Вопрос № 4 Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь

Концепции судебно-правовой реформы принята постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 23 апреля 1992 г., в ней определены пути преобразования правоохранительной системы в Республике Беларусь. Целями ее являются:

1. создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

2. утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;

3. воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

4. Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов, первый посвящен обоснованию причин проведения реформы. Во втором - восьмом разделах соответственно изложены перспективы развития и реформирования:

· судебной власти и судебной системы;

· предварительного расследования;

· прокурорского надзора;

· Министерства юстиции и его органов на местах;

· органов адвокатуры;

· органов внутренних дел и государственной безопасности;

· общественных формирований юристов.

Девятый раздел посвящен вопросам реформирования законодательства. Десятый - этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы.

Большинство изложенных в Концепции задач реализовано. Часть - находится в процессе реализации. От некоторых отказались ввиду их несостоятельности. Многие положения Концепции пересмотрены.

Современная позиция государства по поводу правового совершенствования организации и деятельности судов и правоохранительных органов изложена в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205.

Понятие судебной власти

Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

В классическом виде теория разделения власти полностью сформировалась в 18 столетии. У ее истоков стоял Д. Локк - английский философ и политический деятель. Первым на три общепризнанных вида власти указал французский просветитель, правовед и философ Ш.Л. Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

Па белорусских землях термин «судебная власть» был введен статутами Великого княжества Литовского в 16 веке. В современном белорусском законодательстве этот термин впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (ст. 7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст. 7). Норма о разделении властей была закреплена в ст. 6 Конституции Беларуси от 15 марта 1994 г. Такое же правило содержится и в действующей редакции Конституции Республики Беларусь (ст. 6). Термин «судебная власть» используется и в других действующих нормативных правовых источниках. Так ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей гласит, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Таким образом, судебная власть - это система независимых судебных учреждений призванных от имени государства реализовывать всю совокупность возложенных на них властных полномочий.

Содержание судебной власти составляют следующие элементы:

1. осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;

2. деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов (правосудие);

3. обеспечение исполнения судебных решений (в частности, в форме деятельности судебных исполнителей);

4. разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

5. участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;

6. аналитическая и организационная работа;

7. осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: