Одна из задач статистики состоит в том, чтобы анализировать данные, полученные на части популяции, с целью сделать выводы относительно популяции в целом.
Популяция (генеральная совокупность) в статистике относится ко всем существам или предметам, образующим общую изучаемую совокупность, будь то атомы или студенты, посещающие то или иное кафе.
Выборка — это небольшое количество элементов, отобранных с помощью научных методов так, чтобы она была репрезентативной, т.е. отражала популяцию в целом.
К выборке применяется ряд обязательных требований, определяемых целями и задачами исследования. Все они сводятся к тому, что на основе выборки должна быть получена наиболее полная, неискаженная информация об особенностях генеральной совокупности. Для этого необходимо, чтобы объем выборки был достаточно велик и все основные признаки в ней должны быть представлены приблизительно в одной и той же пропорции и с той же частотой, с которой они выступают в данной генеральной совокупности. Такая выборка называется репрезентативной (или представительной). Для этого каждый из объектов выборки должен быть отобран случайным образом, т.е. все объекты генеральной совокупности должны иметь одинаковую вероятность попасть в выборку.
|
|
При отборе элементов в выборку можно получить повторную и бесповторную выборку (выборку с возвратом и без возврата). В первом случае каждый из объектов генеральной совокупности может попасть в выборку только один раз, во втором – несколько раз.
Также в психологических исследованиях выделяют независимую (несвязную) и независимую (несвязную) выборки. Независимой (несвязной) является та выборка, у которой процедура исследования и полученные результаты измерения некоторого признака у испытуемых этой выборки не оказывает влияния на особенности протекания этого же исследования у испытуемых другой выборки. Зависимой (связной) является та выборка, у которой процедура исследования и полученные результаты измерения некоторого признака у испытуемых этой выборки оказывает влияние на особенности протекания этого же исследования у испытуемых другой выборки.
Например, при исследовании зрительной памяти у детей 7 лет и 12 лет мы имеем две независимых выборки. А при исследовании зрительной памяти у детей 7 лет до и после проведения специальных занятий по развитию этой памяти мы имеем две зависимые выборки (дети до проведения занятия, дети после проведения занятий).