Перспективы развития

Для продолжения формирования цивилизованного диалога бизнеса и власти целесообразным видится следующий комплекс действий[7]:

· Развитие цивилизованного взаимодействия бизнеса и власти не ограничивается законом «О лоббировании». Кроме самого закона потребуется внесение изменений во множество действующих законов, например, в ФЗ «О Правительстве РФ», а также принятие новых нормативных актов. Важнейшим направлением является закрепление механизмов обязательного рассмотрения органами власти предложений делового сообщества.

· Должны быть созданы эффективные каналы коммуникации, при помощи которых деловое сообщество могло бы оперативно получать информацию, касающуюся кадровых перестановок в органах власти. Подобный метод смог бы преодолеть сложившуюся сегодня ситуацию, когда на сайте министерства или ведомства контакты того или иного чиновника либо не указаны вообще, либо не соответствуют действительности.

· Необходимым аспектом успешного взаимодействия бизнеса и власти видится также информирование со стороны государственных органов о планах их деятельности в долгосрочной перспективе. Реализация многих бизнес-проектов рассчитана на многие годы вперед, и именно поэтому знание того, какие властные решения будут приняты в будущем, позволит своевременно корректировать действия компаний.

· Закон о лоббировании является позитивной вехой в области российских government relations, однако для его принятия необходимо эффективное аналитическое сопровождение со стороны делового сообщества, что требует его консолидации и соглашения пойти на значительные финансовые затраты.

· Необходимой является разработка единой системы этических норм, регулирующих лоббистскую деятельность и устанавливающих допустимые пределы в плане методов и средств воздействия, а также очерчивающих круг органов государственной власти, в отношении которых лоббирование может быть признано правомерным.

· Следует расширить полномочия отраслевых и межотраслевых деловых объединений с целью увеличения возможности бизнес-сообщества представлять свои интересы в органах государственной власти.

· Наконец, одним из ключевых моментов в диалоге «бизнес – государство» можно считать и развитие системы коммуникаций, получившей на Западе название «феномен вращающихся дверей». Суть ее сводится к тому, что менеджеры компаний переходят на работу в государственные учреждения, после чего снова возвращаются в бизнес. Подобная практика помогает не только увидеть «изнутри» работу государственного аппарата, но и значительно увеличить эффективность деятельности органов власти вследствие прихода в них профессиональных управленцев.

Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что законодательное закрепление лоббистской деятельности является важным, но далеко не единственным фактором процессе формирования цивилизованного взаимодействия бизнеса и власти. Необходимой является консолидация делового сообщества с целью конкретизации собственных интересов. Компании должны сами выступать с необходимыми им законодательными инициативами, принимая при этом на себя часть функций по аналитическому сопровождению разрабатываемых нормативных актов.

Информационная открытость и прозрачность органов государственной власти также является немаловажным фактором, влияющим на эффективность продвижения интересов делового сообщества в органах государственной власти. Очевидно, что на сегодняшний день остро стоит проблема формирования новых каналов коммуникации между бизнесом и властью, способных как повысить доступность чиновников, так и давать максимально полную и своевременную информацию о кадровых перестановках и долгосрочных планах государственных органов. Кроме того, развитие системы горизонтальной ротации кадров по принципу «бизнес – власть – бизнес» призвано в значительной степени повысить профессионализм сотрудников государственного аппарата.

Жизнь бизнеса, который во многих странах стремится договориться с властью и обеспечить наиболее благополучное существование, почти не имеет ничего общего с действительностью, в которой существует российский крупный бизнес. В нашей стране в Парламент или в Кремль попадают люди не потому, что их поддержали бизнес круги, своими деньгами поручившиеся за выдвинутого и субсидированного кандидата и тем самым отмерившие ему "коридор" для политических маневров, а наоборот, становятся собственниками или топ-управленцами компаний и предприятий потому, что были близки к власти или были частью власти. Такого рода самопаразитирующая система не нуждается ни в правилах цивилизованного лоббирования, ни в широких обсуждениях инициатив, ни в общественных дискуссиях, которые априори чужды этой модели. И даже псевдо-лоббистские структуры вроде РСПП или Деловой России не столько занимаются лоббированием в формате именно формирования пакетов конкретных потребностей от власти и разработкой взвешенных правовых инициатив, сколько самопиаром, выкачкой взносов со своих членов и предоставлением коммуникационной площадки для развращения чиновничества.

Развитие России в сторону формирования рынка лоббирования возможно только при условии либерализации политической и экономической жизни. Государство должно отступить в тень, сократить степень правовой и околоправовой урегулированности всех аспектов жизни, но жестко и единообразно требовать соблюдения сокращенного законодательства через независимую от исполнительной и законодательной власти систему судов.

Выводы:

1. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной инициативности и заинтересованности самого бизнес-сообщества в принятия этого закона на фоне игнорирования властными органами потребности в официальном закреплении форм и процедур лоббистской деятельности.

2. Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что законодательное закрепление лоббистской деятельности является важным, но далеко не единственным фактором процессе формирования цивилизованного взаимодействия бизнеса и власти. Необходимой является консолидация делового сообщества с целью конкретизации собственных интересов. Компании должны сами выступать с необходимыми им законодательными инициативами, принимая при этом на себя часть функций по аналитическому сопровождению разрабатываемых нормативных актов.

3. Информационная открытость и прозрачность органов государственной власти также является немаловажным фактором, влияющим на эффективность продвижения интересов делового сообщества в органах государственной власти. Очевидно, что на сегодняшний день остро стоит проблема формирования новых каналов коммуникации между бизнесом и властью, способных как повысить доступность чиновников, так и давать максимально полную и своевременную информацию о кадровых перестановках и долгосрочных планах государственных органов. Кроме того, развитие системы горизонтальной ротации кадров по принципу «бизнес – власть – бизнес» призвано в значительной степени повысить профессионализм сотрудников государственного аппарата.

4. Жизнь бизнеса, который во многих странах стремится договориться с властью и обеспечить наиболее благополучное существование, почти не имеет ничего общего с действительностью, в которой существует российский крупный бизнес. В нашей стране в Парламент или в Кремль попадают люди не потому, что их поддержали бизнес круги, своими деньгами поручившиеся за выдвинутого и субсидированного кандидата и тем самым отмерившие ему "коридор" для политических маневров, а наоборот, становятся собственниками или топ-управленцами компаний и предприятий потому, что были близки к власти или были частью власти. Такого рода самопаразитирующая система не нуждается ни в правилах цивилизованного лоббирования, ни в широких обсуждениях инициатив, ни в общественных дискуссиях, которые априори чужды этой модели. И даже псевдо-лоббистские структуры вроде РСПП или Деловой России не столько занимаются лоббированием в формате именно формирования пакетов конкретных потребностей от власти и разработкой взвешенных правовых инициатив, сколько самопиаром, выкачкой взносов со своих членов и предоставлением коммуникационной площадки для развращения чиновничества.

5. Развитие России в сторону формирования рынка лоббирования возможно только при условии либерализации политической и экономической жизни. Государство должно отступить в тень, сократить степень правовой и околоправовой урегулированности всех аспектов жизни, но жестко и единообразно требовать соблюдения сокращенного законодательства через независимую от исполнительной и законодательной власти систему судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: