1. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. – М.: Альфа-М, 2005. С. 18 - 22.
Многие специалисты и ученые определяют федерацию как форму политико-территориальной организации (устройства) государства, основанной на принципах федерализма, таким образом, следует различать понятия «федерация» и «федерализм».
В частности, конкретная реализация содержания федерализма как организационного принципа территориального устройства государства дает такую форму территориальной организации государства, которая называется федерацией.
В федеративных государствах имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации, т.е. существуют два уровня Государственной власти — федеральный и региональный.
Известны две основные формы образования федераций: на основе союза субъектов федерации (США, Швейцария, СССР, Югославия) и на основе их автономии (Мексика, Индия, Пакистан). Согласно общепринятому мнению, большинство федераций, созданных первоначально на основе союза, с течением времени в ходе процессов централизации превратилось фактически в федерации, основанные на автономии субъектов, не имеющих права выхода из ее состава.
|
|
Договорная форма федерализма рассматривает федерацию как объединение государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованным центральным органам власти.
Централистская форма федерализма предполагает, что вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных субъектах должна осуществляться на основе решений общефедеральных органов.
Кооперативная форма федерализма основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации.
Различие концепций федерализма определяется учеными главным образом по критерию взаимоотношений разных уровней власти.
В мире сложились два основных принципа построения федерации — национально-территориальный и территориальный.
В последние годы многими учеными вводится качественно новое понятие «европейский федерализм» — особая форма политического союза государств Западной Европы, где политическая интеграция основывается на слиянии государственных структур в более широкую межгосударственную общность с созданием новых институтов власти и передачей им части суверенных прав национальных политических органов.
Субъект федерации – в политической плоскости – субъект государственной политики. Статус государственного образования как субъекта федерации образуют его предметы ведения и полномочия, т.е. права и обязанности в тех сферах, на которые они распространяются.
|
|
2. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.49 - 60, 90- 121.
Наиболее явной и строго формализованной политико-административной структурой является административно-территориальное деление (АТД) государства. Это – классический пример нормальной иерархии регионов, когда территория без остатка делится на единицы первого порядка, те в свою очередь на единицы второго порядка и.т.д.
Все возможные ячейки региональной структуры можно разделить на три группы:
1. Формальные (формализованные) ячейки типа АТД и ведомственных сеток. Их можно определить на основании нормативных актов.
2. Обыденные ячейки – районы, наличие которых признано местными сообществами и нередко используется для самоидентификации. Такие районы также называют перцепционными, они связаны с определенными чувствами и образами, распространенными среди населения.
3. Исследовательские артефакты – районы, определенные исследователями по тем или иным критериям.
Районирование – это выделение регионов (районов) по одному, нескольким или комплексу признаков.
Понятие «федерализм» происходит от лат foederato, что означает союз, объединение. Корни понятия «федерализм» следует искать в социальной философии. Основателем теории федерализма считается германский мыслитель Иоханнес Альтузиус, автор федеративной теории народного суверенитета. Концепция Альтузиуса хорошо соответствует системному подходу в политической регионалистике, который рассматривает государство в качестве объемной «вертикально-горизонтальной» структуры.
Федерализм представляет собой своеобразный «либерализм по вертикали», считая необходимым наделение политическими свободами региональных сообществ и, соответственно, регионов как политико-административных единиц.
В современной политологии торию федерализма логично связать с теорией многосоставного общства. Для политической регионалистики федерализм представляет собой особый тип территориально-политической системы или, другими словами, особую модель территориально-государственного устройства.
Главный признак федерализма – это вертикальное разделение властных полномочий между национальным и первым субнациональным (региональным) уровнями. Вторым признаком, который характерен, но не обязателен для федерации – источником власти является местное сообщество. Третьим ключевым признаком федерации часто считается наличие «палаты регионов» в составе Национального парламента или хотя бы кооптирование регионального представительства в однопалатном парламенте.
Концепции федерализма:
1. концепция дуалистического федерализма – предполагает модель равновесных федеративных отношений, без смещения центра тяжести в ту или иную сторону («федерализм слоеного пирога» - США)
2. концепция кооперативного федерализма – взаимодействие уровней власти, сотрудничество, («федерализм мраморного пирога»);
3. концепция межправительственных отношений – развитие ведомственных и специализированных отношений между государственными структурами;
4. «частокольный» федерализм – развиваются вертикальные связи между отдельными федеральными и региональными ведомствами. Результатом считается деконсолидация региональных сообществ и их властных структур.
5. технократический федерализм – инструментальная роль субнационального уровня
6. конкурентный, или новый федерализм – центр как бы сознательно создает ситуацию конкуренции между управленческими уровнями, в то же время понимая, что его политика не несет никакой угрозы территориальной целостности.
3. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Уч. пособ. – М.: РОССПЭН, 2006. – 280 с. С.55 – 76.
Как политический принцип федерализм вырос из т.н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении. Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм. Таким образом, выражением глубинной сути и духа федерализма можно считать принципы соглашения (договора или конвента), доверия, добровольного согласия по принятию участниками ряда обязательств, принципы партнерства, компромисса.
|
|
Федерация – конкретное институциональное воплощение принципа федерализма.
Федерация находится в постоянных поисках баланса между центробежными и центростремительными тенденциями.