Краткое содержание

Социализация — процесс, посредством которого индивид ста­новится членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. Социализа­ция имеет две функции: передача культуры от одного поколе­ния другому и развитие Я. Выделяют четыре основные ста­дии социализации: 1) ранняя (от рождения до поступления в школу); 2) обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и профессионального образо­вания); 3) социальная зрелость; 4)завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятель­ности в рамках официальной организации). Имеется ряд теорий социализации, рассматривающих про­цесс формирования нашего Я посредством взаимодействия с другими людьми.

В соответствии с теорией "зеркального Я" Ч. Кули образ Я индивида является отражением того, как другие воспринима­ют данного индивида, или того, как это ему представляется. Таким образом, наше Я развивается в социальном взаимодей­ствии.

Д. Мвд предположил, что дети развивают свое Я тогда, когда они "принимают роль другого". "Значимые другие" являются важными моделями поведения; "генерализованные другие" представляют в целом установки какого-либо сообщества. Теория социализации 3. Фрейда подчеркивает, что формиро­вание Я часто антагонистично по отношению к требованиям других людей. Фрейд полагал, что компромисс между биоло­гическими основами человека и обществом никогда не ока­жется полностью успешным. По его мнению, конфликт между неосознаваемыми желаниями и социальными требованиями будет всегда.

Эксперименты Ж. Пиаже показали, что имеется ряд стадий интеллектуального развития, каждая из которых характери­зуется некоторыми ментальными операциями, которые ребе­нок может выполнять на данной стадии. Для каждой стадии свойственно овладение новыми навыками в познании окру­жающего мира.

Под влиянием концепции Ж. Пиаже Л. Колберг разработал теорию, в соответствии с которой выделил шесть стадий мо­ральных суждений. Дети проходят эти стадии (уровни) по мере своего развития. Однако сказанное не означает, что каждый человек обязательно пройдет все уровни развития.

Моральное развитие того или иного человека может закон­читься по достижении им какого-либо уровня.

7. В теории социализации Э. Эриксона выделяются восемь ста­дий развития Я. Каждая из этих стадий характеризуется "кризисом идентичности" или изменяющимся определением своего Я.

8. Агенты социализации — это социальные группы и институты, с которыми связано в той или иной степени подрастающее по­коление.

Агенты социализации служат проводниками культуры данно­го общества в целом, в также культуры соответствующих со­циальных групп. Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению чело­века — вторичной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: