Филологические труды Ломоносова

Занятием «устройство родного языка» Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения (теория силлаботонического стиха, развитая в «Письме о правилах российского стихотворца» 1739), затем он обратился к утверждению основных начал русской литературной речи («Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» 1744 и «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика», 1748) и к нормативной деятельности в области русской грамматики («Российская грамматика» 1757). Чуть позже он разработал учение о 3-х стилях русского литературного языка («Предисловие о пользе книг церковных» 1758)

В 1748 году Ломоносов составляет «Краткое руководство к красноречию». Он дает высокую оценку русскому языку, который в то время был еще очень мало обработан. Риторическое учение складывалось веками, начиналось от классической древности, давала определенные правила и пренебрегая потребностями новой жизни и национального языка. Ломоносов дает риторику в прекрасной литературной и научной обработке. «Риторика» Ломоносова в свое время была замечательною и интересною книгой, давая ясные правила, приводя прекрасные литературные примеры, взятые из поэтических трудов.В этом труде Ломоносовым было проведено всестороннее исследование языка и в произносительной системе (аканье, большой план грамматических статей об ударении слов, устанавливает жесткие нормы для произношения, много материала относящегося к морфологической системе (спряжение, склонение, словообразованию и т.д.)). Ломоносов осознал, что в каждом языке наряду с элементами общечеловеческими есть черты своеобразные, заслуживающие такого же кристального изучения, такого же уважения, как и единые, всеобщие нормы языка. И Ломоносов разделил свою книгу на части - общую и специальную. В общей части рассматриваются основные грамматические категории во всех известных Ломоносовых языках (а он знал их очень много), а специальная часть - русская. Отмечая нередко несоответствие конкретного речевого материала идеальным нормам мышления, Ломоносов не призывает, как французские рационалисты, к ломке и переделке языка в угоду логике. Он, например, отмечает, что категория рода в русском языке нерациональна. Однако, указав на это несоответствие логики и грамматики, Ломоносов настаивает на том, что необходимо усвоить конкретные особенности заполнения родовых категорий в русском языке.Благодаря знанию иностранных языков, замечательной наблюдательности в области звуков русской речи по слуху и работам органов произношения Ломоносов отчетливо разобрался в звуках нашей речи и значении букв нашей азбуки (обязывает произносить почти так, как говорит народ, а писать так, как требуется по разным соображениям. Ломоносов дал также простые точные и основательные правила слитного и раздельного написания слов

Развитие сравнительно-историч языкозн 19в. Натуралистическое направление в науке (щлейхер). Психологическое направление в науки (штейнталь,потебня) логико грамматическое направление (Буслаев)

1 половина 19 в. связана с нач этапом развития сравнительно-исторического языкознания. 2 этап развития лингвистического компаративизма (нач 50-х—2 половина 70-х гг. 19 в.) ознаменовался усилением степени строгости исследовательского метода, попытками реконструировать гипотетический индоевропейский праязык, отказом от логического подхода.
Представители лингвистич натурализма, вдохновлённые успехами дарвинизма, обратились к естествознанию, имеющему дело с генезисом биологических систем и ставящему своей целью открыть регулярные законы биологической эволюции. Внедрение в яз-ние принципа натурализма означало распространение на изучение языка и речевой деятельности принципов и методов естественных наук. Язык был признан природным явлением, развивающимся независимо от воли говорящего, эволюционным путём (подобно росту кристалла) и существующим в материальной форме, в виде звуков и знаков, которые воспринимаются органами слуха (зрения). Было проведено резкое отграничение языкознания как естественной науки, изучающей фонетическое и морфологическое строение языка, объективные законы его развития, от филологии, имеющей дело с текстами как явлениями культуры. На вооружение были приняты естественнонаучные методы наблюдения, сравнения и систематизации.
Выдающимся представител этапа развития лингвистичес компаративизма был Август Шлейхер (1821—1868). А. Ш. ревностно следовал идеям дарвинизма, Фактически у Ш отсутствует отождествление языка с естественным организмом. И вместе с тем он отказывается считать язык проявлением особого духовного начала
Ш направляет внимание на исследование условий речевой деятельности. Он признаёт, что материальной основой языка являются мозг, органы речи и органы чувств, что действительное назначение языка — быть органом мысли, мышлением в звуковой материи. Язык он понимает как “звуковое выражение мысли”. Он признаёт равнозначность образования языка, с одной стороны, и развития мозга и органов речи, с другой. Язык, по его мнению, создаётся на основе звукоподражаний и непроизвольных выкриков, при одновременном формировании материального субстрата мышления и механизма говорения, и в этом процессе находит воплощение собственно человеческая способность к реализации духа в членораздельных звуках. А. Ш идёт по пути приближения к современному учению о связи языка с деятельностью высшей нервной системы.

Псих направление в яз-нии возникло как реакция на учения представителей натуралистического и логического направлений. Его истоки у Гумбольдта. Связь мыслительной деят-ти с психологией речи хар-на для всех школ лигв психологизма

Основатель направл – Штейнталь. Для псих направления хар-но стремление установить закономерности реч деят-ти, особенности внутр формы языка. Языковеды псих напраления рассматривали реч деят как ассоциативную, при кот сравнение и апперцепция играют большую роль, чем логич правила. Сторонники псих напр создали учение о грам категории и значении слова, его прямых и косвенных значениях. В России основателем псих яз-ния является Александр Афанасьевич Потебня (1835—1891). Его основные работы: “Мысль и язык”, “Два исследования о звуках русского языка”, “Из записок по русской грамматике”, “К истории звуков русского языка”, “Объяснения малорусских и сродных народных песен”, “Значения множественного числа в русском языке”. “Этимологические заметки”. Лингвистические взгляды П складывались под влиянием В. фон Гумбольдта и Х. Штайнталя. Он сближает и вместе с этим разграничивает задачи языкознания и психологии. Для него сравнительный и исторический подходы неразрывно связаны. Сравнительно-историческое языкознание представляет собой протест против логической грамматики. Язык понимается как деятельность, в процессе которой беспрерывно происходит обновление языка, изначально заложенного в человеке в качестве творческого потенциала. А.А. Потебня утверждает тесную связь языка с мышлением и подчёркивает специфичность языка как формы мысли, но “такой, которая ни в чём, кроме языка, не встречается”. Логика квалифицируется как наука гипотетическая и формальная, а психология (а тем самым и языкознание) как наука генетическая. Язык трактуется как средство не выражать уже готовую мысль, а создавать её. Различаются логические и языковые (грамматические) категории. Подчёркивается, что последних несравненно больше и что языки различаются между собой не только в звуковой форме, но и строем выразившейся в них мысли, своим влиянием на последующее развитие народов. Речь считается одной из сторон большого целого, а именно языка. П принадлежат утверждения о нераздельности речи и понимания. Внимание обращается прежде всего на динамическую сторону языка — речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: