Теория вопроса

1. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. – М.: Альфа-М, 2005. С. 18 - 22.

Многие специалисты и ученые определяют федерацию как форму политико-территориальной организации (устройства) государства, основанной на принципах федерализма, таким образом, следует различать понятия «федерация» и «федерализм».

В частности, конкретная реализация содержания федерализма как организационного принципа территориального устройства государства дает такую форму территориальной организации государства, которая называется федерацией.

В федеративных государствах имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации, т.е. существуют два уровня Государственной власти — федеральный и региональный.

Известны две основные формы образования федераций: на основе союза субъектов федерации (США, Швейцария, СССР, Югославия) и на основе их автономии (Мексика, Индия, Пакистан). Согласно общепринятому мнению, большинство федераций, созданных первоначально на основе союза, с течением времени в ходе процессов централизации превратилось фактически в федерации, основанные на автономии субъектов, не имеющих права выхода из ее состава.

Договорная форма федерализма рассматривает федерацию как объединение государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованным центральным органам власти.

Централистская форма федерализма предполагает, что вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных субъектах должна осуществляться на основе решений общефедеральных органов.

Кооперативная форма федерализма основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации.

Различие концепций федерализма определяется учеными главным образом по критерию взаимоотношений разных уровней власти.

В мире сложились два основных принципа построения федерации — национально-территориальный и территориальный.

В последние годы многими учеными вводится качественно новое понятие «европейский федерализм» — особая форма политического союза государств Западной Европы, где политическая интеграция основывается на слиянии государственных структур в более широкую межгосударственную общность с созданием новых институтов власти и передачей им части суверенных прав национальных политических органов.

Субъект федерации – в политической плоскости – субъект государственной политики. Статус государственного образования как субъекта федерации образуют его предметы ведения и полномочия, т.е. права и обязанности в тех сферах, на которые они распространяются.

2. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.49 - 60, 90- 121.

Наиболее явной и строго формализованной политико-административной структурой является административно-территориальное деление (АТД) государства. Это – классический пример нормальной иерархии регионов, когда территория без остатка делится на единицы первого порядка, те в свою очередь на единицы второго порядка и.т.д.

Все возможные ячейки региональной структуры можно разделить на три группы:

1. Формальные (формализованные) ячейки типа АТД и ведомственных сеток. Их можно определить на основании нормативных актов.

2. Обыденные ячейки – районы, наличие которых признано местными сообществами и нередко используется для самоидентификации. Такие районы также называют перцепционными, они связаны с определенными чувствами и образами, распространенными среди населения.

3. Исследовательские артефакты – районы, определенные исследователями по тем или иным критериям.

Районирование – это выделение регионов (районов) по одному, нескольким или комплексу признаков.

Понятие «федерализм» происходит от лат foederato, что означает союз, объединение. Корни понятия «федерализм» следует искать в социальной философии. Основателем теории федерализма считается германский мыслитель Иоханнес Альтузиус, автор федеративной теории народного суверенитета. Концепция Альтузиуса хорошо соответствует системному подходу в политической регионалистике, который рассматривает государство в качестве объемной «вертикально-горизонтальной» структуры.

Федерализм представляет собой своеобразный «либерализм по вертикали», считая необходимым наделение политическими свободами региональных сообществ и, соответственно, регионов как политико-административных единиц.

В современной политологии торию федерализма логично связать с теорией многосоставного общства. Для политической регионалистики федерализм представляет собой особый тип территориально-политической системы или, другими словами, особую модель территориально-государственного устройства.

Главный признак федерализма – это вертикальное разделение властных полномочий между национальным и первым субнациональным (региональным) уровнями. Вторым признаком, который характерен, но не обязателен для федерации – источником власти является местное сообщество. Третьим ключевым признаком федерации часто считается наличие «палаты регионов» в составе Национального парламента или хотя бы кооптирование регионального представительства в однопалатном парламенте.

Концепции федерализма:

1. концепция дуалистического федерализма – предполагает модель равновесных федеративных отношений, без смещения центра тяжести в ту или иную сторону («федерализм слоеного пирога» - США)

2. концепция кооперативного федерализма – взаимодействие уровней власти, сотрудничество, («федерализм мраморного пирога»);

3. концепция межправительственных отношений – развитие ведомственных и специализированных отношений между государственными структурами;

4. «частокольный» федерализм – развиваются вертикальные связи между отдельными федеральными и региональными ведомствами. Результатом считается деконсолидация региональных сообществ и их властных структур.

5. технократический федерализм – инструментальная роль субнационального уровня

6. конкурентный, или новый федерализм – центр как бы сознательно создает ситуацию конкуренции между управленческими уровнями, в то же время понимая, что его политика не несет никакой угрозы территориальной целостности.

3. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Уч. пособ. – М.: РОССПЭН, 2006. – 280 с. С.55 – 76.

Как политический принцип федерализм вырос из т.н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении. Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм. Таким образом, выражением глубинной сути и духа федерализма можно считать принципы соглашения (договора или конвента), доверия, добровольного согласия по принятию участниками ряда обязательств, принципы партнерства, компромисса.

Федерация – конкретное институциональное воплощение принципа федерализма.

Федерация находится в постоянных поисках баланса между центробежными и центростремительными тенденциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: