Концепции судебно-правовой реформы принята постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 23 апреля 1992 г., в ней определены пути преобразования правоохранительной системы в Республике Беларусь. Целями ее являются:
1. создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;
2. утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;
3. воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.
4. Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов, первый посвящен обоснованию причин проведения реформы. Во втором - восьмом разделах соответственно изложены перспективы развития и реформирования:
· судебной власти и судебной системы;
· предварительного расследования;
· прокурорского надзора;
· Министерства юстиции и его органов на местах;
· органов адвокатуры;
· органов внутренних дел и государственной безопасности;
· общественных формирований юристов.
Девятый раздел посвящен вопросам реформирования законодательства. Десятый - этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы.
Большинство изложенных в Концепции задач реализовано. Часть - находится в процессе реализации. От некоторых отказались ввиду их несостоятельности. Многие положения Концепции пересмотрены.
Современная позиция государства по поводу правового совершенствования организации и деятельности судов и правоохранительных органов изложена в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205.
Понятие судебной власти
Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
В классическом виде теория разделения власти полностью сформировалась в 18 столетии. У ее истоков стоял Д. Локк - английский философ и политический деятель. Первым на три общепризнанных вида власти указал французский просветитель, правовед и философ Ш.Л. Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.
Па белорусских землях термин «судебная власть» был введен статутами Великого княжества Литовского в 16 веке. В современном белорусском законодательстве этот термин впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (ст. 7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст. 7). Норма о разделении властей была закреплена в ст. 6 Конституции Беларуси от 15 марта 1994 г. Такое же правило содержится и в действующей редакции Конституции Республики Беларусь (ст. 6). Термин «судебная власть» используется и в других действующих нормативных правовых источниках. Так ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей гласит, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.
Таким образом, судебная власть - это система независимых судебных учреждений призванных от имени государства реализовывать всю совокупность возложенных на них властных полномочий.
Содержание судебной власти составляют следующие элементы:
1. осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;
2. деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов (правосудие);
3. обеспечение исполнения судебных решений (в частности, в форме деятельности судебных исполнителей);
4. разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
5. участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;
6. аналитическая и организационная работа;
7. осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.