Важное в создания бренда:
1) Идеология бренда (идея бренда)
2) Позиция и продвижение в краткосрочном или долгосрочном периоде(цели, задачи, видение)
3) naming (Проводится лингвистический анализ - сравнивание созданного названия со словарями слов и имеющихся в языке морфем (небольших, но емких по значению частей слов). Важно, где будет бренд - если планируется выход на международный рынок, надо провести анализ негативных ассоциаций на языках той страны, где этот бренд появится.)
4) Разработка креативной концепции рекламы
5) Оценка эффективности бренда - аудит бренда
Видение бренда - определение ценности, цели
Задачи бренда- процесс видения бренда, переходящее к задачам, то к чему должен стремиться бренд.
Аудитория бренда- корпорации, дистербьютеры, потребительская аудитория, макросреда(выявление критерии формы продвижения.
Сущность бренда- создание товара, удовлетворяющего потребности людей
Ресурсы бренда- название бренда, свойства коммуникации, креативная концепция рекламы, качество и установление долгосрочных отношений с потребителем
Этап оценки- следовать ли имеющимся методам позиционирования или вносить измнения, новую концепцию бренда.)
С теоретической точки зрения, брендинг — это придание товару, услуге или компании особых характеристик, которые позволяют дифференцироваться от конкурентов и быть уникальным.
С точки зрения практической деятельности, брендинг — это процесс создания, вывода на рынок и управления жизнью бренда, как основного нематериального актива компании, создающего эмоциональную связь с потребителем и влияющего на общую эффективность бизнеса.
Условно процесс создания бренда можно представить в виде нескольких этапов:
1. Процесс создания концепции бренда, в ходе которого детально определяется маркетинговый комплекс бренда и происходит определение ключевых аспектов позиционирования новой линии продукции.
2. Разработка бренда. Креативный и маркетинговый анализ позволяет сформулировать индивидуальный образ бренда, который затем отражается в эффективном имени, визуальных атрибутах нового бренда и коммуникационной стратегии.
3. Процесс управления жизнью бренда (бренд-менеджмент). После разработки бренда начинается более длительная и сложная стадия, связанная с управлением брендом и коррекцией жизненного цикла бренда на каждой стадии его развития на рынке.
№ 9 Концепция бренда должна быть непосредственно связана с работой компании (Шенгелия)
Эффективность бренда достижима лишь в том случае, если он способствует персоналу компании в решении следующих задач:
- идентификации товара, т.е. его узнаваемости при упоминании.
- отстранению от конкурентов, т.е. выделению товара из общей массы.
- созданию у потребителей привлекательного образа, вызывающего доверие.
- помощь потребителю в принятии решения о покупке и подтверждении правильности выбора.
- формирование группы постоянных покупателей, ассоциирующих с брендом свой образ жизни.
Значимость бренда для персонала.
В работе важно учитывать значение бренда для персонала.
Например, с помощью четко выявленных ценностей бренда менеджеры компании могут распланировать деятельность своей организации вокруг процессов, которые способствуют распространению этих ценностей.
Для созданных брендов менеджеры проводят опрос персонала о том, что, по их мнению, значимо для бренда. Такая работа дает хорошоие результаты в разработке и позиционировании бренда.
Определение значимости.
Существует несколько способов, с помощью которых компания может выявить значимость бренда:
- «Лестница Рейнолдса и Гатмана»
Данная методика позволяет более точно установить значимость бренда. Ее сущность – характеристики товара влияют на человека, что содействует укреплению личного восприятия бренда. Руководитель при проведении методики использует индивидуальный подход к каждому служащему, выявляет их отношение к данному товару или услуге. Детально это представляется следующим образом: каждый участник выявляет значимые и уникальные характеристики бренда. Затем к каждой из них задается вопрос: «Почему она значима?». Фиксируется ответ и опять задается такой же вопрос. Происходит этот процесс до тех пор, пока не выявится основная ценность бренда.
- «Групповой метод на Марсе Коллинза и Порраса»
Определенной группе персонала необходимо представить, что они должны создать самый лучший бренд на Марсе, где технология развивалась настолько, насколько это нужно для поддержки цивилизации. При этом в ракете только 5 мест, и первый этап состоит в том, что персонал должен решить, кто туда будет отправлен. Главное, найти тех людей, которые будут хорошо себе представлять значимость бренда. В целом эти люди сами будут воплощением ценностей бренда и содействовать их скорейшему осуществлению. Вместе с руководителем группа отвечает на вопросы по определению основного предназначения своего бренда.
Соотношение значимости бренда для персонала и потребителя.
Служащие являются влиятельным источником в разработке бренда. Они указывают на него непосредственное и прямое влияние. Но тем не менее бренд, представляющий собой совокупность ценностей, в идеале создается для того, чтобы придавать смысл как служащим, так и потребителям.
Очевидно, что чем больше ценностей бренда совпадает с ценностями служащих и потребителей, тем более он успешен и уникален. Поэтому создание бренда должно быть ориентировано как на задействованный персонал, так и на потребителя.
Значимость бренда в контексте приоритетов персонала. Способы выявления.
Компания должна ориентироваться на мнение служащих, четко представлять границы, до которых ценности служащих отожествляются с ценностями бренда. В противном случае разобщенность будет сильно видна, и результаты будут непродуктивными. Существует несколько способов выявления значимости бренда в контексте приоритетов пресонала:
- Анкетирование.
Значимость организации выявляется исходя из документов по маркетингу. Заявленные ценности включаются в анкету с другими общими ценностями и предлагаются служащим. Предлагается оценить ценность по пятибальной шкале. Результаты помогают установить соответствие или несоответствие служащих бренду, кроме того они дают возможность узнать мнение служащих о других компонентах бренда для того, чтобы более четко установить диагноз. Затем, составляя отчет по совпадению ответов по значимости бренда, компания может определить, насколько развита проблема внутренней коммуникации.
- Матрица АМК.
Процесс оценки протекает по двум основным линиям.
Первая (интеллектуальная способность совершать сделки) дает возможность оценить результаты кажлого из членов компании, что именно он сможет внести в стратегию фирмы.
Вторая (эмоциональная способность совершать сделки) дает результаты по степени преданности в достижении цели фирмы.
Матрица АМК позволяет точно определить степень интеллектуальной и эмоциональной преданности каждого работника стремлениям компании. В зависимости от полученных результатов выделяется 4 категории служащих:
- Чемпионы – служащие, которые полностью следуют работе компании и являются ее представителями.
- Очевидцы – знают свою работу, но эмоционально не преданны.
- Незаряженные пушки – эмоционально преданны, но не знают, как эту преданность следует реализовать в работе.
- Слабые звенья – не понимают специфику работы.
Если в ходе проверки были установлены различные взгляды на ценности бренда, то следует начать работу по информированию этихценностей.
№ 10 Процесс создания бренда (Минаева)
Брэнд - это торговая марка со сложившимся имиджем, это комплекс впечатлений, которые остаются у покупателя в результате использования товара. Но брэнд – это не только торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов компании или товара. Понятие брэнда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят:
4 сам товар или услуга со всеми его характеристиками;
4 набор ожиданий и ассоциаций, воспринимаемых и приписываемых пользователем товару;
4 информация о потребителе;
4 обещания каких-либо преимуществ, данные автором брэнда потребителям;
Технологии создания брэнд-имиджа не исчерпываются раскруткой лица марки в прямом смысле этого слова. Визуальным образом могут стать произведения живописи, графики; вымышленные или реальные персонажи. Разработка оригинального персонажа для продвижения марки — один из эффективных способов создания брэнд-имиджа.
Теперь немного о специальных средствах формирования брэнда. К ним относятся объемные и звуковые знаки. Это могут быть формы бутылок, флаконов, коробок, музыкальные и звуковые сигналы. Например, щелчок зажигалки “Zippo” зарегистрирован в качестве фирменного знака.
Российские товаропроизводители обязательно столкнутся с проблемой создания и продвижения брэндов. Тем, кто только встает на этот трудный путь, необходимо учесть, что он состоит из нескольких этапов:
4 Проанализировать маркетинговое окружение будущего брэнда.
4 Сформулировать в чем уникальность будущего брэнда.
4 Продумать способ персонификации брэнда.
4 Выделить концепцию брэнда: текстовую, визуальную, эмоциональную.
4 Определить оптимальные методы создания брэнд-нэйм.
4 Сформулировать несколько вариантов брэнд-нэйм.
4 Провести психолингвистический анализ по направлениям: оригинальность, лаконичность, интернациональность, выразительность, технологичность, долговечность, соответствие историческим корням, настроению массового сознания, соответствие тенденциям развития общества в культурной и социально-политической среде.
4 Учесть возможность мимикрии (подделки под имя) со стороны конкурентов.
4 Выбрать наиболее эффективный брэнд-нэйм.
4 Разработать логотип, товарный знак, слоган, выбрать брэнд-имидж.
4 Зарегистрировать торговую марку.
4 Составить стратегический план продвижения брэнда (план раскрутки и формирования благоприятного общественного отношения к марке).
Очень часто важно модернизировать существующий брэнд. Со временем любой продукт морально устаревает. Поэтому нужно не только вовремя вводить "революционно новые формулы", но и модернизировать облик товара. Когда внешне продукт несколько лет подряд не меняется, у него практически нет шансов оставаться на пике потребительского внимания. Чуть подправить дизайн - изменить цвет крышечки, перекрасить упаковку - несложно. По большому счету ничего не меняется, но, опять же, обновленный продукт притягивает внимание потребителей.
№ 17 Визуальное изображение (Лешкевич)
Одна из наиболее важных составляющих брендинга – визуальное воплощение бренда. Под визуальным воплощением бренда понимается, прежде всего, логотип, дизайн упаковки и этикетки, а также рекламые визуальные образы.
Доказано, что визуальное восприятие потребителем продукта играет главенствующую роль при выборе среди прочих аналогичных продуктов и непосредственно влияет на принятие решения о совершении покупки. Вполне естественно, что люди получают представление о предмете большей частью на основании зрительной информации.
Эта информация может вызвать как позитивные, так и негативные эмоции или вообще не произвести никакого впечатления.
Оставим теорию в покое и обратимся к практике. Возьмем достаточно избитый пример – бренд Coca-Cola – и рассмотрим его с точки зрения визуального образа. Этот бренд ассоциируется у потребителей с определенным набором цветов. Проще говоря, где есть напиток Coke, обязательно присутствуют красный и белый цвета. В компании Coca-Cola очень серьезно относятся к корпоративным цветам. Например, Санта Клаус носил одежду в зеленых тонах, пока в 1950-х Coca-Cola не начала активно использовать этот образ в рекламе своей продукции. Сейчас Санта, которого можно увидеть в каждом американском или европейском торговом центре, носит костюм цвета Coca-Cola. Неизменное использование одной цветовой гаммы, динамичный изгиб контура бутылки, полиграфическое оформление и логотип – все это образует яркий, неповторимый образ, существующий уже несколько десятилетий, который запоминает каждый, кто, так или иначе, соприкоснулся с брендом Coca-Cola. Этот бренд, вне всякого сомнения, получил бы отличную оценку за визуальное оформление.
Разработка логотипов. Создание логотипов |
Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, призванное сделать более запоминающимся имидж компании. В идеале дизайн логотипа должен выражать основное направление деятельности фирмы.
Логотип - лицо компании. И разработка логотипа ведется или заказывается фирмой специально с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам. Ведь создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль. И все стилистические элементы (цветовая палитра решение, шрифты, графические материалы) будут в свою основу закладывать то, что на начальном этапе создания учла грамотная разработка логотипа.
Функции логотипа:
Идеальный логотип (товарный знак) должен в полной и равной мере выполнять три функции: имиджевую, информационную и различительную.
1.Информационная функция раскрывается в значении слова (символа), его звучании и цвете воспроизведения.
2. Различительная функция закладывается в уникальность изобразительной составляющей знака (эмблемы) и внешней формы начертания названия.
3. Имиджевую функцию несёт графическая выразительность, настроение и ассоциативность знака и логотипа.
Nestle. Изображенное птичье гнездо одновременно является и переводом фамилии Nestle. Товарный знак фирмы призван символизировать материнство, любовь, уют и безопасность.
Cовременная редакция знака: добавлено название, на эмблеме отсутствуют агрессивно торчащие сучки гнезда, сокращено количество птенцов, линии очертания скруглены. Но внесенные изменения сохранили общие пропорции и сюжет знака. Эмблеме Nestle свыше 100 лет.
Playboy. По словам создателя символа, кролик должен был олицетворять игривость и дерзость, галстук-бабочка должна была добавить утонченности и изысканности. Еще одной причиной для создания логотипа кролика Playboy послужило то, что два популярных американских журнала (The New Yorker и Esquire) использовали в качестве своего символа фигурку мужчины, а кролик, одетый в парадный костюм, по мнению дизайнера, должен был сразу стать неповторимым. Позже Поль говорил, что если бы он знал, какую известность приобретет его логотип, то потратил бы больше времени и усилий на его создание, ведь на то, чтобы нарисовать кролика, у арт-директора «Плейбоя» ушло около получаса.