Спор о мотивированности и конвенциональности знака в эпоху Античности (Гераклит, Демокрит, стоики, Августин, Платон)

История семиотики

1. Спор о мотивированности и конвенциональности знака в эпоху Античности.

2. Семиотические идеи Средних веков и Возрождения.

3. Зарождение семиотики как науки в кон. XIX–нач. XX вв.: Ч.Пирс, Ч.Моррис, Ф.де Соссюр, Г. Фреге.

4. Современные школы и направления в семиотике.

Спор о мотивированности и конвенциональности знака в эпоху Античности (Гераклит, Демокрит, стоики, Августин, Платон)

Основные проблемы природы знака и процесса означивания были подняты еще в глубокой древности, в Древней Греции. В знаменитом споре о природе вещей между Гераклитом и Демокритом рассматривались вопросы мотивированности и конвециональности языкового знака.

Автор теории physei Гераклит полагал, что название вещи отражает её физическую природу, то есть языковой знак – мотивирован. Это суждение позже поддержали представители других философских школ античной философии – гностики, пифагорейцы и стоики. Блаженный Августин (354­–430), представляя идеи стоиков, говорил, что природность наименования доказывается: 1) наличием звукоподражаний, 2) сходством между воздействием вещи на человека и ощущением от названия вещи (то есть идеофонией): mel – так же сладостно на вкус как и мёд, acreострое по звучанию слово, lana – похоже по воздействию на наши органы чувств как и шерсть.

Сторонники противоположной концепции, известной как теория thysei, видели в наименовании условность, возникшую в результате договоренности людей между собой о наименовании той или иной вещи. Так Демокрит и его последовали (среди них Аристотель и отчасти Платон) поставили вопрос о конвенциональности знака.

Компромисс между двумя концепциями означивания попытался найти Платон, автор самого знаменитого семиотического труда Античности – диалога «Кратил, или О правильности имён».

В диалоге участвуют трое: Кратил, защитник правильности «подлинных» имен (тех, которые прису­щи вещам от природы), Гермоген, уверенный в том, что «ника­кое имя никому не врождено от природы, но принадлежит на основании обычая тех, которые этот обычай установили и так называют», и мудрейший арбитр Сократ, ищущий «третий берег». Это, очевидно, и точка зрения самого Платона. Устами Сократа Платон говорит, что имена были установлены, но «законодатель имен» (ономатотет) устанавливал имена таким обра­зом, чтобы звуки, из которых создавалось имя, отвечали «приро­де» называемого предмета или действия. Показывая соотнесенность звучания и значения, Платон по сути закладывает основы звукосимволизма.

Новаторство Платона в характеристике сути знака (обозначения) состоит в формулировке следущих идей:

– мотивированность слова может быть различной природы (раз­ного характера): «...одни имена составлены из более первичных, а другие являются первыми» (звукоподражания–междометия–идеофоны–звукосимволы);

– мотивированность может быть присуща имени в разной (боль­шей или меньшей) степени: «Итак, мой славный, смело призна­вай, что и имя одно назначено хорошо, а другое — нет, и не заставляй его иметь все буквы, чтобы быть совершенно такими же, как то, чьим именем оно является, но позволь вносить в нею и неподходящую букву»;

– принятие имени людьми зависит не от природности име­ни (то есть соответствия ее природе), а от «договоренности», т.е. конвенции, условленности между людьми: «Мне и самому нравится, чтобы имена в пределах возможности были сходны с вещами. Однако, в самом деле, как бы это стремление к сходству не оказалось, как говорит Гермоген, слишком стеснительным и не пришлось бы привлекать к вопросу о правильности имен гру­бое соображение о договоре».

2. Семиотические идеи Средних веков и Возрождения
(реалисты и номиналисты, Джон Локк, Иоганн Ламберт)

В Средние века и в эпоху Возрождения развитие семиотических идей шло в поисках того, что лежит в основе означивания, в поисках универсальных средств наименования.

Диаметрально противоположных воззрений на суть вещей и их наименований придерживались реалисты и номиналисты. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

Таким образом, реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих (божественных) понятий.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления, поскольку утверждали, что общими понятиями являются только имена (nomen «имя») – названия, которые даются людьми и образуются человеческим (не божественным!) умом путём абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей. По мнению номиналистов, эти имена не обладают никаким самостоятельным существованием.

Зачатки трёх направлений в изучении знака – семантики, синтактики и прагматики – можно увидеть в средневековом учении о Тривии (Trivium «триединство») как основе всех наук, как базе дальнейшего образования. Классический Тривий включал в себя логику, грамматику и риторику.

Логика – это наука понимания, и, следовательно, наука наук. Грамматика служила основой всех свободных искусств. Грамматика – это «наука, которая учит нас понимать поэтов и историков, и искусство, благодаря которому мы правильно говорим и пишем». Наряду с собственно грамматикой изучались словообразование, литература и даже стихосложение. Риторика – это «искусство эффективно использовать светскую беседу в повседневной жизни». В риторику входило искусство выражать свои мысли не только вслух, но и письменно, а также основы юриспруденции и правила составления официальных документов.

Большой вклад в развитие семиотических идей внёс английский философ Джон Локк (1632–1704) – автор учения о разуме и языке. В своей работе «Опыт о человеческом разуме» (1690) он указал на важность процесса означивания (семиозиса). Именно означивание, то есть передачу идей через знак, Локк считал результатом умственной работы и предлагал рассматривать это процесс (семиозис) в рамках особой науки – семиотики. Таким образом, Локк первым употребил термин семиоика применительно к науке о знаке (раньше семиотикой называли область медицины, исследующей симптомы болезни).

Немецкий философ Иоганн Генрих Ламберт (1728–1777) в своей работе «Новый Органон» (1764) он одним из первых пытается анализировать культурные и искусственные знаковые системы – не только естественный язык, но и музыку, хореографию, гербы, эмблемы, церемонии и др. Здесь также рассматриваются и вторичные моделирующие системы – алгебра и другие искусственные языки наук. Вторичность, по мнению Ламберта, здесь состоит в том, что знание о мире сначала переводится на естественный язык, а затем – на язык науки.

3. Зарождение семиотики как науки в кон. XIX–нач. XX вв.
(Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Г. Фреге, Э. Гуссерль, Ч. Моррис).

Зарождение и становление семиотики как науки – со своими предметом и объектом, методами, классификациями – пришлось на конец XIX–нач. XX вв. Этот период завершился I мировой войной.

Среди “основоположников” семиотики – Чарль Сандерс Пирс, Ф. де Соссюр, Чарльз Уильям Моррис, Готлоб Фреге, Эдмунд Гуссерль.

Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) был логиком. Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы.

Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил еще Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»).

Чарльз Сандерс Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки — семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-иконы (icon), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию;

2) знаки-индексы (index), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по смежности во времени и/или пространстве;

3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности.

Пирс различал экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов, к которым применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия. В анализе предложения им были введены понятия Субъекта, Предиката и Связки; при помощи понятия Связки, играющей важную роль в его теории, Пирс обозначал противопоставление (в современных терминах) предложения и высказывания.

Судьба Фердинанда де Соссюра (1857–1913) сходна с судьбой Пирса – оба жили в одно время, их труды получили признание после смерти. Соссюр вообще ничего по данной теме не написал (кроме разрозненных заметок, которые были найдены и опубликованы только во второй половине 20-го века), и его идеи стали известны благодаря посмертной (в 1916 году) публикации записей прочитанных им курсов лекций, сделанных и впоследствии отредактированных его учениками.

Соссюр был лингвистом. Он дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение именно в теоретической лингвистике

Одно из основных положений семиотической теории Соссюра – трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость (valeur) в системе – т.е. когда он занимает определенное место в системе противопоставлений.

Второе важное положение в этой теории – идея произвольности, или немотивированности, языкового знака (имеется в виду, что между понятием и акустическим обликом обозначающего его слова нет никакой естественной связи, что доказывается самим фактом существования различных языков, по-разному называющих одни и те же вещи).

Соссюр ввел в семиотику (которую он называл “семиологией”) различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности).

Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848—1925). Хотя, в отличие от Пирса и Соссюра, он не создал детально разработанной концепции, несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Именно Фреге создал знаменитый треугольник, названный его именем.

Среди идей Г. Фреге наиболее существенными для семиотики являются его понятия значения и смысла знака, сформулированные в статье «О смысле и значении» (1892).

Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ, создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль; второй том его «Логических исследований», вышедший в 1901 году, во многом посвящён именно этим вопросам.

Основополагающим для теории знака Э. Гуссерля является различение между знаком как признаком и знаком как выражением. Функция знака-признака — оповещение: это, например, клеймо — знак раба; флаг — знак нации; крестик мелом на двери, оставленный разбойником. Функция знака-выражения — придание значения.

Чарльз Уильям Моррис (1901–1978) Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и опубликовал свои положения в книгах «Основы теории знаков» (1938) и «Знаки, язык и поведение» (1946)

Моррис придавал большое значение новой науке. Признавая, что характерной чертой человеческого интеллекта является порождение знаков, Моррис говорит о том, что семиотика призвана решить задачу унификации наук. Он различает семиотику как совокупность знаков (и науку о них) и процесс, в котором нечто функционирует как знак, – процесс семиозиса.

Моррису принадлежит общепринятое теперь подразделение измерений семиозиса на отношение знаков к их объектам (семантика), на отношение знаков к их пользователям, или интерпретаторам (прагматика) и на отношение знаков друг к другу (синтактика).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: