исчезновение Полковника Арденти и его оригинального «зашифрованного манускрипта» выглядит как лишнее доказательство реальности «Плана».

Однако, когда Лия, просит посмотреть «зашифрованный манускрипт», она находит для него вполне житейскую трактовку. По её мнению, рукопись представляет собой просто перечень торговых сделок и убеждает Казобона покинуть игру, она боится, что это может плохо для него кончиться.

Когда у Диоталлеви диагностируют рак, он объясняет это участием в «Плане». Он чувствует, что болезнь — это божественная кара за его чрезмерное увлечение таинствами, что он не должен был участвовать в создании игры, цель которой — высмеивание чего-то большего, чем все они вместе взятые. Бельбо тем временем ещё больше уходит в «План», стараясь убежать от проблем в личной жизни.

Трое «заговорщиков» показывают Алье свою хронологию тайных обществ из «Плана». Они решают не говорить, что эта рукопись их собственная, а притвориться, будто просто предоставляют чью-то работу для изучения. Их список содержит такие исторические объединения как: Тамплиеры, Розенкрейцеры, Павликиане и Синархисты, кроме того они добавляют псевдо-тайное общество под названием Tres(Templi Resurgentes Equites Synarchici, лат. абсурдное «Рыцари Синархизма Возрождения Тамплиеров»). Tres вводится для того, чтобы ввести в заблуждение и заодно проверить знания Алье. Во время чтения списка он заявляет, что никогда прежде не слышал о Tres. (Это слово было впервые упомянуто полицейским Де Анжелисом. Де Анжелис спросил у Казобона, слышал ли он когда-нибудь о Tres.) Однако, сказав это, Алье тут же торопливо уходит, сославшись на какие-то важные дела.

Бельбо едет к Алье лично и описывает ему «План» так, словно это результат долгих и серьёзных исследований. Он также заявляет, что обладает тайной картой Тамплиеров. Алье расстраивается после отказа Бельбо показать ему эту (несуществующую) карту. Он обвиняет Бельбо в причастности к терроризму, что вынуждает последнего вернуться в Париж. Алье разоблачает себя в качестве главы тайного духовного братства, в которое входят также м-р Гарамонд, Полковник Арденти и множество авторов из «Diabolicals». Бельбо пытается получить помощь от Де Анжелиса, но тот после неудачной попытки взорвать его машину, сразу же отправился в Сардинию, больше не желая принимать во всем этом участия.

Казобон получает сообщение от Бельбо с просьбой о помощи. Он направляется в его квартиру и читает все документы, которые Бельбо хранил в своем компьютере, после чего решает следовать за ним в Париж. Он считает, что Алье и его сторонники должны собраться в музее, где смонтирован Маятник Фуко, так как Бельбо заявлял, что карта Тамплиеров использовалась совместно с маятником. Казобон прячется в музее, где мы его и застаем в начале романа.

Парижский музей искусств и ремесел — самый старый технический музей Европы — расположен в церкви Сен-Мартен-де-Шан.

В назначенный час группа людей собирается вокруг маятника для совершения загадочного ритуала. Казобон видит несколько паранормальных образований (эктоплазма), одно из которых заявляет, что является настоящим Графом Сен-Жерменом, чем дискредитирует Алье в глазах его последователей. Далее на допрос выводят Бельбо.

Алье с сообщниками считают себя последователями тайного общества Tres из «Плана». Разозленные тем, что Бельбо знает больше о «Плане» чем они, заговорщики пытаются заставить его раскрыть все известные ему секреты, доходя даже до использования в качестве меры принуждения Лоренцу. Отказ отвечать на вопросы или признать то, что «План» был абсурдной выдумкой, провоцирует бунт, в котором Лоренца получает удар ножом, а Бельбо подвешивается за шею на проволоке, соединенной с Маятником Фуко. (Акт повешения изменяет поведение маятника. Теперь он совершает колебания, начиная от шеи Бельбо, вместо фиксированной точки над ним. Это рушит последние надежды Tres найти нужное место на карте.)

Казобон сбегает из музея через Парижскую канализацию, найдя, в конце концов, убежище в сельском доме, в котором Бельбо провел свое детство. В этот момент неясно, насколько надежным рассказчиком является Казобон, что и в какой мере он придумал или изменил в отношении теорий заговора. Казобон узнает, что Диоталлеви умер от рака в полночь в канун дня святого Иоанна, в то же самое время, когда погиб Бельбо. Роман заканчивается размышлениями Казобона о событиях книги, смирившегося, очевидно, с мыслью (вероятно бредовой), что Tres скоро схватят его тоже. И после того как они это сделают, он, следуя по стопам Бельбо, также откажется давать какие-либо объяснения или признаваться во лжи. Скрываясь в сельском доме, в котором много лет назад жил Бельбо, он находит его старую рукопись наподобие дневника. Он узнает, что Бельбо пережил мистическое откровение, когда ему было двенадцать лет, в ходе которого он получил высшее знание за пределами восприятия на чувственном уровне. Казобон понимает причины поведения Бельбо и то, что возможно создание «Плана» и даже его смерть были инспирированы желанием Бельбо вновь пережить то потерянное чувство из его юности.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: