Современных и перспективных АЭС?

Да, конечно. Для этого разработаны специ­альные компьютерные коды, подвергаемые, для гарантии методической унификации, про­цедуре международной аттестации. Они явля­ются основой т. наз. вероятностного анализа безопасности (ВАБ).

По результатам ВАБ, вероятность тяже­лой аварии на АЭС за год с частичным или полным расплавлением активной зоны для ныне действующих реакторов оценивает­ся величиной 1СГ5 (одна авария за 100 000 лет). При современном объеме мировой атомной энергетики это соответствует веро­ятности одной аварии примерно за 2000 лет. Реально таких аварий на АЭС за все время существования мировой атомной энергетики было две (Три-Майл-Айленд, США, 1979 г., 5-й уровень по шкале ИНЕС, и Черно­быль, СССР, 1986 г., 7-й уровень). Правда, надо отметить, что в те годы уровень безопасности на АЭС был значительно ниже, чем в наши дни.

Тем не менее, для вновь сооружаемых АЭС такой уровень признан неприемлемо большим, и в современные проекты (такие, как российский проект «АЭС-2006») с учетом новейших технических решений закладывает­ся в 10 раз меньшая вероятность такой аварии (Ю-6, или одна авария за 1 000 000 лет). Таким образом, эта вероятность уменьшена до уров­ня т. наз. бытового риска, в практической дея­тельности человеком не учитываемой.

С помощью ВАБ оценена и заложенная в современные проекты вероятность наиболее тяжелой реакторной аварии - с расплавлением активной зоны и выходом значительного коли­чества накопленных в реакторе радиоактивных материалов во внешнюю среду (что требует эвакуации населения). Такая авария была все­го одна - Чернобыльская (на АЭС «Три-Майл-Айленд» такого выхода удалось избежать бла­годаря контайнменту). Ввиду недопустимости подобных аварий в принципе (еще одна такая авария навсегда выведет атомную энергетику за рамки общественной приемлемости) годо­вая вероятность такой аварии для одного энер­гоблока принята равной 10"8. Такая вероятность (иногда называемая «исчезающе малой») на порядок меньше, например, вероятности гибели человека от прямого попадания метео-рита (примерно 10~7).

Это, в практическом смысле, позволяет считать повторение столь тяжелых аварий на­дежно исключенным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: