Компетенция Министерства юстиции и его органов на местах в области организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов регулируется следующими НПА:
a. Кодеком Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
b. Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605, в редакции 2008 г.
В целях выполнения данной задачи Министерство юстиции:
• разрабатывает и осуществляет меры, направленные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей;
• осуществляет в установленном порядке материально-техническое, финансовое обеспечение соответствующих судов;
• организует проектирование и утверждает проектно-сметную документацию строительства (капитального ремонта) зданий судов;
• участвует в формировании судейского корпуса (представители органов юстиции в составе квалификационных коллегий судей принимают участие в отборе кандидатов на должность судьи, в аттестации судей и т.д.);
• осуществляет повышение квалификации работников суда;
• возбуждает дисциплинарное производство в отношении судей;
• осуществляет меры по внедрению научно-методических рекомендаций в практику судов;
• осуществляет ведение статистической отчетности в судах;
• организует разработку и обеспечение судов программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;
• осуществляет иную деятельность.
На Министерство юстиции возложены и другие функции.
Если конкретно, то организационное и материально-техническое обеспечение министерством юстиции осуществляется:
Министерством юстиции Республики Беларусь - в отношении областных (Минского городского), районных (городских) и специализированных судов;
управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов - в отношении районных (городских) и специализированных судов;
Министерством юстиции Республики Беларусь – в отношении военных судов (организационное обеспечение);
Министерством юстиции Республики Беларусь – в отношении органов судейского сообщества;
управлениями юстиции областных, минского городского исполкомов -в отношенииквалификационных коллегий судей областных, минского городского судов.
29. Охарактеризуйте систему и структуру Министерства юстиции Республики Беларусь.
Министерство юстиции Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, подчиняющийся Правительству Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности - непосредственно Президенту Республики Беларусь.
Министерство юстиции возглавляет Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Министр юстиции имеет заместителей.
Систему Министерства юстиции составляют:
• центральный аппарат Министерства юстиции (состоит из отделов и управлений);
• главные управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;
• государственные нотариальные конторы;
• ведомственные нотариальные архивы;
• Республиканский трудовой арбитраж;
• государственные организации, подчиненные Министерству юстиции;
• отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах;
• Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов.
В качестве совещательного органа в Министерстве юстиции образуется коллегия.
Ее состав: 12 человек. Министр юстиции, его заместители, другие работники системы Министерства юстиции.
Компетенция: основные вопросы деятельности Министерства юстиции, судов и организаций системы Министерства юстиции.
Действуеттакже Научно-консультативный совет.
Состав: ученые и высококвалифицированные специалисты.
Компетенция: рассмотрение научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности организаций системы Министерства юстиции
30. Раскройте понятие, задачи, функции и направления деятельности прокуратуры.
Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Характеризуя деятельность прокуратуры необходимо отметить некоторые особенности, определяющие её специфику:
1. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Это законодательное установление подчёркивает отличие прокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности, связанных с исполнением требований законов иными государственными органами
2. Ограниченность или «усечённость» полномочий прокуратуры. Организационную подконтрольность основным ветвям власти.
Функции прокуратуры:
Функция Прокурорского надзора – основная функция, задача органов прокуратуры, определяющая их предназначение, роль и место в механизме государства - деятельность прокуратуры по надзору за точным и единообразным исполнением законов и иных НПА.
Функция сдержек и противовесов, разделения властей. Но прежде всего она принимает меры к устранению любых нарушений законов от кого бы эти нарушения ни исходили.
Вместе с тем прокуратура своей деятельностью способствует взаимодействию разделённых ветвей власти. Их функционированию, как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и закреплении законности. Без законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым.
Направления деятельности Прокуратуры:
1. Прокурорский надзор
В свою очередь прокурорский надзор, как единый вид деятельности подразделяется на отрасли прокурорского надзора:
· Надзор за исполнением законности при осуществлении оперативно-разыскной деятельности
· Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства в ходе …..
· Надзор за соответствием закону суденбых постановлений, а также за соблюдением законности при их исполнении
· Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
· Надзор за исполнением законодательства (в рамках этой отрасли осуществляется надзор за всеми остальными, поднадзорными прокуратуре объектами – Республиканскими органами гос управления, иными государственными организациями, подчинёнными совмину РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными и другими организациями
1. Предварительное следствие по делам
2. Участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения в судах
3. Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в деятельности по борьбе с преступностью.
Задачи прокуратуры:
· обеспечение верховенства права, законности и правопорядка;
· защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.