Веснушки

(1) У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. (2) Это кладовые. (3) В них дерево хранит свои семе­на. (4) Ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых: ветер бьет шишечки, выдувает семена и ниче­го не добьется. (5) Мороз стучит —не достучится.

(6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнет при­гревать— теплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.

(7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.

(И. Полуянов.)

Второе предложение раскрывает значение слова шишечки — подлежащего первого предложения. Эти два предложения си­нонимичны одному сложноподчиненному с придаточным опре­делительным с союзным словом который (У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки, которые являются ее кладовыми).

Третье предложение поясняет последнее слово второго пред­ложения кладовые. Это предложение также можно трансфор­мировать в придаточное определительное с тем же союзным словом без нарушения основного смысла (Кладовые, в которых дерево хранит свои семена).

В качестве формальных средств связи используются место­имения это во втором предложении, указывающее на существительное первого предложения шишечки, и в них, соотноси­тельное со словом кладовые предыдущего предложения, а так­же единство видо-временных форм глаголов-сказуемых этих предложений.

Четвертое предложение связано прежде всего с первым предложением общностью описываемого предмета. В первом характеризуется одна из сторон ольхи, в четвертом—другая, как бы ее внутреннее свойство, что выражено повторением слов ольха, выступающего в первом предложении дополнени­ем, в четвертом— подлежащим, и шишечки, выступающего в первом предложении в роли подлежащего, а в четвертом — в роли дополнения. Между ними дистантная связь

Это же (четвертое) предложение связано со вторым повто­рением слова кладовые. Связь между ними также дистантная — «подлежащее -- дополнение».

Четвертое предложение связано и с третьим, в котором ви­довое понятие ольха заменено родовым дерево, а слово семе­на повторяется. Связь — «дополнение — дополнение».

Таким образом, четвертое предложение связано с каждым из трех предыдущих предложений текста.

В пятом предложении продолжается мысль, начатая в чет­вертом: ...ветер бьет шишечки, выдувает семена и ничего не добьется. Мороз стучитне достучится. На месте точки меж­ду этими предложениями можно было бы поставить и точку с запятой и даже запятую. Связь между этими предложениями синонимична связи в бессоюзных сложных предложениях по­добного синтаксического строения; интонация однородно-пере­числительная. Связующим фактором здесь выступает парал­лелизм структур. Ср.: ветер бьет, не добьется и мороз стучитне достучится.

Бьет, выдувает, стучит — глаголы несовершенного вида, не добьется, не достучится — совершенного вида. Все это средства связи между самостоятельно оформленными предложениями.

Между шестым и пятым предложениями противопостави­тельно-сопоставительные отношения, синонимичные противопостави­тельно-сопоставительной связи между частями сложносочинен­ного предложения с союзом а. Ср.: Мороз стучитне достучит­ся, а поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригреватьтеплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.

Выделением шестого предложения в абзац усиливается его противопоставительное значение по отношению к содержанию четвертого и пятого предложений (действие солнца противо­поставляется действию ветра и мороза).

Седьмое предложение связано с содержанием всего текста рассказа как его заключительная фраза. Оно объясняет назва­ние произведения — «Веснушки». Мелкие рыжеватые семена на снегу ассоциируются с веснушками. Такое сравнение позволя­ет наглядно представить описываемое явление. Кроме того, повторением слов семена и ольха седьмое предложение связано с третьим и четвертым, с которыми соответственно связано второе и пятое предложения.

Следовательно, все предложения анализируемого текста так объединены между собой контактными и дистантными связями, что составляют единое смысловое и структурное целое высшего порядка.

Разумеется, чем сложнее текст, тем сложнее и разнообразнее его структура. Однако есть общая для всех текстов закономерность. Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. Эти группы самостоятельно оформленных предложений характеризуются определенными лексико-грамматическими и ритмомелодическими признаками и представляют собой особого рода синтаксические единицы текста – сложные синтаксические целые (ССЦ).

В тексте рассказа «Веснушки» две такие группы предложений, два ССЦ. Первое ССЦ – 1, 2 и 3 предложения, второе ССЦ – 4, 5, 6 и 7 предложения. Связь между предложениями внутри ССЦ сильнее, чем между двумя соседними ССЦ. <…>

Микротема первого ССЦ – представление о кладовых ольхи, микротема второго – свойства кладовых ольхи. <…>

Характерной особенностью ССЦ является то, что внутри него от предложения к предложению можно задать смысловой вопрос, а от последнего предложения предыдущего ССЦ к первому предложению последующего ССЦ вопроса задать нельзя. <…>

Таким образом, ССЦ – это синтаксическая единица в составе текста, представляющая собой группу контактно и дистантно взаимосвязанных предложений, характеризующих какую-либо сторону описываемого предмета (явления и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: