В. К. Толкачев
РОСКОШЬ СИСТЕМНОГО
САМОПОЗНАНИЯ:
ОСНОВЫ
СИСТЕМНО-ВЕКТОРНОГО
ПСИХОАНАЛИЗА
Научно-популярное издание
Академия системного мышления В. К. Толкачева
Нью-Йорк - Берлин - Санкт-Петербург
Толкачев В.К.
Роскошь системного самопознания: основы системно-векторного психоанализа. Научно-популярное издание. — СПб.: Академия системного мышления
В. К. Толкачева, 2008. — 392 с.
Книга написана в доступной форме для интеллектуалов, стремящихся
к дальнейшему саморазвитию. Ее целью является ознакомление читателей
с некоторыми фрагментами психоаналитического учения Зигмунда Фрейда и
с прикладными аспектами Системно-векторного психоанализа.
© В. К. Толкачев, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1
АНАЛЬНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Глава 2
МЫШЕЧНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Глава 3
УРЕТРАЛЬНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Глава 4
КОЖНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Глава 5
ОРАЛЬНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Глава 6
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Глава 7
АУДИАЛЬНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Глава 8
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ТИП ХАРАКТЕРА
Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если женщина проявляет характер, про нее говорят: «Вредная баба». Если характер проявляет мужчина, про него говорят: «Он хороший парень».
Маргарет Тэтчер
Книга написана в доступной форме не для специалистов по классическому психоанализу, а для широкой публики. Целью ее является ознакомление с некоторыми фрагментами психоаналитического учения Зигмунда Фрейда вообще и Системно-векторной интерпретацией, в частности, а также с некоторыми прикладными аспектами Системно-векторного психоанализа.
Правильнее и понятнее было бы назвать ее «Введение в системно-векторный психоанализ». Но тогда исчез бы аромат научности, а крупные ученые таких книг в руки не берут.
Eskato Bebeloi — прочь просвещенные или: оглашенные, изыдите!
В 1908 году в журнале Рsychiatrisch-Neurologische Wocheschrift (№ 52) под редакцией доктора Joh. Bresller была опубликована статья З. Фрейда «Характер и анальная эротика».
По меткому выражению Натальи Николаевны Трауготт, виднейшего психофизиолога СанктПетербурга: «… Это была, пожалуй, самая скандальная работа З. Фрейда». На русском языке эта статья появилась в 1923 году в сборнике трудов «Психологическая и психоаналитическая библиотека», вып.5, Гос. Изд. М.,П.,1923. Такие сборники издавались в России уже при советской власти под редакцией профессора И. Д. Ермакова. Тираж издания был небольшой и указанные труды быстро стали библиографической редкостью.
Надо заметить, что издание и переиздание трудов по психоанализу в советской России после 1937 года прекратилось почти полностью на полвека, вплоть до 1987. Однако русское зарубежье делало все возможное для сохранения и развития русской психоаналитической культуры. Например, издательство Бронкса (Стокгольм) в 1986 году переиздало пятый выпуск трудов «Психоаналитической библиотеки» И. Д. Ермакова. Книга называлась «З. Фрейд. Эротика, психоанализ и учение о характерах». Возможно, некоторое количество экземпляров этой книги дошло до русского читателя. Однако ПОЛНОЕ переиздание психоаналитической библиотеки И. Д. Ермакова пока еще остается актуальной необходимостью.
В период советского эксперимента специалисты российского психоанализа, лишенные возможности говорить вслух (через печать), тем не менее, продолжали «говорить шепотом».
Например, еще со времен первой (хрущевской) перестройки в Ленинграде с завидной регулярностью работал культурологический семинар сексолога с мировым именем профессора С. С. Либиха, на котором часто и далеко не шепотом обсуждались в том числе и психоаналитические проблемы. Эффективность этой работы «шепотом» проявилась в новейшие времена. Теперь, когда можно «все, что не запрещено», возник шквал психоаналитической литературы, как переводной, так и отечественной. И очень спорный вопрос, есть ли среди этой литературы доброкачественная...
В вышеупомянутой статье Фрейд рассматривал связь характера человека и анального типа эротики. Практически вся эта небольшая работа будет приведена в первой главе настоящей книги, посвященной анальному типу характера, а сейчас нужно отметить только одно место из этого произведения.
«Следовало бы вообще обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи /этих характеров — В. Т./ с определенными эрогенными зонами». и менно эта, по сути дела, программная идея Фрейда стала основой жизненного сценария автора данной книги. Оказывается, каждая эрогенная зона участвует в формировании комплекса особенностей того или иного темперамента, того или иного психотипа. Эрогенные зоны и темперамент — это врожденные, генетически запрограммированные типовые характеристики человека. Характер — это социализованный теперамент! Но в характере даже культурного человека («разумного» писать не буду принципиально!) с железной необходимостью высвечивается функционально-ролевое предназначение каждого из нас, реализуется ролевая генетически программа поведения, необходимая для выживания всего сообщества, например, первобытной стаи.
Каждый психотип несет в себе специфические сублимации или привычные механизмы косвенной инициации своих и только ему присущих эрогенных зон. Привычки сливаются в характер! Эта простая и вместе с тем гениальная мысль Фрейда буквально пронизала меня насквозь. Всю сознательную жизнь я наблюдал комплексы харАктерных привычек, свойственных тому или иному психотипу. Коллекцию этих наблюдений я попытаюсь изложить в этой книге.
Еще со времен Гераклита, две с половиной тысячи лет назад, люди связывали проявление души (психики) с информационными «окнами», суть — отверстиями на теле человека.
Тертуллиан, рассуждая о душе, говорит, что Стратон, Энесидем и Гераклит «отстаивают единство души, которая разлита по всему телу — везде одна и та же — и выглядывает через поры органов чувств (sensualia), словно воздух через дырочки». Что же это за «дырочки» на теле человека и какими особенностями они обладают? Люди заметили, что участки тела (границы слизистых и кожных покровов, т. е. области отверстий на теле человека) обладают удивительными свойствами, а именно — особой чувствительностью (сенсорикой). Механическое раздражение этих участков тела приводит их в состояние возбуждения, которое сопровождается эмоциями удовольствия, иногда по силе и модальности близкими к оргастическим или даже оргастическими. Вот почему им было дано название эрогенных зон.
Чувствительность эрогенных зон у разных людей не одинакова, да и не все эрогенные зоны обладают одинаковой эротогеникой.
Это обстоятельство приводит к тому, что все мы по своим функциональным возможностям строго системно и типически разные! Складывается впечатление, что для выживания вида homo требуются особи с разным набором врожденных и специфических (преферентных) функциональных особенностей. Через эколого-географические испытания, выпавшие на Землю, нам пришлось пройти не в одиночку, а некой совокупностью, которую условно назовем первобытной стаей. Для ее выживания необходим полный набор особей с разными врожденными типовыми функционально-ролевыми особенностями.
Моя религия состоит в том, что человек — это стадное животное!