Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа»

Урок литературы в 11 классе.

Уроки 2-3 по творчеству М.А.Булгакова (вариант 1).

Тема: Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа (по 2й главе) и их евангельская основа.

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;

- показать исторические и евангельские основы романа.

Развивающие:

- углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;

- показать гуманистическую направленность романа и его «ершалаимских» глав, в которых образ Понтия Пилата имеет основополагающее значение.

Воспитательные:

- воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед богом и совестью за каждый свой шаг.

Методические приёмы: лекция учителя; реализация индивидуальных сообщений; работа в парах с сопоставительной таблицей; лекция учителя с элементами беседы; коллективный просмотр видеофильма; беседа по содержанию романа; чтение в лицах; комментарий учителя; выразительное чтение эпизода; слово учителя; коллективное прослушивание песни.

Оборудование:

- портрет М.А. Булгакова;

- репродукция картины Н.Н.Гё «Что есть истина?»

- укрупнённый фрагмент картины, изображающий Пилата. Деталь;

- раздаточный материал: план-конспект по теме урока; вопросы к уроку (д/з); словарь-справочник читателя;

- выставка «Библейские мотивы в живописи»;

- на доске: тема урока; даты работы и издания романа; схема сюжетных линий; план «ершалаимских» (2, 16, 25, 26) глав; таблица «Три мира и триады героев»; имена евангелистов; «линия жизни» Понтия Пилата; «утверждения и отрицания» романа.


Ход урока.

Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа»

Итак, роман, надуманный зимой 28-29 года, вставки к которому Булгаков диктовал жене в феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был напечатан только в ж. «Москва» №11 в 1966 и в № 1 в 1967 г., г.е.27 летспустя после ухода из жизни автора.

Сегодня мы попробуем с вами хоть немного приблизиться к постижению «невозможного» романа, сделав акцент в нашей работе на «ершалаимских главах».

- Чем, по-вашему, интересна композиция романа «Мастер и Маргарита»?

Композиция сложна: присутствует хорошо известный нам приём «роман в романе», равноправно существуют 3 сюжетные линии:

Ø историческая (Понтий Пилат и Иешуа)

Ø сатирическая (Воланд и К° и москвичи)

Ø любовная (Мастер и Маргарита)

Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря на даже стилевые различия, ибо в центре романа всё равно стоит тема Творца. Мастера.

Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают историю П.П. и Иешуа и показывают всего один день (пятницу перед Пасхой), мастерски вплетены в повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2), потом сон Иванушки (гл.16), затем главы романа Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как бы там ни было, мы знаем, что «ершалаимские главы» - это роман Мастера, роман, вызвавший странные улыбочки у чиновников от литературы.


План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так:

I Гл.2 Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. Разговор с

Рассказ Воланда Каифой.

II Гл. 16 Казнь на Лысой горе. Левий Матвий - свидетель

Сон Ивана казни.

Бездомного

III Гл.25 Пилат даёт задание Афранию) - начальнику

Маргарита читает. тайной службы - относительно Иуды из Кириафа.

IV Гл. 26 Тоска П.П. Доклад Афрания. Разговор Пилата с

Маргарита читает. Левием Матвием.

Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось, укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь прямое наложение!

Трудно также не заметить сходность описания 2-х городов, разделённых тысячами километров и почти 2000 лет.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна изалила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете» (290). А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете» (352-353).

Детали,ритм, интонация фраз совпадают.

«Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния - присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза.

Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим 30-х г. I века нашей эры и Москву 30-х г. XX века.

Сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: