Ионизирующие излучения, в контексте такого воздействия, имеют две компоненты: естественную (принципиально неустранимую и не подлежащую нормированию вовсе) -0,8 мЗв/год и техногенную (нормируемую). В таких случаях в качестве первоначального значения предельно-допустимого норматива для населения для техногенной компоненты обычно выбирается величина порядка значи мости естественной с учетом ее статистических флуктуации, в данном случае - 1 мЗв/год.
На следующем этапе оценивается соответствующий этой величине уровень риска. Поскольку аатистический подход в данном случае исключен, для такой оценки используется априорное допущение о линейной зависимости негативных эффектов радиационного воздействия (как стохастических, так и детерминистских) от полученной дозы всем интервале доз, включая и фоновые уровни. Иными словами, предполагается, что любая, сколь угодно малая, доза вызывает некоторое увеличение степени риска. Такое предположение (т. наз. «линейная беспороговая гипотеза» - ЛБГ) экспериментального подтверждения не имеет. Более того, имеются веские основания предполагать обратное, т. наз. «радиационный гермезис» (см. вопрос № 73). Поэтому все опирающиеся на ЛБГ оценки радиационных рисков заведомо «консервативны», т. е. они преувеличивают оценочные риски по отношению к реальным. Тем не менее, именно ЛБГ стала методической основой современного радиационного нормирования.
|
|
С опорой на нее и был оценен предел индивидуального пожизненного риска для техногенного облучения населения в целом, соответствующий годовой эффективной дозе 1 мЗв/год. Он оказался равным 5-Ю'5, т. е. лежащим в нижней части области регулируемых рисков. С учетом «консервативности» оценки на основе ЛБГ такое значение риска признано общественно-приемлемым.
Предельно-допустимая годовая доза Для профессиональных сотрудников атомной промышленности и энергетики (персонала) устанавливалась, исходя из допустимости примерно десятикратного превышения средней фоновой дозы (2,4 мЗв/год). С одной стороны, достоверно известно, что воздействие таких доз (20 мЗв/год) в некоторых отчетливо локализованных регионах Земли не вызывает статистически значимого негативного влияния на состояние здоровья людей, с другой - установление такого норматива не вызывает чрезмерных материальных и финансовых затрат, экономически неприемлемых для атомной отрасли.
Оценка с помощью ЛБГ риска, соответствующего средней годовой дозе 20 мЗв/ год, дает величину 1,5-10"4, т. е. он находится в нижней части не только области профессиональных рисков, но и более широкой области регулируемых рисков. На основании этого он признан приемлемым.
|
|
С учетом нежелательности «пиковых» радиационных воздействий предельно-допустимая эффективная доза для населения в целом, по НРБ-99 (см. вопрос 85), не должна превышать 1 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв/год. Соответствующая доза для персонала составляет 20 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв/год. Следует, однако, отметить, что для определенных групп лиц из числа персонала (в частности, для женщин репродуктивного возраста) некоторые ограничения, вводимые НРБ-99, уменьшают уровень профессионального риска практически до принятого для населения в целом. Эти величины не включают дозы от природного и медицинского облучений.
Разумеется, НРБ-99 содержат большое количество и других обязательных норм (в том числе пределы годового поступления радионуклидов в организм с воздухом, водой и пищей), но среднегодовая эффективная доза является основным, базовым нормативом.
Насколько отличаются реальные уровни облучения персонала АЭС и предприятий ЯТЦ от предельно-допустимых? Не подвергается при работе АЭС повышенному облучению население прилегающих территорий?
Дозы, получаемые сотрудниками атомной отрасли и энергетики, существенно меньше предельно допустимых. Среднегодовая эффективная доза сотрудников АЭС России, стоящих на индивидуальном дозиметрическом контроле, с 2000 года составила 2,43 мЗв (то есть примерно на уровне фоновой дозы). А для 30-километровых зон вокруг АЭС обусловленная ими компонента годовой техногенной дозы не превышает 0,01 мЗв (в 350 раз меньше общей годовой фоновой дозы для населения России). Инструментально такие ничтожные дозы не обнаруживаются, так как они существенно меньше и естественных колебаний радиационного фона, и погрешностей измерительных приборов. При этом оценочное значение риска для населения этих зон от техногенного облучения, обусловленного работой АЭС (О^'ТО-6) заведомо ниже верхней границы области безусловно допустимых рисков.