Часть 1. 1.4.1.Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки [1]

1.1.Назначение и краткое описание привода [1].

Курсовой проект является заключительным этапом в изучении общеинженерного курса “Прикладная механика” и имеет своей целью приобретение студентом навыков практического применения знаний, развитие умения пользоваться справочной литературой и стандартами, ознакомление с основными правилами и приемами проектирования механизмов и машин.

Знания и опыт, приобретенные студентами при выполнении курсового проекта, послужат базой для изучения устройства, принципов работы и основ проектирования специального технологического оборудования. Наиболее характерными темами курсовых проектов являются приводы машин металлургического, литейного, сварочного, коксохимического производства или общего назначения.

Курсовой проект состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки (30…40 страниц формата А4).

Содержание графической части проекта и расчетно-пояснительной записки изложено в специальных методических указаниях.


1.2.Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода[1].

Основными исходными данными для выбора электродвигателя являются мощность на выходном валу привода и частота вращения его вала.

Требуемая мощность электродвигателя:

где P-мощность на выходном валу привода;

общий КПД привода.

При последовательном соединении механизмов общий КПД привода определяется как произведение значений КПД входящих в него механизмов (передач):

Рекомендуемые значения КПД:

ηМ = 0.98 [2]

ηЦП = 0.91 [2]

ηЗП = 0.98 [2]

Ртр= 2.7/0.874= 3.09 Вт

Выбираем Рдв так, что бы Рдв была больше Ртр

Рдв=4 кВт

Требуемая частота вращения вала электродвигателя:

nдв.тр = nвых* iобщ

где nдв.тр -частота вращения выходного вала привода,

iобщ общее передаточное отношение привода, определяемое как произведение значений передаточных отношений входящих в него передач:

iобщ = iзп* iцп

Рекомендуемые значения передаточных отношений для различных передач:

iзп = 4 [2]

iцп = 3 [2]

nдв.тр = 110*4*3= 1320 об/мин

По полученным значениям Ртр и nдв.тр подбирается электродвигатель трехфазный асинхронный короткозамкнутый серии 4А (закрытый обдуваемый) по ГОСТ 19523-81.

Двигатель 100L4/1430

Номинальная частота вращения двигателя n1 = nн = 1430 об/мин

По принятой частоте вращения вала электродвигателя при номинальной нагрузке nн и частоте вращения выходного вала n уточняется передаточное отношение привода:

iобщ = nн / n =1430/110= 13

iцп = iобщ /iзп = 13/ 4 = 3.25

Рассчитаем угловые скорости вращения валов привода:

I вал: ω1 = π *n1/30= 3.14*1430/30=149.75 рад/с

II вал: n2 = n1 / iзп=1430/4=357.5

ω2 = π *n2/30=3.14*357.5/30=37.44 рад/с

III вал: n3 = n2/ iцп=357.5/3.25=110

ω3 = π *n3/30=3.14 *110/30=11.51 рад/с

Вращающие моменты на валах определяют из условия постоянства мощности с учетом потерь:

Т1= Ртр/ω1= 3.09/149.75=2.06* 10 Нмм

Выбор электродвигателя:

должна быть больше чем выбираем мощность двигателя: =2,2 кВт [2];

Принимаем [2], (желательно меньше, чем ) [2];

· =4·3=12;

Нужно подобрать стандартное значение ( > ), оно равно: [2];

По полученным значениям и подбираем электродвигатель: двигатель 90L4/1425 [2],

где 1425-номенальная частота вращения двигателя;

Находим точное значение :

Уточняем передаточное отношение цепной передачи : =

Кинематический расчет:

Угловые скорости вращения валов привода:

1)

2)

3)

Силовой расчет:

1)

2)

3)


1.4.Последовательность проектного расчета закрытых цилиндрических передач [1].

1.4.1.Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки [1].

При выборе материала для шестерни и колеса следует ориентироваться на применение одной и той же марки стали, но с различной термической обработкой, чтобы твердость шестерни была не менее, чем на 20…30 единиц HB больше твердости колеса при прямых зубьях и более 40 единиц HB - при косых и шевронных зубьях.

При твердости шестерни и колеса 45 HRC и более не требуется обеспечивать повышенную твердость материала шестерни.

Таблица 1. Механические характеристики сталей для зубчатых колес.

Марка стали Вид термической обработки Предельный диаметр заготовки шестерни, мм Предельная толщина или ширина обода колеса, мм МПа МПа МПа Твердость поверхности HB (HRC)
  Нормализа-ция Любой Любая        
  Улучшение            

Механические характеристики сталей для зубчатых колес приведены в табл.1. Для сравнения твердости, выраженной в единицах HB и HRC, можно пользоваться примерной зависимостью:

1 HRC 10HB.

Таким образом, твёрдость шестерни составит HB1 = 235, а колеса — HB2 = 205

1.4.2.Определение допускаемых контактных напряжений для шестерни и колеса [1].

Циклограмма режима нагружения:


Определение допускаемых контактных напряжений регламентируется ГОСТ 21354-75:

где предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения (см. табл. 2); коэффициент безопасности (табл. 2); коэффициент долговечности, определяемый по формуле:

Таблица 2. Значения предела контактной выносливости и коэффициента безопасности.

Термическая или термохимическая обработка Средняя твердость , МПа
Нормализация или улучшение 350HB 2(HB)+70 1,1

Значения базового числа циклов нагружения Эквивалентное число циклов нагружения за весь срок службы передачи при постоянной нагрузке:

при переменной нагрузке:

где n- частота вращения шестерни (колеса), мин ; - срок службы передачи под нагрузкой, ч; c- число зацеплений (число одинаковых зубчатых колес, одновременно находящихся в зацеплении с данной шестерней (колесом)(с=1); заданы циклограммой нагружения ( наибольший длительно действующий момент)); m-показатель степени, m=3.

Значения , принимаемые к расчету, могут быть в пределах для мягких и для твердых (>350HB) колес.

Расчет прямозубых передач ведут по меньшему из полученных для шестерни и колеса значений .

Для непрямозубых передач:

при этом должно выполняться условие:

где , как правило, является .

Расчет:

Так как нагрузка переменная то пользуемся формулой для переменной нагрузки:

где

Так как , то принимаем:


1.4.3.Определение допускаемых напряжений при расчете зубьев на изгиб[1].

Допускаемые напряжения определяются по формуле:

где предел выносливости на изгиб при базовом числе циклов нагружения (табл. 3); -коэффициент безопасности (табл. 3); коэффициент долговечности:

где m- показатель степени, зависящий от твердости: m=6 при твердости 350HB; m=9 при твердости >350HB; эквивалентное число циклов нагружения зубьев за весь срок службы передачи, определяемое по формулам: и но при этом в формуле m=6 при твердости 350HB; m=9 при твердости >350HB. Принимаем m=6, c=1.

Значения , принимаемые к расчету, могут быть в пределах при твердости 350 HB и при твердости >350 HB.

Таблица 3. Значения пределов выносливости и требуемых коэффициентов безопасности .

Термическая обработка и марка стали Твердость HB или HRC МПа
Нормализация или улучшение 180…350 HB 1,35(HB)+100 или 1,8(HB) 1,65

Расчет:

Так как , то

=1,65;


1.4.4.Определение предельно допускаемых напряжений [1].

При кратковременных перегрузках (расчет на пиковые нагрузки) предельно допускаемые напряжения определяются по эмпирическим зависимостям:

при твердости 350 HB;

HRC при твердости >350 HB;

при твердости 350 HB;

при твердости >350 HB;

Расчет:


1.4.5.Определение межосевого расстояния [1].

Выполняется по формуле:

где U- передаточное число ступени редуктора; A- численный коэффициент, A=310 для прямозубых передач; A=270 для косозубых и шевронных передач; T - вращающий момент на валу колеса (Н·мм); - коэффициент ширины зубчатого венца. По ГОСТ 2185-66

может принимать значения: 0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25. Для прямозубых передач =0,125…0,25; для косозубых =0,25…0,4; для шевронных =0,5…1,0; коэффициент нагрузки.

где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для прямозубых передач =1, для непрямозубых =1,0…1,15; - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца (табл. 4).

Таблица 4. Ориентировочные значения .

Расположение колес относительно опор Твердость
Симметричное 1,0…1,15 1,05…1,25

- коэффициент динамичности нагрузки, =1…1,1.

По полученному значению принимается ближайшее стандартное по ГОСТ 2185-66 (мм):

40; 50; 63; (71); 80; (90); 100; (112); 125; (140); 160; (180); 200; (224); 250; (280); 315; (355); 400.

Расчет:

U=4; A=310 для косозубых передач; T =173712,728 (Н мм); =0,25;

=1; =1,1; =1,05;

По ГОСТ 2185-66 принимаем стандартное значение =160(мм).

1.4.6.Выбор модуля зацепления [1].

При твердости зубьев шестерни и колеса m=(0,01…0,02) ; при твердости зубьев шестерни 45 HRC и колеса 350 HB m=(0,0125…0,025) ; при твердости зубьев шестерни и колеса m=(0,016…0,0315) .

По ГОСТ 9563-80 принимается ближайшее стандартное значение модуля, (мм): 1,5; (1,75); 2,0; (2,25); 3,0; (3,5); 4,0; (4,5); 5,0; (5,5); 6,0; (7,0); 8,0; (9,0); 10… (значения в скобках менее предпочтительны).

Для косозубых и шевронных колес стандартным считают нормальный .

Расчет:

=(0,01…0,02)* =(1,6…3,2);

По ГОСТ 9563-80 принимаем стандартное значение =3.


1.4.7.Определение суммарного числа зубьев [1].

Для прямозубых передач:

для косозубых и шевронных:

где - угол наклона зубьев. Для прямозубых передач , для косозубых ° и для шевронных °.

Расчет:


1.4.8.Определение числа зубьев шестерни и колеса [1].

при этом:

По округленным до целых значениям зубьев уточняется передаточное число Расхождение с принятым ранее номинальным передаточным числом не должно превышать ±2,5%.

Расчет:

При этом 17·(cos0°)


1.4.9.Проверка межосевого расстояния [1].

Для прямозубых колес: для косозубых и шевронных:

Если полученное значение не соответствует ранее принятому стандартному, расхождение устроняется изменением угла наклона зубьев:

где - стандартное значение.

Вычисление производится с точностью до пяти значащих цифр. Действительный угол наклона зубьев при этом определяется с точностью до 1 секунды. Рекомендуется проверить расчеты, определив:

с точностью до сотых долей миллиметра и убедиться, что соответствует значению, принятому ранее.

Расчет:

что соответствует принятому ранее значению.

Проверка:


1.4.10.Проверка значения [1].

Если принятое ранее значение должно выполняться условие:

В данном случае проверить , т. к. =0, значить принимаем

Ширина зубчатого венца колеса шестерни мм с последующим округлением до целых значений.

Расчет:


1.4.11.Проверка правильности принятых ранее значений размеров заготовок [1].

Диаметр заготовки для шестерни:

мм;

ширина заготовки для зубчатого венца колеса: мм; толщина заготовки для обода колеса: мм. Полученные значения размеров заготовок не должны превышать принятых ранее по табл. 1.

Расчет:


1.4.12.Определение окружной скорости в зацеплении [1].

Расчет:


1.4.13.Назначение степени точности передачи в зависимости от окружной скорости [1].

Для редукторов назначение степени точности ниже 8-й нецелесообразно.

Таблица 5. Степень точности зубчатых передач по ГОСТ 1643-81.

Передача Зубья Предельная окружная скорость, м/с при степени точности
       
Цилиндрическая Прямые        
Непрямые        

Руководствуясь данной таблицей и полученными выше значениями, принимаю степень точности равной 8.


1.4.14.Уточнение коэффициента нагрузки [1].

где =1 для прямозубых передач; для непрямозубых см табл. 6.

Таблица 6. Значение коэффициента для непрямозубых колес.

Степень точности Окружная скорость, м/с
до 1        
  1,06 1,09 1,13 - -

Значения и принимаются по табл. 7, 8.

Таблица 7. Значение коэффициента .

Твердость 350HB Твердость > 350HB
Расположение колес Расположение колес
консольное несимметр. симметричное консольное несимметр. симметричное
0,6 1,24 1,06 1,02 1,50 1,14 1,04

Таблица 8. Значение коэффициента .

Степень точности Зубья Твердость HB Окружная скорость, м/с
До 3 3…8 8…12,5 12,5…20
  Прямые 350HB 1,25 1,45
> 350HB 1,2 1,35

Расчет:

=1; =1,02; =1,45;


1.4.15.Проверка величины расчетного контактного напряжения [1].

полученное значение расчетного напряжения должно находиться в пределах

Расчет:

Полученное значение находится в пределах значит значение рассчитано верно.


1.4.16.Проверка контактной прочности при кратковременных перегрузках [1].

где -расчетное напряжение.

Расчет:

Так как , то должно быть меньше или равно


1.4.17.Проверка зубьев на выносливость при изгибе [1].

где -коэффициент формы зуба, зависящий от числа зубьев (для непрямозубых колес от- эквивалентного числа зубьев

z                       100 и более
4,26 4,07 3,98 3,92 3,88 3,81 3,79 4,70 4,65 3,62 3,61 3,60

- коэффициент, учитывающий наклон зубьев.

Для прямозубых колес =1, для непрямозубых =1- .

коэффициент нагрузки,

где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями.

Для прямозубых передач =1, для непрямозубых значения следующие:

Значение коэффициента

Степень точности        
0,7 0,8 0,9 1,0

Таблица 9. Значение коэффициента .

Твердость Расположение колес
симметричное несимметричное консольное, шариковые подшипники консольное, роликовые подшипники
0,6 350 HB 1,05 1,12 1,62 1,40

Таблица 10. Значение коэффициента .

Зубья Степень точности Твердость, HB Окружная скорость, м/с
  3…8 8…12,5
Прямые   350 HB 1,25 1,45
>350 HB 1,2 1,35

- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца (табл. 9). - коэффициент динамичности нагрузки (табл. 10).

Расчет по формуле выполняется для менее прочного из пары зубчатых колес, т.е. для того, у которого отношение имеет меньшее значение.

Расчет:

;

62.036 < 63.771 расчёт выполняем для колеса

=3,605;

=1;

=1; =1,05; =1,45;

1·1,05·1,45=1,5225;

должно быть меньше или равно


1.4.18.Проверка зубьев на изгиб при кратковременных перегрузках[1].

где - расчетное напряжение, полученное по формуле

Расчет:

Так как , то должно быть меньше или равно ,


1.4.19.Определение и сведение в таблицу основных параметров передачи[1].

Таблица 11. Основные параметры зубчатой передачи.

Наименование параметра Обозначение и численные значения
1. Вращающий момент на ведомом валу, Н*м =44.3
2. Угловые скорости валов, рад/с =46
=12
3. Межосевое расстояние, мм =160
4. Модуль, мм: нормальный =3
5. Угол наклона зубьев, град =0
6. Число зубьев: шестерни колеса =21
=86
7. Диаметр делительный, мм: шестерни колеса =63
=258
8. Диаметр вершин, мм: шестерни =69
колеса =264
9. Диаметр впадин, мм: шестерни колеса =55.5
=250.5
10. Ширина зубчатого венца, мм: шестерни колеса =50
=40
11. Силы в зацеплении, Н: окружная радиальная осевая =1406.35
=511.87
=0


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: