Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок:
А) с суффиксом – К -.
Кровать кроватка
Площадь площадка
Ступень ступенька
Сторона сторонка
Б) с суффиксом – ИШК-, -ЫШК-.
Стекло стеклышко
Гнездо гнездышко
Бревно бревнышко
Брат братишка
Трус трусишка
Штаны штанишки
В) с суффиксом – ЧК-, -ЧИК.
Крыльцо крылечко
Блюдце блюдечко
Слово словечко
Сказка сказочка
Цветы цветочки
Блины блинчики
Графин графинчик
Стакан стаканчик
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Темная светлая
Трусливая храбрая
Веселая грустная
Шершавая гладкая
Громадный крошечный
Уснуть проснуться
Болезнь здоровье
Упражнение «СКАЖИ О СЕБЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.
Логопед: Ребенок:
Прятал прятался.
Сгибал сгибался
Свалил свалился
Крутил крутился
Хвалил хвалился
Светил светился
Спустил спустился
Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа словосочетаниях.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки.