Параметры и возможные формы организованной самостоятельной работы студентов

Основные формы организации самостоятельной работы студентов в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях по существу не имеют отличий и определяются следующими параметрами:

– содержание учебной дисциплины;
– уровень образования и степень подготовленности студентов;
– необходимость упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.

Исходя из этих параметров, могут быть предложены следующие формы ОргСРС:

– рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока;)
– семестровые задания (по общетехническим и специальным дисциплинам);
– курсовые работы (по общетехническим и специальным дисциплинам);
– курсовые проекты (по общетехническим и выпускающим кафедрам);
– аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.

Форму ОргСРС предлагать кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин. При этом они могут установить и другие формы, не указанные выше, если с ними соглашается научно-методический совет по направлению (или специальности)

При подобном подходе использование строго определенного учебного пособия по каждой дисциплине позволяет:

- изменить саму форму подачи материала и отступить от тандема "лекция-практика";

- преподавателю работать с отдельной учебной группой, что позволяет оценить степень подготовленности каждого студента в результате самостоятельного предварительного изучения материала;

- студентам самостоятельно изучить учебное пособие в сочетании с аудиторной работой с преподавателем, причем определение удельного веса каждой из них оставлено на усмотрение преподавателя.

Примечательно, что количество так называемых кредитных часов, отводимое на каждую дисциплину учебного плана, определяется размером финансирования учебного заведения и характеризует объем аудиторной работы студентов. Объем же самостоятельной работы по курсу и ее форму определяет непосредственно преподаватель, читающий данный курс.

Представляет интерес также тесная связь учебного процесса с рынком, производством и возможными сферами будущей деятельности студента. По каждой дисциплине, читаемой в вузе, назначается консультант из компании, сотрудничающей с данным учебным заведением. Учебный процесс обеспечивается реальной информацией, поступающей из тех же источников.

Студенты имеют возможность проходить практику, которая носит не только ознакомительный характер, на конкретных рабочих местах. Время и место прохождения практики в первую очередь, конечно, зависит от профиля учебного заведения. Так, например, в Лимбургской Школе Экономики на большинстве факультетов студенты проходят практику дважды: в течение одного (осеннего) семестра третьего курса и в течение последнего семестра четвертого курса перед защитой диплома бакалавра. Для студентов факультета международного бизнеса эта схема изменена: весь третий курс они обязаны провести за границей, один семестр обучаясь в подобном же учебном заведении, а в течение другого - работая на реальном рабочем месте в той же стране. Однако, при такой системе, которая действительна для факультетов международного бизнеса всех вузов Нидерландов, студенты не имеют специально отведенного времени на прохождение преддипломной практики и пишут дипломную работу в течение заключительного семестра параллельно с аудиторной работой.

Еще одной формой самостоятельной работы студентов, является наличие в учебном плане так называемого интегрированного курса, в течение которого небольшие группы студентов (3-5 чел.) занимаются решением проблемы, основанной на реальной информации (предоставленной одной из сотрудничающих с вузом компаний) и требующей применения знаний, полученных из нескольких изученных ранее дисциплин. Работа осуществляется под наблюдением представителей различных кафедр учебного заведения. Представляется целесообразным введение подобной формы самостоятельной работы студентов и в наших условиях, так как позволит не только обобщить теоретические знания студентов, но и более активно прививать им навыки практической деятельности в современных условиях.

Таким образом, для выполнения требований образовательного стандарта временного объема и соответствующей организации СРС необходимо:

– сформировать достаточную степень подготовленности студентов к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины студентов;

– разработать нормативы по определению объемов внеаудиторной СРС для преподавателя и для студента, осуществлять календарное планирование хода и контроля выполнения СРС;

– наличие специальной учебно-методической литературы, причем наряду с конспектами лекций, сборниками задач и другими традиционными материалами, необходимы их электронные версии, тем более, что многие студенты сегодня имеют домашние компьютеры;

– необходимы новые поколения тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, которые позволяли бы студенту в удобное время и в привычном для него темпе самостоятельно приобретать знания, умения, навыки;

– высокая обепеченность компьютерной и множительной техникой, доступной для преподавателей и студентов;

– усиление консультационно-методической роли преподавателя;

– возможность свободного общения между студентами, между студентами и преподавателем;

– перестройка традиционных форм учебных занятий, освободив их от школярских приемов обучения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: