Теория вопроса

1. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Уч. пособ. – М.: РОССПЭН, 2006. – 280 с. С.148 – 149.

В Российской Федерации избирательное законодательство устанавливает три вида выборов – федеральные, региональные и местные. На региональном уровне выборы осуществляются в законодательные (представительные) и исполнительные органы власти… Региональные выборы имеют отчетливо выраженную специфику.

На результат кампаний оказывают влияние:

1. уровень консолидации региональных элит и модели противостояния между основными элитными группами;

2. избирательная система;

3. игра с календарем выборов;

4. идеологические установки кандидатов;

5. поддержка федерального центра.

2. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. – М.: Альфа-М, 2005. С.196 - 220.

Под региональными избирательными кампаниями следует иметь в виду прежде всего выборы депутатов законодательных собраний и глав исполнительной власти (президентов республик, губернаторов и т.п.) субъектов Федерации. Региональные выборы- не только событие местного значения, но одновременно и часть общероссийской политической жизни.

Под конституционно-правовыми основами региональных избирательных кампаний следует понимать наряду с нормами Конституции России также нормы федерального и регионального законодательства.

Парламентские системы в регионах России не встречаются. В 2000 г. от своеобразного устройства с некоторыми чертами парламентаризма отказалась Удмуртия, и к весне 2001 г. подобная система сохранялась лишь в Дагестане.

Структура и способы формирования законодательных органов государственной власти субъектов Федерации различаются по многим параметрам. В большинстве субъектов законодательный орган является однопалатным.

Важной особенностью региональных выборов 2002 г. явилось то, что эти выборы проходили в условиях действия вступившего в силу Федерального закона «О политических партиях». Этот закон закрепил ведущую роль общероссийских политических партий в выборах на региональном и местном уровнях. Кроме того, вследствие существенных изменений в действующем избирательном законодательстве выборы в региональные парламенты начинают также происходить по смешанной избирательной системе, предусматривающей выборы и по одномандатным округам, и по партийным спискам.

Календарь региональных выборов в России отражает ее сложную политическую историю последнего десятилетия. Регионализация 1990-х годов в России привела к уходу от единого для всей страны календаря выборов. В последний раз одновременные выборы всех органов власти всех уровней – от общероссийского до местного – проходили в марте 1900 г. С тех пор каждый регион проводит выборы по собственному графику. Региональные и местные выборы могут иногда совпадать по дате с общероссийскими, но это скорее исключение, чем правило. Для изучения общих закономерностей региональных выборов их можно объединять в избирательные циклы, но хронологические границы таких циклов условны, зависят от позиции исследователя.

Другая причина постепенного «размывания» избирательного цикла – разница в сроках полномочий глав исполнительной власти в регионах. Ростовская область, где губернатора в 1996 г. избрали на пятилетний срок, первой отделилась от общей группы областей с четырехлетним губернаторским сроком.

Региональные выборы представляют собой в первую очередь борьбу между различными группами региональной элиты – административной, политической, хозяйственной.

3. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 399 с. С.272 – 276.

Пропорциональная система в ее новом варианте является компромиссной и частично сбалансированной. Она предполагает деление страны на партийные округа, карта которых разрабатывается Центризбиркомом. При чем для крупных регионов предусмотрено деление на два или более партийных округа. Что напоминает прежнюю карту одномандатных округов (только она оказывается несколько укрупненной). Партия имеет право на свою территориальную структуру региональных групп за счет объединения предложенных ВЦИКом партийных округов (но это объединение возможно на меньшей части партийных округов, в большинстве случаев партия должна выставить свои списки по округам, разработанным ЦИК).

Новая избирательная система выгодна более крупным регионам, на территории которых будет организовано больше партийных округов. В то же время ее принципиальным отличием является отсутствие гарантий представительства в Госдуме для мелких субъектов федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: