(1) У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. (2) Это кладовые. (3) В них дерево хранит свои семена. (4) Ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых: ветер бьет шишечки, выдувает семена и ничего не добьется. (5) Мороз стучит —не достучится.
(6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригревать— теплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.
(7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.
(И. Полуянов.)
Второе предложение раскрывает значение слова шишечки — подлежащего первого предложения. Эти два предложения синонимичны одному сложноподчиненному с придаточным определительным с союзным словом который (У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки, которые являются ее кладовыми).
Третье предложение поясняет последнее слово второго предложения кладовые. Это предложение также можно трансформировать в придаточное определительное с тем же союзным словом без нарушения основного смысла (Кладовые, в которых дерево хранит свои семена).
В качестве формальных средств связи используются местоимения это во втором предложении, указывающее на существительное первого предложения шишечки, и в них, соотносительное со словом кладовые предыдущего предложения, а также единство видо-временных форм глаголов-сказуемых этих предложений.
Четвертое предложение связано прежде всего с первым предложением общностью описываемого предмета. В первом характеризуется одна из сторон ольхи, в четвертом—другая, как бы ее внутреннее свойство, что выражено повторением слов ольха, выступающего в первом предложении дополнением, в четвертом— подлежащим, и шишечки, выступающего в первом предложении в роли подлежащего, а в четвертом — в роли дополнения. Между ними дистантная связь
Это же (четвертое) предложение связано со вторым повторением слова кладовые. Связь между ними также дистантная — «подлежащее -- дополнение».
Четвертое предложение связано и с третьим, в котором видовое понятие ольха заменено родовым дерево, а слово семена повторяется. Связь — «дополнение — дополнение».
Таким образом, четвертое предложение связано с каждым из трех предыдущих предложений текста.
В пятом предложении продолжается мысль, начатая в четвертом: ...ветер бьет шишечки, выдувает семена и ничего не добьется. Мороз стучит — не достучится. На месте точки между этими предложениями можно было бы поставить и точку с запятой и даже запятую. Связь между этими предложениями синонимична связи в бессоюзных сложных предложениях подобного синтаксического строения; интонация однородно-перечислительная. Связующим фактором здесь выступает параллелизм структур. Ср.: ветер бьет, не добьется и мороз стучит — не достучится.
Бьет, выдувает, стучит — глаголы несовершенного вида, не добьется, не достучится — совершенного вида. Все это средства связи между самостоятельно оформленными предложениями.
Между шестым и пятым предложениями противопоставительно-сопоставительные отношения, синонимичные противопоставительно-сопоставительной связи между частями сложносочиненного предложения с союзом а. Ср.: Мороз стучит — не достучится, а поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригревать — теплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.
Выделением шестого предложения в абзац усиливается его противопоставительное значение по отношению к содержанию четвертого и пятого предложений (действие солнца противопоставляется действию ветра и мороза).
Седьмое предложение связано с содержанием всего текста рассказа как его заключительная фраза. Оно объясняет название произведения — «Веснушки». Мелкие рыжеватые семена на снегу ассоциируются с веснушками. Такое сравнение позволяет наглядно представить описываемое явление. Кроме того, повторением слов семена и ольха седьмое предложение связано с третьим и четвертым, с которыми соответственно связано второе и пятое предложения.
Следовательно, все предложения анализируемого текста так объединены между собой контактными и дистантными связями, что составляют единое смысловое и структурное целое высшего порядка.
Разумеется, чем сложнее текст, тем сложнее и разнообразнее его структура. Однако есть общая для всех текстов закономерность. Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. Эти группы самостоятельно оформленных предложений характеризуются определенными лексико-грамматическими и ритмомелодическими признаками и представляют собой особого рода синтаксические единицы текста – сложные синтаксические целые (ССЦ).
В тексте рассказа «Веснушки» две такие группы предложений, два ССЦ. Первое ССЦ – 1, 2 и 3 предложения, второе ССЦ – 4, 5, 6 и 7 предложения. Связь между предложениями внутри ССЦ сильнее, чем между двумя соседними ССЦ. <…>
Микротема первого ССЦ – представление о кладовых ольхи, микротема второго – свойства кладовых ольхи. <…>
Характерной особенностью ССЦ является то, что внутри него от предложения к предложению можно задать смысловой вопрос, а от последнего предложения предыдущего ССЦ к первому предложению последующего ССЦ вопроса задать нельзя. <…>
Таким образом, ССЦ – это синтаксическая единица в составе текста, представляющая собой группу контактно и дистантно взаимосвязанных предложений, характеризующих какую-либо сторону описываемого предмета (явления и т.д.).