Достаются ли детям в наследство грехи родителей? Могут ли они быть причиной болезни детей?

Детям передаются не грехи родителей, а следствия их грехов: определенные генети­ческие расстройства и предрасположения к грехам. Однако человек может преодолеть эти врожденные наклонности и достигнуть высокого нравственного совершенства. По­этому переоценивать значение наследствен­ности для духовной жизни человека не следует. Более явно проявляет себя наследственность с психическими и телесными заболеваниями. Это мы видим на примере пьяниц и наркома­нов, у которых нередко рождаются дети с уже органическими болезнями. Поэтому родители должны чувствовать свою ответственность за грехи и пагубный образ жизни не только по от­ношению к себе, но и к будущим потомкам.

На вопрос о том, отвечают ли дети за грехи сво­их родителей, существуют разные ответы (в частности, ссылаются на Книгу пророка Иезекииля, когда говорят, что не отвечают). Однозначного ответа быть не может?

Дети не отвечают за грехи родителей в пря­мом смысле этого слова, то есть не получат за родителей наказание на Страшном суде; но грехи родителей создают отягощенную наследственность, с которой человеку надо будет; более интенсивно бороться. Эта наследствен­ность как расположение к греху небезусловна, она не связывает свободной воли человека. Поэтому для детей самых тяжелых и гнусных грешников также открыт путь к спасению. Однако родители должны помнить, что их грехи - не только их личное дело, а причина трудностей и страданий для их детей. Теперь некоторые модернисты в богословии путают понятия первородного греха и роди­тельского греха. Первородный грех разорвал союз с Богом, поставил человечество через его представителя Адама во власть сатаны. Этот грех требовал искупления, которое изменило бы духовную ситуацию мира и возобновило бы союз человека с Богом. А родительские грехи можно сравнить с наркоманией или ал­коголизмом, которые генетически отражают­ся на организме будущего ребенка.

Вопрос священника. Священники нашего при­хода говорят, что сейчас дети уже не несут на­казания за грехи своих родителей, ссылаясь на ветхозаветное пророчество (их этому учат в се­минарии), а я учу прихожан обратному.

Один из догматов, наиболее ненавистный для либералов и модернистов, - это учение о первородном грехе, в котором участвует и за который несет ответственность все человече­ство. Первородный грех и родительские грехи коренным образом отличаются друг от друга. Адам являлся представителем человечества, и все человечество было потенциально заклю­чено в нем. Грех Адама был волевым и созна­тельным разрывом его союза с Богом и отдани­ем себя вместе с потомками во власть сатаны. Первородный грех изменил все векторы истории и произвел катастрофические изменения в космосе: человек стал тленным и смертным. Этой участи подверглись все живые существа. Даже физические законы природы оказались измененными и деформированными. Самое страшное последствие греха - это власть сата­ны, который стал «князем этого мира». К сожалению, на метафизическую сторону греха теперь обращают мало внимания, отождествляя первородный грех с болезнью. Но, на самом деле, это инерция богоборчества, послушание сатане и любовь к самому греху. В церковной гимнографии часто присутствует образ: Адам заключает договор с сатаной и от­дает ему себя и свое потомство. Все последующие грехи человечества заключаются в адамо­вом грехе, как растение - в семени. Поэтому святые через благодать Божию видели в себе все задатки грехов, из которых самый страш­ный - богоборческая гордыня, уподобляющая человека демону. Поэтому они предпринимали великие подвиги в борьбе со страстями. Поэтому пламенной и напряженной была их молитва.

Что касается родительских грехов, то они не имеют таких катастрофических последствий, как адамов грех. Однако дети наказываются за грехи родителей, но в другом смысле: не как отвержение от Бога, а как тяжелая душевная, а часто и физическая наследственность, кото­рая передается им от родителей. Эта наслед­ственность не связывает их воли, но усложня­ет и отягчает их жизненный и духовный путь. Интересный факт: у большинства величайших злодеев истории вырождаются потомки и пре­рывается род на втором или третьем поколе­нии. Но, в то же время, грехи родителей не уничтожают для детей самой возможности спасения. В этом отношении здесь личный принцип важнее наследственного.

Преодоление самого себя может стать подвигом

Вижу столько хороших людей вокруг (гораздо лучше себя), а они неверующие. Почему-то Господь их не избрал. Почему? А разве была в том моя свободная воля, чтобы стать верующей? Господь Сам привел. Если Он предви­дел мое устроение души, то ведь Он сам ее и сделал такой... Вот два маленьких мальчика во дворе: один мучает кошку, другой ее жа­леет и берет выхаживать домой. Разве они что-то выбирали? Они такие уже есть, такими родились.

Меня мучает этот вопрос, потому что мои род­ные - очень хорошие люди. Я никак не могу понять; почему им не дано «ни услышать, ни увидеть»?..

На этом сайте есть статья «О воле Божией» - прочитайте ее. Что касается детей, то ребе­нок - не биомашина, у него уже есть внутрен­ний мир, не вполне понятный нам, и также выбор между добром и злом через какие-то интуиции. Может быть, вы обратили внима­ние, что некоторые дети похожи на беснова­тых? Даже в их глазах отражается злоба к сво­им собственным родителям. Господь творит душу человека, но при участии душ его роди­телей, через которых передаются зачатки ха­рактера - духовное наследство, которое или облегчает, или отягощает жизнь человека. Но это не грехи родителей в полном смысле этого слова, а только наклонности, которые не обуславливают нравственность человека и не свя­зывают его воли; их можно преодолеть, и та­кое преодоление самого себя может стать под­вигом. Преподобный Иоанн Лествичник пи­шет, что есть люди от природы гневливые и кроткие, - и прибавляет, - что ублажает тех, кто победил свой гнев и сделал себя кротким. Человек не детерминирован ни наследствен­ностью, ни обстоятельствами жизни, - у него нравственная автономия. Именно поэтому он награждается или наказывается.

Ваши родители могут быть хорошими людьми на душевном уровне, который обращен к зем­ле, но есть еще духовный план, где человек осознает себя явлением вечности. В этом от­ношении человек должен стать новым творе­нием. Есть люди по-мирскому добрые, милос­тивые и справедливые, но они довольны со­бой, они не понимают, к чему им стремиться, и эта тайная внутренняя гордость и самость парализует их веру и духовную жизнь.

О равноправии всех детей

Как Церковь относится к незаконнорожденным младенцам (в том числе от женатых мужчин)? Крестят ли их таким же чином, как всех? Или «приблудные» дети отмечены недостатком Божественной благодати?

Дети не отвечают за грехи родителей. В Церкви не употребляются такие слова, как «незаконнорожденный» и «приблудный». Все дети имеют одинаковое право на крещение, причащение и спасение.

Как объяснить страдания детей?

Как объяснить страдания детей (например, мед­ленно умирающих от голода в Африке), ведь Бог - Любовь?

Бог не создал смерти и не радуется гибели человека. Смерть и страдания - следствие греха, грех - следствие свободной воли, вер­нее, неправильного употребления воли в вы­боре между добром и злом. Грех ввел в мир смерть и превратил историю человечества в драму, написанную слезами и кровью. Человечество - это единое поле, на котором растет вместе пшеница и ядовитые растения (притча о плевелах). Грех не только отравляет души лю­дей, но создает трагические ситуации. Одно из самых тяжелых переживаний для человека - видеть страдания и смерть невинных детей. Человечество происходит из одного корня. Грех, как червь, поразил этот корень. В метафизическом плане человечество - это един­ство во множественности, и поэтому все оно участвует в трагедии грехопадения и его после­дствий. Господь создал человека для вечности, и поэтому сама смерть является началом новой жизни. За страдания невинных детей Господь даст им утешения, которые неизмеримо пре­высят их страдания. Здесь, на земле, мы мо­жем знать только отчасти, как бы познавать предметы, рассматривая их тени, а в вечной жизни мы увидим то, что для нас здесь тайна, и тогда перед нами откроется промысл Божий в его величии и свете любви. Советую вам по­читать книгу протоиерея Валентина Свенцицкого «Диалоги», где он рассматривает эти воп­росы с большой глубиной.

Выкидыш - это наказание за наши грехи? Но вы­кидыши случаются и у супругов, живущих по за­поведям и даже в семьях священнослужителей.

В общем, вы правы, что младенцы страдают за наши грехи, но нельзя объяснять это только грехами родителей. Иногда проклятие за грехи действует на несколько поколений, но бывает так, что промысл Божий лишает жизни ребен­ка, предохраняя его от тех грехов, за которые следует огненная геенна. Прочтите об этом книгу «Илиотропион» святого Иоанна (Мак­симовича), митрополита Тобольского.

О телегонии*

* Телегония (от греч. «теж» - далеко и «гони» - рождение) - явление, заключающееся в том, что на потомство женщины влияют все ее предыдущие половые партнеры.

Прошу Вас высказать Вашу точку зрения по вопросу о таком явлении, как телегония. Одни весьма авторитетные священники утверждают, что она есть, специалисты-биологи доказывают обратное. Это затрагивает личную жизнь мно­гих людей.

У меня нет достаточных знаний, чтобы иметь твердое мнение по вопросу телегонии. Но, во всяком случае, уважение к девствен­ности и целомудрию, которое мы видим у всех народов, свидетельствует, что здесь имеет место какой-то жизненный инстинкт и опыт, проверенный тысячелетиями. Поэ­тому полностью отрицать телегонию нельзя. Но надо помнить, что где действует благо­дать, там могут изменяться законы естества.

Прочитала статью прот. Николая Г. о телегонии - смута в душе и несогласие: какая злая теория, способная повергнуть в отчаяние многих совет­ских женщин, язычески проживших часть своей жизни, которые все же возжелали очищения. Если позволительно шире понимать «семя жены сотрет главу змия», то можно увидеть такую картину в постсоветское время: в храмы пошли, побежали первыми женщины, они из Церкви; понесли по своим домам семя покаяния и веры, отвоевывая души у «князя». Родословная Спаси­теля - лучшее опровержение этой теории, которая, может, хороша для коров и лошадей, но не для «сынов Божиих» (по слову Псалмопевца).

Я недостаточно знаком с проблемами те­легонии, чтобы иметь об этом свое мнение. Но хочу заметить, что протоиерей Николай Г. вовсе не говорит о безвыходном положении тех, кто потерял целомудрие, а, напротив, о том, что через искреннее покаяние и стяжа­ние благодати может измениться и очиститься душа и ее эмоциональная память. Так что есть: возможность через включение в христианскую жизнь, молитвы и таинства Церкви пре одолеть инерцию телегонии. Я думаю, что протоиерей Николай вовсе не хотел оскорбить женщин, совершивших ошибки в своей жиз­ни, и оттолкнуть их от Церкви, а как пастырь он предостерегает от возможного греха, гово­рит о необходимости целомудрия и в то же время открывает путь к исправлению через покаяние, но предупреждает, что этот путь требует большого труда и подвига.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: