Приморский парк был заложен в конце XIX в. как бульвар-парк. Он протянулся почти через всю верхнюю часть посада от Турецкого оврага (ныне здесь расположен концертный зал "Фестивальный") вплоть до ул. Пограничной (ныне ул. Театральная). Со стороны посада к нему примыкали дачи и отели с участками, засаженными экзотическими растениями. Почти вся отведенная под парк территория была покрыта диким лесом, который расчистили, затем проложили дорожки и высадили декоративные растения.
Парк имел гористый рельеф с хорошо защищенными от ветра местами. Это дало возможность в 1898-1899 гг. высадить около 140 видов экзотических растений, среди которых были такие теплолюбивые, как араукария чилийская, саговники, криптомерии — элегантные, спиралевидные и др. В начале XX в. в парке построили музыкальную раковину, площадку для детских игр, гимнастики, открыли павильон для продажи фруктов и прохладительных напитков.
Достопримечательностью парка стал памятник "Пушка и якорь", который установили по инициативе и на средства жителя Сочи Л.Ф. Долинского в 1913 г. Якорь изготовлен на Вот-кинском заводе в 1779 г., весит 180 пудов, а пушка отлита в 1807 г. на Александровском заводе.
|
|
В настоящее время парк простирается от Зимнего театра до концертного зала "Фестивальный". Это одно из любимых мест отдыха жителей и гостей курорта.
Парк "Южные культуры"
В 3 км от Адлера, в долине р. Мзымты, в своем имении "Случайное" генерал Д.В. Драчевский в 1910-1911 гг. заложил парк площадью 11 га. Его проектировал А.Э. Регель — один из самых талантливых садово-парковых архитекторов России. При проектировании парка он использовал в основном ландшафтный стиль с включением регулярных элементов в виде обширного партера в южной части парка. Наличие этих включений характерно для направления садово-паркового искусства конца XIX — начала XX в., когда декоративные сады и парки организовывались в смешанном стиле. Оригинальным в архитектуре парка является то, что А.Э. Регель применил регулярную разбивку не вблизи дома-дачи, а вдали от нее, в глубине парка, что составило его архитектурный центр. Такое решение подчеркивало стремление автора создать парк как самостоятельное архитектурное целое.