В зависимости от целей выбираются наиболее важные параметры.
· В студенческой аудитории важен пол и возраст
· В деловой ситуации пол и возраст не так важны и т.д.
Субъективные параметры (характеристики) аудитории
Субъективный параметр - социальный портрет взаимоотношений с аудиторией отношение аудитории к человеку.
Социальный портрет аудитории определяется:
· Степень близости (в какой мере они знакомы)
· Возможность прогнозировать реакции аудитории.
Основные группы:
С точки зрения отношения к создающему имидж в аудитории могут быть выделены следующие группы:
Конструктивная.
· Ценностные ориентиры (идеалы, принципы) совпадают
Конфликтная.
· Конкуренты, противники.
· Ориентируются на другие ценности,
· Отстаивают другую точку зрения
· Не принимают человека и его позицию.
Задача:
· Понять причины негативного отношения
· Попытаться воздействовать на аудиторию.
· Склонить ее к пониманию и признанию.
Соглашатели.
· Люди, у которых нет своего мнения относительно человека.
|
|
· Люди без определенных убеждений, флюгеры, которые с интересом выслушают и примут любое аргументированное мнение.
Задачи:
· Оценить причины такого состояния слушателей. (флюгеры или пока не имеют своего мнения, не хватает компетентности, времени знакомства)
Инфантильные. Эта аудитория потребует наибольших усилий.
· Равнодушные
Задачи:
· Понять в какой сфере лежат ее интересы и потребности, и попытаться связать их со своей «темой».
Шаг 3. Определение личностного потенциала.
· Кратко описать социальный потенциал.
· Определить и письменно кратко описать собственные потребности и интересы.
· Выявить и письменно описать ведущие социальные роли.
Определение личностного потенциала производится путем тестирований (диагностики, самодиагностики), при помощи которых выявляются:
· Социальный потенциал (навыки общения и взаимодействия) (См. приложение 4)
· Ролевые позиции (См. приложение 5)
· Ведущий инстинкт (См. приложение 6)
· Локуса контроля (внутреннего/внешнего) (См. приложение 7)
· Тип характера (См. Левенталь Е.Характеры и люди/Е.Левенталь. М.,2007. -336 с. С.301-327.
· Психологический тип личности (экстраверсия-интраверсия-амбиверсия) (См. приложение 8)
· Оценка темперамента (См. приложение 9)
· Способности влияния, харизматические характеристики (См. приложение 10)
- Комплексной профессиональной ориентации и т.д.(См. приложение 11)
Шаг 4. Анализ имеющихся ресурсов с точки зрения поставленной цели в т.ч.: Письменно. Кратко.
· Психологические;
· Интеллектуальные;
· Творческие;
· Технологические;
· Административные;
· Физические (силы);
|
|
· Временные (резервы свободного времени);
· Финансовые;
· Материальные (предметы, вещи) и др.
Из существующих отбираются те ресурсы, которые необходимые для достижения поставленных целей.
Шаг 5. Анализ возможных барьеров. Письменно. Кратко.
Внешние объективные
· Материальные условия, жилищные, бытовые и др.
Внешние субъективные
· Конфликты, непонимание, враждебность со стороны окружения.
Внутренние объективные
· Отсутствие способностей и т.д.;
· Неразвитость психологических механизмов, преодоление инертности;
· Слабое владение технологиями и т.д.
Внутренние субъективные факторы
· Инертность, лень;
· Нежелание мобилизовать себя на изменения и личностный рост;
· Разочарование в перспективах;
· Постоянные неудачи;
· Самоуверенность, блокирующая изменения;
· Отрицательное отношение к инновациям;
· Приверженность к шаблонам и стереотипам;
· Отсутствие соответствующих мотивов и потребностей и др.
Шаг 6. Анализ и самооценка актуального состояния по вербальным и невербальным элементам имиджа:
Состояние реального имиджа. Вербальные характеристики:
· «Контент-анализ» речи, вербальных и паравербальных характеристик речи. Особое внимание нелегитимно используемым словам, выражениям, вульгаризмам, жаргонной лексике и т.д.
Вопросы для самоконтроля.3
1.На Ваш взгляд, Вы прекрасно владеете следующими речевыми жанрами, которые используете в повседневной речи (можно выделить любое количество ответов)
· Беседа на общественно-политические темы (история, политика, экономика) □
· Беседа на специальные темы (профессиональные аспекты) □
· Лекция (пространный просветительский монолог) □
· Рассказ □
· Поучения □
· Комплимент □
· Анекдот □
· Изящная шутка □
· Афоризм □
· Застольная речь, тост □
· Притча □
· Миф □
· Легенда □
· Сплетня □
· Приветствие □
· Выражение благодарности □
2. Как правило, Вы произносите искренние комплименты в адрес других людей в т.ч.: (любое количество вариантов ответа)
· собственным друзьям (независимо от их возраста)
□ крайне редко □ иногда □ часто, используя любую возможность
· собственным детям (если они есть, независимо от их возраста)
□ крайне редко □ иногда □ часто, используя любую возможность
· детям других людей (имеется в виду - поколение, независимо от возраста)
□ крайне редко □ иногда □ часто, используя любую возможность
· коллегам
□ крайне редко □ иногда □ часто, используя любую возможность
· родным, членам семьи (старшее поколение)
□ крайне редко □ иногда □ часто, используя любую возможность
· руководителям и т.п.
□ крайне редко □ иногда □ часто, используя любую возможность
· непосредственным подчиненным
□ крайне редко □ иногда □ часто, используя любую возможность
· не считаю нужным говорить комплименты - □
3.Всегда ли Вам удается избегать стандартных, традиционных формулировок, произнося:
· комплименты □ да □ нет
· слова благодарности □ да □ нет
· слова признательности □ да □ нет
· слова извинения □ да □ нет
· поздравления и застольные речи (тосты) □ да □ нет
4.Ваша речь (качества), то что, о чем и как Вы говорите (вербальный имидж) в значительной степени отражает (можно несколько вариантов ответов)
· блестящую образованность □
· высокий уровень культуры □
· широкий кругозор, осведомленность в разных сферах жизни, знания □
· эстетический вкус и направленность □
· Ваше социальное положение, статус в иерархии □
· речевую раскрепощенность, небрежность □
· ориентированность на социальный (профессиональный) престиж □
· влияние социального окружения □
|
|
· профессиональную принадлежность (деятельность) □
· психологические проблемы (комплексы, зажимы и т.д.) □
· затрудняюсь ответить □
Состояние реального имиджа. Невербальные характеристики.
· Кинетический имидж - анализ характерных жестов, поз, движений.
· Габитарный имидж - анализ внешности (телосложение), внешнего вида и использования средств внешней выразительности (одежда, прическа, ароматы, аксессуары и т.д.). Анализ стиля, цветовых решений.
· Средовой имидж - анализ характера окружения, материального, социального, способа проведения досуга, мест отдыха и т.д.
Вопросы для самоконтроля 4.
1. Вы стремитесь к тому, чтобы выглядеть привлекательно (здоровый вид, хорошая физическая форма, красивая одежда, которая подходит Вам и т.д.)
□ да □ нет □ время от времени
2.Вы заботитесь о своей внешности для того, чтобы:
· быть привлекательными, нравиться окружающим, в т.ч. представителям противоположного пола □
· позиционировать себя, как благополучного, успешного человека □
· повышать собственную самооценку □
· затрудняюсь ответить □
3.Следите ли Вы сами за новыми тенденциями моды? □ да □ нет
4.При помощи одежды, аксессуаров Вы, прежде всего, стремитесь (укажите, пожалуйста, только один вариант ответа)
· подчеркнуть индивидуальность собственного стиля □
· вызывать уважение, удерживать дистанцию □
· скрыть недостатки □
· произвести впечатление □
· не стремлюсь ни к чему и ничего не скрываю □
· затрудняюсь ответить □
5.Соблюдение светского дресс-кода для Вас это:
· неприятная обязанность □
· пустой звук □
· необходимость, доставляющая дополнительное удовольствие □
6.Ваш гардероб состоит преимущественно из одежды, относящейся к классу:
· «Second hand» □
· «Pret-a-Porte». Новая, добротная одежда, которая производится массовым тиражом, промышленным способом, часто известных производителей, приобретенная в основном на сезонных распродажах в магазинах одежды, дорогих бутиках и т.д. □
· «Pret-a-Porte». Никогда на распродаже! Повседневная одежда, которая производится достаточно массовым тиражом для продажи в магазинах. Эта одежда сохраняет главные модные и стилевые элементы продукции из ниши «Pret-a-Porter de Lux» и «Couter», но отличается более демократичным подходом к выбору тканей и материалов и более умеренными ценами. □
|
|
· «Pret-a-Porter de Lux». Готовая одежда, сшитая из высококачественных тканей и выпущенная мелкой серией □
· «Couter». Ваш гардероб составляет одежда, сшитая портным из высококачественных, дорогих тканей по индивидуальным меркам заказчика. Вы уверены в том, что хорошо сшитая по индивидуальному заказу одежда – это символ особого социального положения, преуспевания, финансового благополучия, одарённости личности ее владельца □
· «Haute Couter». Одежда из Вашего гардероба – это вершина искусства моделирования одежды. При ее изготовлении 50% работы выполняется вручную Созданная известными художниками-модельерами, она задает тенденции моды и символизирует здоровый, но очень дорогой стиль □
· Ваш гардероб это смесь классических, универсальных, старых и новых, модных и бесконечно устаревших вещей □.
Вопросы для самоконтроля.5
1. Собственный имидж, (образ в целом: все доступные восприятию вербальные и невербальные характеристики) в настоящее время, Вы сами оцениваете как:
· позитивный □
· нейтральный □
· негативный □
· искаженный □
· удачный □
· не удачный □
· затрудняюсь ответить □
Вопросы для самоконтроля.6
1. Ваш имидж, в настоящее время преимущественно ориентирован на функцию: (укажите только один вариант ответа)
· презентации «Я» - личности □
· маскировку «Я» - личности □
· повышения авторитета и/или влияния □
· поддержание оптимального уровня общения □
· отражения социальной стратификации (статуса) □
· оказания воздействия (внушения, манипуляции) □
· затрудняюсь ответить □
2. Случалось ли Вам получать позитивный результат, благоприятный шанс, только благодаря впечатлению, которое Вы смогли произвести? (внешний вид, манеры, стиль общения) □ да □ нет □ затрудняюсь ответить
3. Вы согласны с тем, что имидж является инструментом воздействия и влияет на профессиональный и/или личный успех? □ да □ нет □ затрудняюсь ответить