Закон «о лоббировании»

Законодательное закрепление лоббистской деятельности является фактором, в значительной мере определяющим эффективность взаимодействия между деловым сообществом и органами государственной власти. При этом следует признать тот факт, что принятие одного законодательного акта не сможет в корне изменить ситуацию.

Законодательное закрепление лоббистской деятельности является фактором, в значительной степени определяющим эффективность, прозрачность и легальность взаимодействия между деловым сообществом и органами государственной власти в сфере продвижения финансовых интересов. Однако, несмотря на более чем десятилетнюю дискуссию, по различным причинам закон до сих пор не принят, что существенно осложняет работу большинства компаний с государственными органами, вынуждая использовать нецивилизованные лоббистские методы, способствующие коррупции.

Вместе с тем, очевидным является тот факт, что принятие одного законодательного акта не сможет в корне изменить сложившуюся ситуацию, и именно поэтому институционализацию лоббистской деятельности следует рассматривать лишь как одно из направлений в комплексе мер, направленных на повышение транспарентности и эффективности взаимодействия бизнеса и государства.

Долгая дискуссия вокруг закона не принесла существенных результатов. Представленная ниже таблица позволяет проследить хронологию процесса разработки законопроекта.

  Год Состояние процесса
  1992-1993 Начало работы над законопроектом о лоббировании в рамках комитетов Верховного Совета РФ
1994-1995 Просветительская работа, направленная на привлечение общественного внимания к законодательству о лоббировании
1995 (октябрь) Внесение законопроекта в Государственную Думу (авторы В.А. Лепехин и С.А. Автономов)
1996 (декабрь) Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (второго созыва) были проведены парламентские слушания на тему «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»
1997 (апрель) В Торгово-промышленной палате проходит «круглый стол» по вопросам лоббизма
1997 (май) В Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) проходит еще один «круглый стол» на тему «Механизм регулирования лоббистской деятельности в современной России»
  Внесение в Государственную Думу законопроекта «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (№ 97801795-2 вносился депутатами В.И.Зоркальцевым, Г.Н.Махачевым, А.В.Чуевым) (снят с рассмотрения)
  Внесение в Государственную Думу законопроекта «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (№ 396138-3 вносился депутатами Б.Б.Надеждиным, Б.Е.Немцовым, И.М.Хакамадой) (снят с рассмотрения)
2005 (январь) Заседание Комитета Ассоциации Менеджеров по отношениям с органами власти. Обсуждение состояния дискуссии и перспектив принятия закона «О лоббировании».
       

Среди основных причин, по которым закон так и не был принят, можно выделить следующие:

· Повышение прозрачности взаимодействия бизнеса и власти не отвечает интересам определенных кругов. В органах власти и в деловом сообществе сохраняются определенные круги, не заинтересованные в повышение прозрачности взаимодействия бизнеса и власти и стремящиеся сохранить существующее положение. Принятие закона представляет для них серьезные риски.

· Де факто существует множество форм взаимодействия, действующих на практике, но не входящих в регуляторное поле закона. Лоббистская деятельность как процесс представления и защиты групп интересов всегда присутствует в общественной жизни. За прошедшие годы в России было сформировано множество разнообразных форм лоббирования бизнесом своих интересов. Так, например, крупные предприятия располагают достаточными средствами для самостоятельного продвижения собственных интересов и часто в посредниках в этой сфере не нуждаются. Другие предприятия при отстаивании своих интересов активно используют механизмы отраслевых ассоциаций, деловых объединений. Однако даже такие мощные, интегрированные лоббистские структуры, как РСПП или ТПП РФ, не всегда являются эффективными вследствие того, что власть попросту игнорирует их инициативы. Что касается мелкого бизнеса, то, помимо ОПОРы, для него вообще практически отсутствуют какие бы то ни было отраслевые организации, поэтому положение дел в этом сегменте является сложным.

· Отсутствие у бизнеса четкой формулировки собственных интересов в сфере взаимодействия с органами власти. Интересы делового сообщества остаются крайне разрозненными и варьируются в зависимости от размера и специфики деятельности компаний. В настоящее время деловое сообщество не располагает консолидированным списком требований в области закрепления прав и обязанностей при взаимодействии с государством, который можно было бы предъявить власти и урегулировать одним законом.

· Низкая компетентность сотрудников органов государственной власти. Низкий уровень профессионализма чиновников не позволяет сегодня рассчитывать на оперативную и качественную разработку профессиональных законодательных актов в такой сложной сфере, как лоббирование.

· Несовершенство разработанных законопроектов. Так, оба законопроекта, вносимые в Государственную Думу[6], были сняты с рассмотрения вследствие серьезных конструктивных недоработок. Многие положения законопроектов спорны, к тому же они регулируют лишь часть процедуры лоббирования – процесс непосредственного контакта представителя бизнеса с властью, оставляя без внимания все другие этапы лоббирования. Все это обуславливает низкую заинтересованность, а отсюда и низкую активность делового сообщества в их принятии.

· Отсутствие достаточной политической воли для принятия закона. В настоящее время власть не только не прислушивается к предложениям делового сообщества, но и зачастую просто игнорирует их, какими бы эффективными они ни были. В дискуссии, проводимой вокруг закона о лоббировании, ощущается стремление представителей государства не проявлять чрезмерной активности.

Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной инициативности и заинтересованности самого бизнес-сообщества в принятия этого закона на фоне игнорирования властными органами потребности в официальном закреплении форм и процедур лоббистской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: