Союз сменил несколько вариантов программы от первой, краткой, почти дословно копировавшей соответствующий документ «Русского собрания», до пространной редакции, признанной в 1906 г. эталонной для всех остальных монархических организаций.[29]
Структура СНР отразила своеобразный процесс развития от небольшого черносотенного кружка до всероссийской организации. Первый устав СНР, по признанию авторов, был составлен «наспех». Тем не менее он был напечатан полумиллионным тиражом и разослан по всей стране. Недостатки его выявились сражу же после издания, и в него начали вносится поправки. В незаконченном виде устав был зарегистрирован 7 августа 1906 г.
Первые программные документы, вышедшие в январе 1906 г. - " Устав и Основоположения" использовали славянофильскую схему исторического развития. Авторы программы заявляли, что "соборное самодержавное начало" Древней Руси было нарушено Петром I и теперь стало "весьма близким к западно-европейскому императорскому абсолютизму, основанному не на правительственно-церковном и земско-государственном единении и общении царя с народом, а на праве сильного". Программа рассматривала Россию, в качестве аграрной страны, проводя идею её ограждения от мировой капиталистической системы. Шагом в направлении восстановления истинно русской государственности, единения царя и народа, как считал СРН, мог стать Манифест 17 октября.[30]
|
|
Краеугольным камнем всех программ являлся национальный вопрос. Идеология черносотенства была пронизана духом великодержавности и ксенофобии. Эти настроения имели глубокую подоплеку. Непрерывное расширение пределов империи привело к результатам, которые не предвидел никто из полководцев, покорявших чужие народы, или дипломатов, оформлявших договоры о добровольном воссоединении. К концу XIX в. русские составляли менее половины населения империи. Началось пробуждение национального самосознания в культурной и политических сферах, наметилась тенденция увеличения удельного веса окраин в народном хозяйстве.
Призывы к защите русского народа от инородческой опасности вызывали отклик у довольно широких слоев населения. Хотя национальные меньшинства боролись против русского владычества, гражданское и экономическое положение русских было столь же незавидным, как и положение жителей окраин. Даже после освобождения от крепостной зависимости русское крестьянство оставалось юридически неравноправным. Занимаясь сельским хозяйством в нелегких природных условиях, являясь главным плательщиком податей и неся основное бремя государственных повинностей, население великорусских губерний имело более низкий жизненный уровень, чем многие из покоренных народов.
|
|
«Патриоты» хорошо учитывали особенности национальной психологии. Народная память сохранила недобрые воспоминания о господстве чужеземцев, бироновщине, пренебрежении ко всему русскому. Настороженному отношению ко всему иностранному способствовал тот факт, что периоды резких перемен и реформ, осуществлявшихся, как правило, за счет народа, всегда ассоциировались с иностранным влиянием. В недоверии и неприязни ко всему чужеземному сходилось и невежественное простонародье, и просвещенная интеллигенция славянофильского толка.
Несмотря на широкое заимствование славянофильской терминологии, черносотенцы не разделяли ряда важнейших положений этого учения. Они оставались совершенно равнодушными к идее всеславянской общности и не видели необходимости в укреплении влияния России на Балканах. Вплоть до начала Первой мировой войны крайне правые выступали за осторожную и взвешенную внешнюю политику, что резко контрастировало с их экстремизмом по внутренним вопросам. Черносотенцы сознавали, что военный конфликт породит новую революционную смуту в России. В то же время лидеры Союза русского народа выступали за «единую и неделимую Россию» и заявляли, что «завоеванные кровью предков земли» навсегда останутся в составе государства. Тезис о неделимости государства, так же как лозунг «Россия для русских», был взят на вооружение сразу несколькими партиями. Однако Союзу принадлежала наиболее крайняя трактовка этого лозунга. «Союз русского народа, — говорилось в партийных «Основоположениях», — исповедает, что русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая...»
Следует отметить, что союзники подразумевали под русскими также украинцев и белорусов. Их языки считались местными диалектами, культура — несамостоятельной. Черносотенцы не придавали ни малейшего значения движению за самостоятельность Украины. Более того, руководство Союза считало, что украинское и белорусское население, проживавшее на многонациональных западных окраинах, будет наиболее восприимчивым к черносотенной пропаганде.[31]