Крючковидные узоры в переплетении строятся на базе трех- и четырехремизной основной саржи, имеющей обратную проборку. Проборка может быть обычнойобратной или V-образной. На рис. 70 представлены варианты заправочных рисунков обратной саржи.
Благодаря большой плотности ткани по утку (плотность ткани по основе небольшая, нити пробраны в бердо более свободно) и смене цвета утка в пределах Раппорта чередования подъема ремизок получается крючковидный узор вместо обычной обратной саржи. На рис. 71, а показано чередование
уточных нитей различного цвета в пределах одного раппорта схемы подъема ремизок. На рис. 71, б схематично изображены соединительные точки уточных перекрытий, располагающихся по одной линии (четыре нити утка используются как один уток, что видно из поперечного разреза ткани на рис. 71, в). Каждая нить утка в пределах одного чередования перекрывает только одну нить основы на лицевой поверхности ткани, а на изнаночной стороне образуются длинные уточные перекрытия.
|
|
Благодаря такому способу тканеобразования переплетение для крючковидного узора создает толстую ткань. Эта техника ткачества широко используется для изготовления настенных ковриков. Выбор пряжи или нитей для основы и утка имеет решающее значение для толщины ткани и крупности узора.
На рис. 72 показано переплетение и мотив узора с использованием обратной саржи и нитей утка двух цветов (красного и синего). При большой плотности ткани по утку в пределах раппорта переплетения однони- точные уточные перекрытия закрывают нити основы, располагаясь в одну линию. Уточные нити красного цвета, сближаясь, в пределах чередования цветов и четырех раппортов переплетения (раппортов подъема ремизок) образуют крючковидный узор.
Взаимосочетание мотива узора и переплетения показывает, что один ряд клеток по высоте в мотиве узора соответствует целому раппорту переплетения, т.е. раппорту подъема ремизок при тканеобразовании. Так как переплетение легко распознается в мотиве узора (оно идентично цветовому эффекту), из него можно определить, какие цвета должны иметь нити утка в раппорте подъема ремизок.
Для большего эффекта в крючковидном переплетении узорные клетки делают более высокими, чем это показано на рис. 72, б. Обычно повторяют два-три одинаковых уточных раппорта друг после друга. При этом узор становится более четким и, кроме того, несколько более вытянутым
На рис. 73, а показан мотив крючковидного узора с общим раппортом переплетения при использовании цветов в 11 уточных раппортах базового переплетения. Способ тканеобразования крючковидных узоров пре
|
|
дусматривает импровизированное использование цветов в пределах нескольких раппортов базового переплетения по утку. На рис. 73, б показан заправочный рисунок для элемента 1, выделенного на рис. 73, а.
Двойные крючковидные узоры похожи на обычные крючковидные узоры, называемые также простыми. Единственное различие заключается в некотором изменении обратной проборки. Из заправочного рисунка переплетения (рис. 74) видно, что верхушки обратной саржи являются двойными — отсюда и название "двойные крючковидные узоры". Способ тканеобразования такой же, как и при простом крючковидном узоре.