Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимают закрепленные в Конституции Республики Беларусь и Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь» требования, которые выражают государственное назначение прокуратуры и определяют задачи и полномочия прокуроров.
Помимо общих принципов (присущих не только прокуратуре, но и всему государственному аппарату — принцип законности, профессионализма, демократизма, гуманизма и т.д.), выделяют специальные принципы организации и деятельности прокуратуры (ст.ст. 126-127 Конституции, ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»),
К ним относятся:
1) принцип единства и централизации органов прокуратуры. Территориальные и специализированные прокуратуры представляют собой одну единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору в целом. Перед каждой прокуратурой стоят единые задачи, и каждый прокурор, как правило, наделен одинаковыми полномочиями;
2) принцип независимости органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять деятельность в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических партий, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь. Прокурорские работники, как и судьи, не могут заниматься политической деятельностью. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность;
3) принцип публичности. Органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы они ни исходили, по восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
4) принцип взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными органами. В деле укрепления правопорядка в стране органы прокуратуры активно взаимодействуют с другими правоохранительными органами. Существуют различные формы такого взаимодействия (проведение совместных проверок исполнения законодательства, совместное расследование уголовных дел;
5) принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод личности, а равно государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.