Урок литературы в 11 классе.
Уроки 2-3 по творчеству М.А.Булгакова (вариант 1).
Тема: Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа (по 2й главе) и их евангельская основа.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
- показать исторические и евангельские основы романа.
Развивающие:
- углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;
- показать гуманистическую направленность романа и его «ершалаимских» глав, в которых образ Понтия Пилата имеет основополагающее значение.
Воспитательные:
- воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед богом и совестью за каждый свой шаг.
Методические приёмы: лекция учителя; реализация индивидуальных сообщений; работа в парах с сопоставительной таблицей; лекция учителя с элементами беседы; коллективный просмотр видеофильма; беседа по содержанию романа; чтение в лицах; комментарий учителя; выразительное чтение эпизода; слово учителя; коллективное прослушивание песни.
|
|
Оборудование:
- портрет М.А. Булгакова;
- репродукция картины Н.Н.Гё «Что есть истина?»
- укрупнённый фрагмент картины, изображающий Пилата. Деталь;
- раздаточный материал: план-конспект по теме урока; вопросы к уроку (д/з); словарь-справочник читателя;
- выставка «Библейские мотивы в живописи»;
- на доске: тема урока; даты работы и издания романа; схема сюжетных линий; план «ершалаимских» (2, 16, 25, 26) глав; таблица «Три мира и триады героев»; имена евангелистов; «линия жизни» Понтия Пилата; «утверждения и отрицания» романа.
Ход урока.
Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа»
Итак, роман, надуманный зимой 28-29 года, вставки к которому Булгаков диктовал жене в феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был напечатан только в ж. «Москва» №11 в 1966 и в № 1 в 1967 г., г.е.27 летспустя после ухода из жизни автора.
Сегодня мы попробуем с вами хоть немного приблизиться к постижению «невозможного» романа, сделав акцент в нашей работе на «ершалаимских главах».
- Чем, по-вашему, интересна композиция романа «Мастер и Маргарита»?
Композиция сложна: присутствует хорошо известный нам приём «роман в романе», равноправно существуют 3 сюжетные линии:
Ø историческая (Понтий Пилат и Иешуа)
Ø сатирическая (Воланд и К° и москвичи)
Ø любовная (Мастер и Маргарита)
Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря на даже стилевые различия, ибо в центре романа всё равно стоит тема Творца. Мастера.
|
|
Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают историю П.П. и Иешуа и показывают всего один день (пятницу перед Пасхой), мастерски вплетены в повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2), потом сон Иванушки (гл.16), затем главы романа Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как бы там ни было, мы знаем, что «ершалаимские главы» - это роман Мастера, роман, вызвавший странные улыбочки у чиновников от литературы.
План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так:
I Гл.2 Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. Разговор с
Рассказ Воланда Каифой.
II Гл. 16 Казнь на Лысой горе. Левий Матвий - свидетель
Сон Ивана казни.
Бездомного
III Гл.25 Пилат даёт задание Афранию) - начальнику
Маргарита читает. тайной службы - относительно Иуды из Кириафа.
IV Гл. 26 Тоска П.П. Доклад Афрания. Разговор Пилата с
Маргарита читает. Левием Матвием.
Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось, укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь прямое наложение!
Трудно также не заметить сходность описания 2-х городов, разделённых тысячами километров и почти 2000 лет.
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна изалила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете» (290). А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете» (352-353).
Детали,ритм, интонация фраз совпадают.
«Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния - присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза.
Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим 30-х г. I века нашей эры и Москву 30-х г. XX века.
Сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие.