Суть спасения человека

Это повреждение человеческой природы получило наследственный характер. Из поколения в поколение болезнь эта передаётся от родителей их детям путём естественного зачатия и рождения. Мы рождаемся с удобоприклонностью ко греху разного рода (с первородным грехом); в нас уже при рождении живут все греховные страсти, все духовные болезни, явившиеся следствием искажения нашего естества преступлением Адама и Евы. Они находятся как бы в инкубационном состоянии – ждут только своего времени, чтобы восстать на нас со всей своей зловещей силою, когда для этого представятся соответствующие и благоприятные условия и время. Поэтому, кстати, виртуозы аскетики не рекомендуют себя успокаивать подобным образом: «я, может быть, и болен одной какой-либо страстью, например, чревоугодием, но от другой, от зависти, я свободен». Нет – это самообольщение! Просто нет надлежащих условий для обнаружения той или иной страсти…[31] Именно об этом сетует Псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Эту фразу нельзя понимать формально, юридически, в смысле некой вины, как это делает западная схоластика. Не в том смысле я грешен при рождении из материнской утробы, что каким-то образом умудрился ещё до своего рождения участвовать своей волей в том или ином грехе матери моей и тем более во грехе Адама, но в том, что я получаю от падшего Адама чрез своих родителей повреждение моей природы. Оно-то – сие повреждение – во многом и является причиной многих моих уже личных грехов, в которых я участвую своим произволением, и за которые я несу ответственность. Псалмопевец говорит о том, что всякий человек, рождающийся в мир, уже в самом образе естественного рождения наследует ту общую для всего человечества порчу естества, которая появилась в бытии в силу нарушения заповеди в Эдеме. Именно в этом смысле Православие понимает слова апостола Павла: «Одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12). «Именно грех преслушания Адама был причиною общего повреждения», – говорит св. Иоанн Златоуст.[32] Св. Афанасий Великий: «Грехом человек произвёл совращение естества».[33]

Это совращение человеческого естества, введённое в бытие людей падением наших праотцев, и явилось причиной всех тех бед и несчастий, которыми переполнена наша жизнь! Человек превратно воспользовался даром свободы и ввёл в бытие своё зло. Именно так объясняет Христианство появление и наличие зла и смерти в мире. И на протяжении всей истории человеческой изнутри самого человека проистекает всё то зло, которое мы видим вокруг. Не стихии природы, не социальный, политический, экономический кризисы виновны в этом – они являются только последствиями беззаконного существования человека на земле. Но я, т.е. каждый из нас, виновен во многом. Наши сердца преисполнены «всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» (Рим. 1:29). Наши сердца порой извергают свары, ссоры, братоненавидение, хульные речи, и т.д. Бога ли в этом винить?.. Поэтому главной целью для каждого христианина является увидеть это зло именно в своём сердце, а не у другого. С этого начинается истинное Христианство для каждого из нас.

Ни один человек, даже самый праведный, не мог исцелиться от этого повреждения. Нужен был Новый Адам, Который должен стать Спасителем рода человеческого от сей падшести, влекущей человека в погибель. Этим Новым Адамом и стал Сын Божий, Который в Самом Себе исцелил наше человечество, нашу природу, и стал Родоначальником нового, Им возрождённого, спасённого человеческого рода! Он на веки вечные соединил с Собой, со Своим Божеством, человечество в Своём Славном Воскресении и вознёс его в недра Животворящей Троицы по Своём чудном Вознесении. Он послал Духа Святого к людям, которых соделал способными принять Его благодатное дыхание. Спаситель близ нас. Он стучится к нам в сердца и готов в любой момент нашей жизни вселиться в нас, и изнутри исцелить нас, приобщить к Себе, как к Вечному Благу и Любви, воссоздать, вырвать из железных зубьев греха и смерти, откуда Он нашёл выход. Только бы мы дали Ему доступ к нам! Вечнозвучащий призыв Божий: «Адам, где ты?» – обращён ко всем нам. «Где ты? – взывает Он к нашему окаменелому нечувствием сердцу. – Где ты? Приди ко Мне, не беги от Меня своим упорством и грехом, ибо Я – твоё Благо и Жизнь!» Услышать этот глас Божий и ответить на него любовью и есть смысл жизни человека в христианском понимании.


[1] Свт. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Творения, Т. 1. М., 1994, с. 195.

[2] В.Н.Лосский (1903 – 1958 гг.) – выдающийся богослов Парижской школы, преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже, где с 1945 по 1953 гг. был деканом.

[3] Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991, с.242 – 243.

[4] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения, Т.2. Аскетические опыты. Сретенский монастырь.,1996, с.129.

[5] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 4. М. 1993, с. 154.

[6] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. Т.1. СПб. 1898, с.127.

[7] Цит. по: Флоровский Г., прот. Догмат и история. М. 1998, с.190.

[8] Там же, с.233.

[9] Свт. Афанасий Великий. Указ. соч., с.196.

[10] Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч., сс.135 – 136.

[11] Осипов А.И.,проф. Путь разума в поисках истины. М., 1997, с.243.

[12] Свт. Афанасий Великий. Указ. соч., сс.196 – 197.

[13] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т.1. Нижний Новгород., 1995, с.410.

[14] Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч., с.128.

[15] Лосский В.Н. Указ. соч., сс.250 – 251.

[16] Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч., с.131.

[17] Цит. по: Малиновский Н., прот. Очерк православно-догматического богословия. Сергиев Посад. 1911, с.314. См. также: Варнава (Беляев), еп. Указ. соч., с.221.

[18] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке.// Богословские Труды. СПб. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим.; Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997, с.235 – 236.

[19] Цит.. по: Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). Кн.2. М. 1997, с.154.

[20] Самогласны. Последование погребения мирских человек. Перевод с церк.-слав. на русск.

[21] Тропари на непорочных. Последование погребения мирских человек. Перевод с церк.-слав. на русск.

[22] Флоровский Г., прот. Догмат и история. М. 1998, с.239.

[23] Лосский В. Н. Догматическое богословие. М. 1991, с.253.

[24] Беседы на кн. Бытия. Т.1. СПб. 1898, сс.133 - 134.

[25] Лосский В.Н. Догматическое богословие. М. 1991, с.253.

[26] Антоний, архим. Православно-догматическое богословие. М. 1852, с.129.

[27] Зеньковский В.В. Апологетика. М. 1996, с.324.

[28] См. об этом: преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн.2.Вопросы и ответы к Фалассию. Вопр.42. Мартис. 1994, с.129; а также с 110.

[29] Творения. Т.2. Аскетические опыты. Сретенский монастырь. 1996, с.122.

[30] Творения. Т.1. М. 1994, с.197 – 198.

[31] См. об этом: Беседы преп. Зосимы Палестинского. Добротолюбие. Т.3. Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь. 1900, сс.105 – 130.

[32] Творения. Т.9. Кн. 2. СПб. 1903, сс. 593 – 594.

[33] Творения.Т.3. М. 1994, с.332.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: