Педагогический университет

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Современный этап развития нашего общества характеризуется переосмыслением

прав детей с особыми образовательными

потребностями, предъявлением высоких

требований к качеству подготовки педагогов дефектологов. Высокая социальная

значимость результатов их деятельности,

повышенный спрос на специалистов данного профиля обусловливают необходимость

совершенствования содержания и форм

профессионального обучения.

Специальное дефектологическое образование обеспечивает педагога профессиональными знаниями и умениями, необходимыми в области коррекционной деятельности. Его содержание, как показывают исследования Д.И. Азбукина, Х.С. Замского, А.И. Живиной, В.И. Селиверстова, С.Д.Забрамной, В.А. Лапшина, Н.М. Назаровой,

Н.Н. Малофеева, О.А. Мотиной, О.Е. Шевченко и др., менялось, корректировалось с момента зарождения высшего дефектологического образования в России, причем это происходило в прямой зависимости от постепенных и последовательных изменений в структуре высшей школы.

Сущностно определить историко-педагогические периоды становления и развития процесса подготовки дефектологичес5

Из истории высшего

Дефектологического

Образования в России

Р.Р. ДЕНИСОВА, профессор

А.В. НИКИФОРОВА, ст. преподава!

Тель

Благовещенский государственный

педагогический университет

В историческом контексте рассматриваются вопросы изменения содержания выс_

шего дефектологического образования в России, профессиональной подготовки кад_

ров для специальных коррекционных учреждений. Предпринята попытка выделить

этапы в освоении профессии учителя_дефектолога с позиции анализа содержания этого

процесса.

Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка специалиста, дефек_

тологическое образование, содержание высшего дефектологического образования, учи_

тель_дефектолог, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, логопед, специ_

альный психолог.

ких кадров в нашей стране непросто. Учи5

тывая, что любая периодизация является

приблизительной и условной, нами пред5

принята попытка выделить этапы в освое5

нии специальности учителя5дефектолога с

позиции анализа содержания образования.

1_й этап (1918–1923 гг.) – начало об5

щедефектологической подготовки по спе5

циальности «дефектолог». В 1918 г. в Пет5

рограде и Москве открылись первые курсы

для учителей, работающих с аномальными

детьми [1]. Однако краткосрочные курсы

не могли дать слушателям глубоких знаний

по изучаемым вопросам, удовлетворить

запросы в подготовке кадров для развер5

нувшейся борьбы с детской дефективнос5

тью. Требовалась серьезная подготовка

дефектологов, которая могла быть осуще5

ствлена только в системе высшего образо5

вания. Поэтому огромное значение имело

открытие в Петрограде (октябрь, 1918 г.)

факультета детской дефективности при

Институте дошкольного воспитания и ра5

бота двух дефектологических институтов

в Москве (1920 г.); первый был организо5

ван Наркомздравом, другой – Наркомпро5

сом [2]. Задачи создания этих учебных за5

ведений в основных положениях совпада5

ли с целями функционирования высшей

школы Советской России и отражали ре5

альные потребности молодой республики

в подготовке дефектологических кадров.

По мнению первых организаторов дефек5

тологического образования (В.П. Кащенко,

А.С. Шафрановой, Д.И. Азбукина), буду5

щие специалисты должны были получить

разносторонние энциклопедические знания

[3, 4].

На содержание образования будущих

педагогов5дефектологов в начале 19205х гг.

в определенной мере повлияла теория ле5

чебной педагогики, получившая развитие в

трудах А.С. Грибоедова: «дефект нельзя

скомпенсировать ни медицинскими, ни пе5

дагогическими средствами, а можно лишь

его купировать и не дать развиваться в аб5

солютный дефект» [5]. По мнению идео5

логов этого направления, выпускник был

призван больше лечить аномального ребен5

ка, чем его учить, поэтому большое значе5

ние придавалось лечебной педагогике [6].

2_й этап (1923–1928 гг.) – поиск педа5

гогического содержания в подготовке де5

фектолога по трем видам специальной пе5

дагогики. В связи с тем, что в основном сту5

дентов готовили одновременно по всем спе5

циальностям, с 1923 г. усиливается их диф5

ференциация, планируется выпуск

сурдопедагогов, тифлопедагогов и олиго5

френопедагогов [7].

В переработанных учебных планах фа5

культетов детской дефективности на осно5

ве метода «комплекса больших идей» объе5

динили некоторые сходные учебные дисцип5

лины. Именно так у будущих педагогов ста5

рались вырабатывать целостность мировоз5

зрения, обучать комплексному методу

преподавания во вспомогательной школе [8].

Было решено, что четырехлетний срок

подготовки будущего специалиста5дефек5

толога в системе высшего профессиональ5

ного образования не должен сокращаться.

Причем общеобразовательную и педагоги5

ческую подготовку слушатели получали в

основном на 1–25м курсах факультета, ос5

новательно знакомясь с общими идеями

материалистической диалектики, биологии,

истории и т.д. На третьем году обучения в

институте изучали специальные предметы,

имеющие прямое отношение ко всем видам

детской дефективности, но в то же время

студентов приобщали и к педагогическим

дисциплинам для работы в нормальной тру5

довой школе.

Лишь на 45м курсе, по мере дальнейше5

го углубления в изучении детской дефек5

тивности, студенты специализировались в

избранном профиле (сурдопедагогика,

тифлопедагогика или олигофренопедагоги5

ка). Вся учебная работа была ориентирова5

на на успешное прохождение квалифика5

ционной практики по избранной специаль5

ности в соответствующих детских учреж5

дениях. Обучение завершалось стажиров5

кой по специальности, после чего

выпускники сдавали экзамены [9]. Следу5

ет отметить, что такая работа способство5

вала значительному расширению связей

высших учебных заведений со специальны5

ми школами.

Таким образом, начиная с 1924–25 гг.

дефектологическое образование твердо

ориентируется на цели и задачи высшего

педагогического образования. Д.И. Азбу5

кин писал об этом периоде так: «Нелегко

было находить правильный путь, нелегко

было добиваться у работников других фа5

культетов понимания и уважения к зада5

чам столь необычного факультета, к зада5

чам специальной педагогики» [10]. В

результате с большими затруднениями оп5

ределялись профили и вырабатывались

учебные планы нового вида высшего педа5

гогического образования по дефектологии.

Вследствие этого поиска подготовка дефек5

тологов приобрела исключительно педаго5

гическую направленность [11].

3_й этап (1929–1945 гг.) – дифферен5

циация специальностей и подготовка спе5

циалистов по двойному профилю. Это был

достаточно сложный период и для страны,

и для развития дефектологической науки:

преследовалось инакомыслие, приклеива5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: