Да, конечно. Для этого разработаны специальные компьютерные коды, подвергаемые, для гарантии методической унификации, процедуре международной аттестации. Они являются основой т. наз. вероятностного анализа безопасности (ВАБ).
По результатам ВАБ, вероятность тяжелой аварии на АЭС за год с частичным или полным расплавлением активной зоны для ныне действующих реакторов оценивается величиной 1СГ5 (одна авария за 100 000 лет). При современном объеме мировой атомной энергетики это соответствует вероятности одной аварии примерно за 2000 лет. Реально таких аварий на АЭС за все время существования мировой атомной энергетики было две (Три-Майл-Айленд, США, 1979 г., 5-й уровень по шкале ИНЕС, и Чернобыль, СССР, 1986 г., 7-й уровень). Правда, надо отметить, что в те годы уровень безопасности на АЭС был значительно ниже, чем в наши дни.
Тем не менее, для вновь сооружаемых АЭС такой уровень признан неприемлемо большим, и в современные проекты (такие, как российский проект «АЭС-2006») с учетом новейших технических решений закладывается в 10 раз меньшая вероятность такой аварии (Ю-6, или одна авария за 1 000 000 лет). Таким образом, эта вероятность уменьшена до уровня т. наз. бытового риска, в практической деятельности человеком не учитываемой.
|
|
С помощью ВАБ оценена и заложенная в современные проекты вероятность наиболее тяжелой реакторной аварии - с расплавлением активной зоны и выходом значительного количества накопленных в реакторе радиоактивных материалов во внешнюю среду (что требует эвакуации населения). Такая авария была всего одна - Чернобыльская (на АЭС «Три-Майл-Айленд» такого выхода удалось избежать благодаря контайнменту). Ввиду недопустимости подобных аварий в принципе (еще одна такая авария навсегда выведет атомную энергетику за рамки общественной приемлемости) годовая вероятность такой аварии для одного энергоблока принята равной 10"8. Такая вероятность (иногда называемая «исчезающе малой») на порядок меньше, например, вероятности гибели человека от прямого попадания метео-рита (примерно 10~7).
Это, в практическом смысле, позволяет считать повторение столь тяжелых аварий надежно исключенным.