Правовую основу организации и деятельности судов и правоохранительных органов Российской Федерации составляет широкий круг нормативных правовых актов:
Конституция, Федеративный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Закон «О статусе судей в Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеративный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «О федеральной службе безопасности», ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и др.
Конституция Российской Федерации закрепила следующие начала судоустройства: судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства; несменяемость и неприкосновенность судей; осуществление правосудия с участием присяжных заседателей; финансирование судов из федерального бюджета.
В Основном Законе Российской Федерации сформулированы так же требования к кандидатам в судьи, определены место, полномочия и порядок формирования не только Конституционного, но и Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации. Всем этим высшим органам судебной власти принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.
|
|
Судебная система РФ представлена федеральными судами и судами субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
• Конституционный суд РФ;
• суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные (окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды) и специализированные суды;
• арбитражные (хозяйственные) суды: Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Судами субъектов РФ являются: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, относящиеся к судам общей юрисдикции. Суды РФ рассматривают дела в составе судьи, трех и более судей, судей и народных (арбитражных) заседателей, судей и присяжных заседателей.
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура; прокуратуры субъектов, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры; научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами; прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
На прокуратуру РФ возложено осуществление таких функций, как надзор за исполнением законодательства; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
|
|
Органы предварительного расследования в Российской Федерации - это система специально уполномоченных на то государственных органон и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления и виновности лица, его совершившего. К органам предварительного расследования относятся органы дознания и предварительного следствия.
В 2008 г. в Российской Федерации учрежден Следственный комитет при прокуратуре и МВД Российской Федерации. Следствие по уголовным делам осуществляют следователи прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Адвокатура в Российской Федерации - самоуправляющаяся организация юристов-профессионалов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, содействующая охране их законных прав и интересов.
Нотариат - это система государственных органов, должностных лиц и граждан, которые от имени Российской Федерации уполномочены законом на совершение нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и интересов физических и юридических лиц. Организация и деятельность нотариата регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г.