ТЕМА 17. Юстиция стран СНГ.Юстиция зарубежных стран

В переходный, постсоциалистический период в странах СНГ-бывших союзных республиках - в той или иной мере осуществляются судебно-правовые реформы. Они являются составной частью общего реформаторского процесса, с помощью которого формируется правовая государственность, обеспечивается социальный прогресс.

Раньше, чем в других суверенных государствах (24 октября 1991 г.), была принята Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В целях успешного проведения реформы Указом Президента Российской Федерации осенью 1994 г. был образован Совет по судебной реформе при Президенте, куда вошли руководители высших судов, правоохранительных органов и видные ученые-юристы. 14 октября 1997 г. в целях улучшения

взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества Совет был преобразован в Совет по вопросам совершенствования правосудия. Являясь консультативным органом при Президенте, он призван содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, совершенствованию взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества, обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

Основополагающим правовым актом по обновлению российского судоустройства является Конституция Российской Федерации 1993 г. Анализ конституционных основ судебной власти в России показывает, что в основном они совпадают с руководящими началами, закрепленными в Конституции Республики Беларусь. И те, и другие отражают общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепила те начала судоустройства, которые не нашли отражения в Основном Законе нашей страны, а именно: судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства; несменяемость и неприкосновенность судей; осуществление правосудия с участием присяжных заседателей; финансирование судов из федерального бюджета.

В отличие от Конституции Республики Беларусь в Основном Законе РФ сформулированы требования к кандидатам в судьи, определены место, полномочия и порядок формирования не только Конституционного, но и Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации. Всем этим высшим органам судебной власти принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Таким образом, нужно признать, что в Конституции России по сравнению с Конституцией Республики Беларусь основы организации судебной власти и ее осуществления регулируются более полно и последовательно.

31 декабря 1996 г. Президентом Российской Федерации был подписан и начал действовать с 1 января 1997 г. федеральный конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» - базовый закон для всего российского судоустройства. Этим законодательным актом закрепляется единство судебной системы Российской Федерации и указываются гарантии, его обеспечивающие:

1. Установление судебной системы Российской Федерации

Конституцией и федеральным конституционным законом;

2. Соблюдение всеми судами установленных федеральным законом правил судопроизводства;

3. Применение всеми судами Конституции,федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнан ных принципов и норм международного прав а и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4. Признание обязательности исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5. Законодательное закрепление единства статуса судей;

6. Финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, которые считаются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Высший орган судейского сообщества -Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Органами судейского сообщества Российской Федерации являются также:

• собрания судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного

Суда;

• съезды (конференции) судей республик в составе Российской

Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных судов и арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) - избираемые ими Советы судей.

Полномочия органов судейского сообщества:

• обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования

законодательства;

• общественная экспертиза проектов законов и других норма

тивных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

• рассмотрение актуальных проблем работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и

социального положения судей;

• представление интересов судей в государственных органах и

общественных объединениях, избраниесоотв етствую щих квалификационных коллегий судей и т.д. В соответствии со ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Основные направления (функции) прокурорской деятельности:

1.Надзор за исполнением законов федеральными министерствами

и ведомствами, представительными (законодательными) и

исполнительными органами субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законом издаваемых ими правовых актов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными органами и должностными лицами,органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющими назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством

Российской Федерации;

6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и опротестовывают их решения, принимают участие в правотворческой деятельности.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры; научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами; прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Органы предварительного расследования в РФ — это система специально уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления и виновности лица его совершившего. К органам предварительного расследования относятся органы дознания и предварительного следствия.

Систему органов дознания образуют: милиция; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений; органы федеральной службы безопасности; начальники исправительных учреждений, следственных

изоляторов; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы; капитаны морских судов дальнего плавания, начальники зимовок; федеральные органы налоговой полиции; таможенные органы.

Предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной налоговой полицией. Во всех этих ведомствах функционируют специализированные структурные подразделения, следственные аппараты, следственные части.

Адвокатура в Российской Федерации - самоуправляющаяся организация юристов-профессионалов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, содействующая охране их прав и законных интересов.

Правовые основы организации и деятельности российской адвокатуры закреплены в Конституции и Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г.

Нотариат в Российской Федерации - это система государственных органов, должностных лиц и граждан, которые от имени РФ уполномочены законом на совершение нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Организация и деятельность нотариата регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г.

Как и в России, на Украине в 1992 г. была принята Концепция судебной реформы, однако изменения в законодательстве, принятые в конце 80-х - начале 90-х годов, были направлены на частичное совершенствование системы юстиции, способствовали усилению гарантии охраны прав и законных интересов личности. Процесс реформирования правовой системы особенно активизировался после принятия новой Конституции.

Конституция Украины содержит самостоятельные разделы, посвященные правосудию прокуратуре и Конституционному Суду, которые отличаются достаточно детальной регламентацией вопросов судоустройства и прокурорского надзора.

Не перечисляя все виды судов, действующих в стране, Конституция указывает, что правосудие осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Конституционный Суд Украины действует отдельно как гарант Конституции, точного соблюдения и реализации всех ее положений.

Система судов общей юрисдикции на Украине строится по принципам территориальности и специализации. Судебную систему общей юрисдикции образуют Верховный Суд Украины, Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межрайонные (окружные) и районные (городские) суды. В систему общих судов входят и военные суды.

К специализированным судам относятся: Высший Арбитражный Суд Украины, арбитражный суд Республики Крым, арбитражные областные,

Киевский и Севастопольский арбитражные городские суды. Предполагается создание местных, апелляционных, специализированных и иных судов, что должно найти отражение в новом законе о судоустройстве Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: