Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах -
4) гласность рассмотрения дел в судах -открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
5) состязательность и равенство сторон в процессе -Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.
|
|
право граждан на судебную защиту
7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь -каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод
8) презумпция невиновности - в соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде.
9) выборность и назначаемость судей - 3 способа формирования судебного корпуса:
1) назначение судей населением и государственными органами власти
2) назначение высшими должностными лицами государства
3) смешанный
РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ.
Конституционные основы судебной власти нашли свое воплощение в содержании отраслей права, регулирующих построение и деятельность суда – в судоустройстве, в гражданско-, хозяйственно и уголовно-процессуальном праве.
5.Судебная система РБ. Судебная система – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на его территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и компетенцией. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности. В основу судебной системы положен принцип административно-территориального деления (области, районы, города).
|
|
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающие определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией. Судебная инстанция – такой суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу. Судебная инстанция: Виды: Суд 1 инстанции – являются такие суды, которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к их компетенции гражданские и уголовные дела по существу, т.е. с непосредственным исследованием доказательств и вынесением решений и приговоров. В этом качестве могут выступать все имеющиеся в республики суды. Приговор может быть обжалован или опротестован в кассационном порядке и в установленном законом срок. Суд 2 инстанции (кассационной) – проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и решений по кассационным жалобам и кассационным протестам. Областной суд, Минский гор суды. Суд 3 инстанции – надзорные инстанции – это суды или их структурные подразделения, которые проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений по протестам уполномоченных законом председателей судов и прокуроров, а также их заместителей. Вышестоящие суды могут выполнять функции всех судебных инстанций, т.е они могут быть судами первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. 4. Судебными инстанциями по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам считаются суды или их структурные подразделения, в установленном законом порядке проверяющие правильность вступивших в законную силу судебных постановлений в связи с появлением новых обстоятельств, которые не были известны суду первой инстанции при первичном рассмотрении дела (например, факт лжесвидетельства, заведомо ложного заключения или перевода и т.д.). Главным звеном в системе проверочных судебных инстанций является суд второй (кассационной) инстанции, потому что он проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных решений. Судебную систему Республики Беларусь составляют:
Ì Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
Ì общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
Ì хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.
Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.
6. Система общих судов. Задачи судов. Система общих судов включает: èрайонные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; èобластные (Минский городской), Белорусские военные суды; èВерховный Суд РБ.
В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Задачи: Общие суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.
|
|