Это состязание повсеместно распространено в Прикарпатье, Карпат и Закарпатья Украины. Часто в поединки используется прочная палка из бука, растущего в тех местах. Отсюда и название «Бук тянуть».
Участвуют в поединке двое, обычно подростки и юноши, но и взрослые мужчины не отказывают себе в удовольствии помериться силой и ловкостью. Выбирают посредника, который следит за соблюдением правил. Порядок участия остальных игроков устанавливается по жребию или по желанию.
Описание: Двоя играющих садятся на пол или на землю, упираясь подошвами ног друг в друга. Оба берутся за прочную буковую палку и тянут ее. Особенно ценится умения не только оторвать соперника от земли, но и сильным рывком неожиданно перебросить его через себя. Победитель обычно приглашает следующего по очереди участника.
Правила:
1. Тянуть палку начинают по сигналу посредника.
2. Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли или выпустить палку из рук.
156 «Поединок с шестом»
|
|
На шесте длиной 2,5 метра делают в 70 сантиметрах от центра две отметки. Участники входят в круг диаметром 3 метра и берутся за концы шеста так, что левая рука находится у отметки, а правая - ближе к концу шеста. При этом конец шеста должен выступать наружу из-под правого плеча.
По сигналу игроки стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Запрещается перехватывать руки и вставать на колени. Поединок состоит из двух раундов. Во время второго раунда участники меняют положение рук.
157 «Боевые петухи»
На земле чертится круг диаметром 2 метра. Две команды становятся шеренгами напротив друг друга. Выбирают капитанов, которые посылают одного из своих игроков в круг. Каждый из них сгибает одну ногу, руки кладет за спину, и по сигналу участники поединка начинают плечом и туловищем выталкивать друг друга из круга, стараясь не вставать на вторую ногу. Нельзя также снимать руки со спины.
Игра продолжается до тех пор, пока все побывают в роли петухов, капитаны сражаются последними. Побеждает команда, в которой окажется больше победителей.
Поединок заканчивается вничью, если оба игрока (в паре) оказались за пределами круга.
158 «Подвижный ринг»
Толстую веревку или канат длиной 3-5 метров связывают свободными концами и кладут в середине площадки. Игроки распределяются по весовым категориям на четверки. Первая четверка подходит к канату с разных сторон и руками поднимает его, образуя ринг. В трех шагах за спиной каждого игрока кладут по мячу или городку.
По сигналу каждый игрок старается первым дотянуться до мяча и коснуться его ногой (взять городок рукой). Тот, кому это удастся, побеждает и отходит в сторону. Оставшаяся тройка игроков снова берет канат и тянет его уже по трем разным направлениям, стремясь выполнить то же задание. Победитель занимает 2-е место. Так же разыгрывается 3-е место: двое игроков тянут канат в противоположные стороны. Предметы за спиной игроков каждый раз переставляются, для чего на площадке можно сделать метки.
|
|
Затем соревнуются вторая, третья, четвертая группы и т. д. В финале встречаются победители, а в утешительных поединках - остальные участники игры.
159 «C ношей на спине»
Играющие парами стоят за общей линией, один смотрит по направлению бега, другой поворачивается к нему спиной. Партнеры захватывают друг друга согнутыми в локтях руками. По сигналу пары устремляются вперед. При этом один игрок, слегка согнувшись, несет на спине своего партнера до поворотной отметки, находящейся в 10 метрах.
Там они меняются ролями, и обратно к линии финиша (бывшего стартом) на спине своего товарища везет второй игрок. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, объявляется победительницей. Соответственно определяются 2-е и 3-е места. Если желающих соревноваться много, то победителей среди остальных можно определить, лишь проведя по нескольку забегов.
160 «Борьба всадников»
Ребята делятся на две команды, равные по силам, а затем в командах - на пары. В каждой паре «всадник» садится на плечи своему «коню». Команды выстраиваются возле средней линии, и по сигналу начинается борьба «всадников». Каждый старается поудобнее схватить своего соперника и стащить его с «коня», оставаясь сам в седле. «Кони» участия в борьбе не принимают, стараются лишь крепче держаться на ногах.
Если оба «всадника» выбиты из седла, поражение засчитывается тому, кто коснулся земли первым.
Затем игроки меняются ролями.