СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Современный этап развития нашего общества характеризуется переосмыслением
прав детей с особыми образовательными
потребностями, предъявлением высоких
требований к качеству подготовки педагогов дефектологов. Высокая социальная
значимость результатов их деятельности,
повышенный спрос на специалистов данного профиля обусловливают необходимость
совершенствования содержания и форм
профессионального обучения.
Специальное дефектологическое образование обеспечивает педагога профессиональными знаниями и умениями, необходимыми в области коррекционной деятельности. Его содержание, как показывают исследования Д.И. Азбукина, Х.С. Замского, А.И. Живиной, В.И. Селиверстова, С.Д.Забрамной, В.А. Лапшина, Н.М. Назаровой,
Н.Н. Малофеева, О.А. Мотиной, О.Е. Шевченко и др., менялось, корректировалось с момента зарождения высшего дефектологического образования в России, причем это происходило в прямой зависимости от постепенных и последовательных изменений в структуре высшей школы.
|
|
Сущностно определить историко-педагогические периоды становления и развития процесса подготовки дефектологичес5
Из истории высшего
Дефектологического
Образования в России
Р.Р. ДЕНИСОВА, профессор
А.В. НИКИФОРОВА, ст. преподава!
Тель
Благовещенский государственный
педагогический университет
В историческом контексте рассматриваются вопросы изменения содержания выс_
шего дефектологического образования в России, профессиональной подготовки кад_
ров для специальных коррекционных учреждений. Предпринята попытка выделить
этапы в освоении профессии учителя_дефектолога с позиции анализа содержания этого
процесса.
Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка специалиста, дефек_
тологическое образование, содержание высшего дефектологического образования, учи_
тель_дефектолог, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, логопед, специ_
альный психолог.
ких кадров в нашей стране непросто. Учи5
тывая, что любая периодизация является
приблизительной и условной, нами пред5
принята попытка выделить этапы в освое5
нии специальности учителя5дефектолога с
позиции анализа содержания образования.
1_й этап (1918–1923 гг.) – начало об5
щедефектологической подготовки по спе5
циальности «дефектолог». В 1918 г. в Пет5
рограде и Москве открылись первые курсы
для учителей, работающих с аномальными
детьми [1]. Однако краткосрочные курсы
не могли дать слушателям глубоких знаний
по изучаемым вопросам, удовлетворить
запросы в подготовке кадров для развер5
|
|
нувшейся борьбы с детской дефективнос5
тью. Требовалась серьезная подготовка
дефектологов, которая могла быть осуще5
ствлена только в системе высшего образо5
вания. Поэтому огромное значение имело
открытие в Петрограде (октябрь, 1918 г.)
факультета детской дефективности при
Институте дошкольного воспитания и ра5
бота двух дефектологических институтов
в Москве (1920 г.); первый был организо5
ван Наркомздравом, другой – Наркомпро5
сом [2]. Задачи создания этих учебных за5
ведений в основных положениях совпада5
ли с целями функционирования высшей
школы Советской России и отражали ре5
альные потребности молодой республики
в подготовке дефектологических кадров.
По мнению первых организаторов дефек5
тологического образования (В.П. Кащенко,
А.С. Шафрановой, Д.И. Азбукина), буду5
щие специалисты должны были получить
разносторонние энциклопедические знания
[3, 4].
На содержание образования будущих
педагогов5дефектологов в начале 19205х гг.
в определенной мере повлияла теория ле5
чебной педагогики, получившая развитие в
трудах А.С. Грибоедова: «дефект нельзя
скомпенсировать ни медицинскими, ни пе5
дагогическими средствами, а можно лишь
его купировать и не дать развиваться в аб5
солютный дефект» [5]. По мнению идео5
логов этого направления, выпускник был
призван больше лечить аномального ребен5
ка, чем его учить, поэтому большое значе5
ние придавалось лечебной педагогике [6].
2_й этап (1923–1928 гг.) – поиск педа5
гогического содержания в подготовке де5
фектолога по трем видам специальной пе5
дагогики. В связи с тем, что в основном сту5
дентов готовили одновременно по всем спе5
циальностям, с 1923 г. усиливается их диф5
ференциация, планируется выпуск
сурдопедагогов, тифлопедагогов и олиго5
френопедагогов [7].
В переработанных учебных планах фа5
культетов детской дефективности на осно5
ве метода «комплекса больших идей» объе5
динили некоторые сходные учебные дисцип5
лины. Именно так у будущих педагогов ста5
рались вырабатывать целостность мировоз5
зрения, обучать комплексному методу
преподавания во вспомогательной школе [8].
Было решено, что четырехлетний срок
подготовки будущего специалиста5дефек5
толога в системе высшего профессиональ5
ного образования не должен сокращаться.
Причем общеобразовательную и педагоги5
ческую подготовку слушатели получали в
основном на 1–25м курсах факультета, ос5
новательно знакомясь с общими идеями
материалистической диалектики, биологии,
истории и т.д. На третьем году обучения в
институте изучали специальные предметы,
имеющие прямое отношение ко всем видам
детской дефективности, но в то же время
студентов приобщали и к педагогическим
дисциплинам для работы в нормальной тру5
довой школе.
Лишь на 45м курсе, по мере дальнейше5
го углубления в изучении детской дефек5
тивности, студенты специализировались в
избранном профиле (сурдопедагогика,
тифлопедагогика или олигофренопедагоги5
ка). Вся учебная работа была ориентирова5
на на успешное прохождение квалифика5
ционной практики по избранной специаль5
ности в соответствующих детских учреж5
дениях. Обучение завершалось стажиров5
кой по специальности, после чего
выпускники сдавали экзамены [9]. Следу5
ет отметить, что такая работа способство5
вала значительному расширению связей
высших учебных заведений со специальны5
ми школами.
Таким образом, начиная с 1924–25 гг.
дефектологическое образование твердо
ориентируется на цели и задачи высшего
педагогического образования. Д.И. Азбу5
кин писал об этом периоде так: «Нелегко
было находить правильный путь, нелегко
было добиваться у работников других фа5
культетов понимания и уважения к зада5
|
|
чам столь необычного факультета, к зада5
чам специальной педагогики» [10]. В
результате с большими затруднениями оп5
ределялись профили и вырабатывались
учебные планы нового вида высшего педа5
гогического образования по дефектологии.
Вследствие этого поиска подготовка дефек5
тологов приобрела исключительно педаго5
гическую направленность [11].
3_й этап (1929–1945 гг.) – дифферен5
циация специальностей и подготовка спе5
циалистов по двойному профилю. Это был
достаточно сложный период и для страны,
и для развития дефектологической науки:
преследовалось инакомыслие, приклеива5