«Речевая деятельность». Содержание

Справочные материалы к курсу

«Практикум по речевой коммуникации»

Новокузнецк, 2011

Содержание

  1. Введение. Язык. Речь. Речевая коммуникация ________________________3
  2. Виды и механизмы речи __________________________________________10
  3. Чтение как вид речевой деятельности _______________________________33
  4. Текст __________________________________________________________39
  5. Научный стиль языка. Научная речь ________________________________57
  6. Вторичные жанры научной речи ___________________________________67
  7. Основы редактирования __________________________________________75

ВВЕДЕНИЕ

ЯЗЫК. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

В бытовой речи понятия «язык» и «речь» часто смешиваются, но в науке разграничиваются. Зачем нефилологу знать, чем различаются эти понятия?

В каждом виде деятельности необходимо стремиться к совершенству. Достичь высокого уровня коммуникативной культуры и профессионализма в своей сфере (а ваша сфера – сфера гуманитарная) невозможно без осознанного и целенаправленного владения всеми слагаемыми речи, главным из которых является язык. Знания о языке и речи помогают сначала понять, что такое коммуникативная культура, а потом освоить пути достижения в ней высокого уровня.

Язык Речь
Язык – знаковая система. Знаки – это звуки, морфемы, слова, фразеологизмы, словосочетания, предложения. Все знаки языка связаны между собою различными отношениями и образуют уровневую систему. Язык - знаковая система - используется людьми как средство выражения мыслей, эмоций, внутреннего диалога, для общения с другими людьми. Речь – один из способов общения людей (есть и другие способы). Речь в отличие от языка материальна, состоит из произносимых звуков, которые мы воспринимаем органами чувств (слышим; видим воспроизведенными на письме). Она обусловлена конкретной ситуацией, устремлена к определенной цели, динамична, развивается во времени и пространстве, т.е. линейна.
Язык – достояние всего коллектива людей, говорящих на нем, он стремится к стабильности. Язык существует объективно, независимо от воли людей, развивается по своим законам. Язык подчиняется жесткой норме, которая сохраняется в виде различных словарей, свода грамматических правил. Речь субъективна. Субъективность речи проявляется в том, что речь имеет автора, который выбирает для этого слова и структуры, а также предпочитаемый стиль общения. В речи появляются новые слова, которые так и остаются случайными, окказиональными, или же, постепенно утверждаясь, становятся фактами языка. Речь тоже в идеале подчиняется нормам, но нарушения в речи имеют место, так как речь индивидуальна. Кроме того, нарушения подчас необходимы как стилистическое средство выразительности.

Речь обладает также свойствами, которые не противопоставляются языку, а характеризуют процесс речевой деятельности. Процесс речи характеризуется темпом, продолжительностью, тембром, степенью громкости, четкости, акцентом или его отсутствием и т.п. Речь может быть охарактеризована через указание на психическое состояние говорящего (взволнованная, спокойная), через отношение к собеседнику (искренняя, лживая), К речи применимы стилистические оценки (богатая, выразительная, точная, бедная) и этические (неприличная, грубая, вульгарная). Речь может быть охарактеризована через коммуникативную задачу говорящего: воздействие на адресата, выражение эмоций, регулирование отношений между говорящими и др.

Таким образом, в понятии «язык» преобладает значение системы и средства, а в понятии «речь» – деятельность.

Язык и речь неразделимы, одно невозможно без другого. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (В. фон Гумбольдт). «Родной язык – его словарный состав и грамматический строй – мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении с окружающими нас людьми» (М.М. Бахтин).

Особенно тесно сближают язык и речь функции языка, так как все они реализуются в речи.

Функция – это выполняемая роль. В определении функций языка в науке полного единства нет. Единство наблюдается по следующим функциям.

Коммуникативная – функция общения. В реализации этой функции, в разговорах, диалогах, полемике участвует каждый человек. Кроме того, коммуникативная функция языка реализуется и во внутренней речи человека (диалог с самим собой). Наконец, коммуникативная функция языка может выступать как самовыражение личности.

Информативная – функция сообщения. Состоит в том, что язык служит средством сбора и оформления всех знаний, накопленных людьми в процессе познавательной деятельности. Хранение и передача этой информации осуществляется посредством устных и преимущественно письменных текстов, т.е. через речь.

Когнитивная – познавательная функция. Язык как естественная знаковая система закрепляет в значениях своих знаков достигнутые результаты познания, делает их достоянием членов сообщества. В речи это знание функционирует и обслуживает общество.

Экспрессивная – функция формирования и выражения мысли. В жизни современного человека это непрерывно «работающая» функция, так как человек мыслит постоянно: это и воспоминания, и раздумья, и решение задачи и т.п. Но мысль и чувство останутся недоступными для других, если они не будут выражены с помощью языка.

Эмотивная – функция выражения чувств и эмоций.

Волюнтативная – функция воздействия (просьба, приказ, убеждение, побуждение к поступкам и т.п.).

Психологи отмечают также регулятивную функцию языка и речи. Она выполняет роль плана поведения, поступков человека: это текстовый или мысленный проект его предстоящих действий.

Термин речь в русском языке имеет три значения:

1) речь как деятельность;

2) речь как продукт речевой деятельности, текст;

3) речь как ораторский жанр.

В первом значении термин речь синонимичен термину «речевая деятельность» и может быть употреблен в таких сочетаниях: механизмы речи, разговорная речь, речевая способность, речевой навык, внешняя речь, внутренняя речь, виды речи. Речь как деятельность является объектом таких наук, как психолингвистика, психология, теория языка, теория речевых актов. Предметом изучения этих наук являются физиологические основы речи, механизмы восприятия и порождения речи, взаимосвязь мышления и речи, процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека.

Второе значение «речь как результат речевой деятельности» имеет синоним «текст». В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения, результат творческого процесса, как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). В таком понимании текстом может являться и отдельное предложение (например, любая пословица) и даже отдельное слово, (например, «Эврика!»). Термин в таком значении может быть употреблен в сочетаниях: речь ребенка, научная речь, доказательная речь, культура речи, прямая и косвенная речь и т.д. Текст изучается такими науками, как лингвистика текста, стилистика текста, поэтика, палеография, герменевтика. Исследуются проблемы: структура текста, стили речи, речевые жанры, использование языковых средств в пространстве текста, использование стилистических фигур, тропов, средства длительного хранения записей, дешифровка текстов и мн.др.

Функционирование различных видов речи: говорения, слушания, письма и чтения – обеспечивается с помощью органов речи.

Речевые центры мозга установлены учеными-физиологами приблизительно с помощью разных методов исследования (изучение поврежденных участков коры головного мозга, дефектов речи и др.) Точными данными, которые могли бы прояснить механизмы речи, наука не располагает. Речевой процесс начинается в коре головного мозга, в двух его центрах, акустическом (сенсорном) центре Вернике (по имени физиолога), и двигательном (моторном) центре Брока (по имени анатома и хирурга). Центр Вернике помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других звуков. Кроме того этот центр – своеобразная «кладовая» памяти, в нем хранятся все известные нам слова. Второй центр руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. Вместе с тем работы А. Р. Лурия и его учеников показали ошибочность подхода, когда отыскиваются прямые отношения между языком и мозгом. А.Р. Лурия исходит из того, что язык изменчив, а мозг представляет собой относительно устойчивую биологическую систему, поэтому прямого структурного сходства в строении языка и мозга нет.

Произносительный аппарат – это легкие, подающие в гортань струю воздуха, необходимую для образования звуков, голосовые связки, создающие звук, полости рта и носа – резонаторы, усиливающие и окрашивающие звук, мягкое нёбо, открывающее и закрывающее вход в носовую полость, подвижная нижняя челюсть, губы и особенно язык. Все они обеспечивают членораздельную речь.

Органы аудирования обеспечивают прием акустических сигналов, то есть слушание. Это ушные раковины, которые улавливают звуковые волны, вызывающие вибрацию барабанной перепонки. Этот сигнал передается рецепторным клеткам. От них сигнал поступает в речевые центры мозга. Здесь совершается акт понимания услышанной речи.

Для письма человек использует органы зрения, руки как органы деятельности, частично ноги, туловище - для опоры во время письма. Овладение письменной речью в обоих вариантах – письмо и чтение – нуждается в специальном научении, не происходит само собой, подобно устной речи. Имеет место и самонаучение детей чтению, оно встречается все чаще, и можно ожидать прогресса в этой области.

Для чтения человек использует зрительный аппарат.

Огромная роль в речевой деятельности человека принадлежит памяти. Специальных органов памяти нет. Память представляет собой процессы сохранения прошлого опыта, делает возможным повторение этого опыта, она служит важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе обучения и развития. Механизмы памяти обладают следующими способностями: запоминанием, сохранением, пониманием, воспроизведением. Память обладает огромным объемом и существует в двух формах: долговременной памяти и оперативной (краткосрочной) памяти.

Долговременная память обеспечивает постоянное сохранение языковых единиц разных уровней, причем в упорядоченном виде, что позволяет в нужный момент передать их в оперативную память.

Оперативная память обеспечивает удержание и преобразование данных, полученных из долговременной памяти. Механизм оперативной памяти принимает от органов восприятия речи информацию в языковых формах и передает ее в долговременную память, и в механизме оперативной памяти подготавливаются и конструируются устные и письменные высказывания.

Важнейшей функцией речи как деятельности является функция формирования и выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением только отдыха или глубокого сна. Речь неотделима от мысли. По словам Л.С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли». Сам процесс мышления не до конца познан. Ученые считают, что важная роль в речевом мышлении принадлежит понятиям.

Понятия – это отраженные в нашем сознании обобщенные представления о реалиях окружающего мира. Понятия обозначаются словами или словосочетаниями (сад, детский сад).

Методом моделирования можно наметить следующие ступени соотношения слова и понятия: реальный мир → выделение в потоке информации, идущей из окружающего мира, новых предметов, явлений → наблюдение их свойств, признаков → выделение существенных признаков для данного явления, предмета → обобщение признаков, т.е. образование понятия → включение его в систему ранее возникших понятий путем подведения под ближайшее родовое понятие → называние его словом или словосочетанием → включение нового слова в систему языка → использование нового слова в речи → возникновение у слова новых оттенков значения, переносных значений, оценочности.

Таким образом, слово позволяет обозначить не один только конкретный предмет, а целый ряд однородных предметов. Иначе говоря, слово освобождает сознание человека от привязанности к одному предмету, оно позволяет объединить предметы в классы, группы, разряды, т.е. находить в них общее, и формировать понятия.

Знание слов, обозначающих понятия, помогает человеку оперировать понятиями, т.е. мыслить. Овладение словарным запасом, механизмами изменения и образования слов создает возможности для развития мышления. Известный психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания – это материал мышления. Только знания обеспечивают успешное развитие и мышления, и речи человека.

Мышление шире, чем речь, так как опирается не только на язык. Мышление может быть не только логическим, но и наглядно-образным и практически действенным. Вот примеры. Если водитель современного транспортного средства в доли секунды должен принять решение по управлению автомобилем, может ли он облечь решение, т.е. мысль, в словесную форму? Или: человек бежит по лесной тропинке и внезапно замечает торчащий из земли корень. В тысячную долю секунды нога получает команду изменить режим бега и перескочить через препятствие. Это происходит не автоматически, поправка на корень – продукт решения нестандартной задачи, а это мышление, хотя и неречевое. Еще пример. Художник-портретист сделал едва заметное движение кистью – и взгляд на портрете ожил. Если спросить художника, что он сделал, он не найдет слов для объяснения, потому что мыслит образами, цветом и тенью.

Но и речь в каких-то отношениях шире мышления: она передает не только мысли человека, но и эмоции, она обладает выразительностью, стилистически окрашена (книжная, разговорная) и социально дифференцирована (литературная речь, жаргоны, просторечие).

Работа мысли стимулирует речь, делает ее более сложной и богатой. Но и обогащение речи оказывает влияние на развитие мышления. В речи мы формулируем мысль, но формулируя, мы и формируем ее. Языковое оформление мысли на этапе подготовки высказывания способствует большей четкости, точности и ясности мысли. Наилучшим критерием ясности и точности мысли служит возможность ее реализации в речи и, следовательно, понимание ее другими людьми, да и самим говорящим. Вот примеры.

Академик Глушков, математик и кибернетик, отмечал, что, читая лекции студентам, т.е. импровизируя текст на уровне своих научных изысканий, он не только обнаруживал ошибки в мыслях, которые ранее считал правильными, но даже делал иногда микрооткрытия. Превращение мысли в речь – процесс творческий. Известный американский писатель Эдгар По записал в дневнике, что в тех нередких случаях, когда ему собственная мысль кажется недостаточно ясной, он садится за стол и пытается сформулировать ее письменно. Не случайно в учебных заведениях всего мира в качестве критерия интеллекта используются сочинения – от школьного до диссертационного. И конечно, все помнят про учителя, который объяснял, объяснял ученикам и наконец сам все понял.

Дело в том, что на не вполне сформировавшуюся мысль накладываются четкие, жесткие, веками отшлифованные языковые структуры – и в результате либо мысль становится доступной пониманию других людей, либо самому автору становится ясной ее недоработанность. Такова диалектика связи мышления и речи.

Слово «коммуникация» происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому на русском языке близким к нему по значению является слово «общение». В таком значении производными от слова «коммуникация» являются слова «коммуникабельность – способность к общению, общительность, «коммуникабельный» – общительный, «коммуникативный» – относящийся к коммуникации, например: коммуникативные типы высказывания, коммуникативная компетенция, коммуникативное намерение, коммуникативные стратегии и тактики, коммуникативная культура

В психологических научных трудах понятия «коммуникация» и «общение» разводятся.

Коммуникация Общение
1. Предназначена для передачи и приема информации. Процесс однонаправленный (от S к О), и по законам, установленным теорией коммуникации, количество информации уменьшается в ходе этого движения. 2. Коммуникация предполагает сообщение информации логической и/или эмоционально-оценочной по отношению к предмету речи и/или по отношению к партнерам. 3. Форма речи – монолог (не требуются ответные реплики). 4. Коммуникацию можно планировать. 5. Получатель информации – конкретное лицо или необозначенный адресат (все, кто прочтет или услышит). Однако при создании текста мы всегда ориентируемся на предполагаемого адресата. Модель текстового адресата представляет собой конструкт идеального читателя, созданный при продуцировании текста автором. Идеальный читатель соотносится с «информированным», «сведущим». 1. Предназначено не только для хранения, но и развития информации (т.е. в диалоге происходит обсуждение информации, совместная выработка новой информации). Оба взаимодействующих партнера являются активными участниками общения, поэтому отношения субъект-субъектные, а не субъект-объектные, как при коммуникации. 2. В общении также может присутствовать как логическая, так и эмоционально-оценочная информация, но общение, в отличие от коммуникации, обязательно влечет неинформационную сторону, фатическую. Под фатическим компонентом общения подразумевают понимание не столько смысла высказывания партнера, сколько понимание самого человека и установление с ним личностных взаимоотношений. Общение может иметь только неинформационную сторону. 3. Форма речи – диалог (любое высказывание партнера требует ответной реакции: согласие, подтверждение, возражение, дополнение и т.д. или ответное действие). 4. Общение часто носит импровизационный характер.

Таким образом, общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми (в т.ч. на эмоциональном уровне). Коммуникацию же рассматривают как «смысловой аспект взаимодействия людей».

Коммуникация – это информационная связь S с тем или иным О – человеком, животным, машиной. Коммуникация выражается в том, что S передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, указания, приказы), которую получатель должен принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: