Жизненный сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который генетически заложен в типовой функционально-ролевой предопределенности и который наиболее ярко проявляется уже в раннем детстве. Этот психологический импульс с большой силой толкает ребенка вперед, навстречу его судьбе, но очень часто независимо от его сопротивления попадает в мясорубку под названием «родительская любовь»: будешь музыкантом! и начинается трата времени на исполнение предписанной роли в заранее кем-то определенном ПРАВИЛЬНОМ сценарии. Внутри этого сценария время заполнено ПРАВИЛЬНЫМИ событиями, ПРАВИЛЬНО структурировано, и Ваша жизнь благодаря этому кажется Вашим родителям наполненной счастьем. Цена такой насыщенности — это отсутствие свободы выбора жизненного пути, целей, занятий, друзей, профессий, культуральных интересов, людей, с которыми человеку хочется общаться...
Тайная цель ПРАВИЛЬНОГО жизненного сценария — осуществление ПАСТУХОМ социального управления молодняком стада через взрослых людей — родителей, делегируя им исполнительную власть в отношениях с детьми, особенно тогда, когда дети пытаются вольно или невольно активизировать свои эффективные поведенческие модели.
|
|
Хитрому не нужны умники. Нужны послушные!
Любая love-story имеет идею-завязку, начало, середину и неизбежный конец. В ней присутствуют дежурные добрые и злые герои, второстепенные персонажи, пациенты шестой палаты. Основная тема развивается в основных фазах, имеются побочные сюжеты и, наконец, на стене висит ружье, которое обязательно в конце пьесы выстрелит. То есть люди используют очень похожие способы структурирования и заполнения времени ПРАВИЛЬНОГО жизненного сценария.
Классификацию наполнения жизненных сценариев следует начинать с описания элементов времяпрепровождения, которые весьма разнообразны, но имеют свои дежурные названия, например, мужской или дамский разговор, «Знаете ли вы…» и т. д.
Следующая ступень в классификации — «пространственные» процедуры: работа, труд, деятельность и, если повезет, творчество.
Потом следуют «информационные» ритуалы или социально предписанные формы поведения в стандартных ситуациях. Они регулируют ранговые отношения среди особей стаи, удовлетворяют потребность в признании и внимании. Наиболее общепринятым ритуалом является поведенческая последовательность «здравствуйте — до свидания» и ранговый порядок произнесения этих формул. Если вдруг вместо обычного «здравствуйте» вы услышите «как поживаете», насторожитесь, так как вас пытаются: обокрасть, выведать тайну, понизить в статусном ранге. Возможно, вас приглашают к более сложным взаимоотношениям (играм) или к началу дружбы. истинная проблема социального взаимодействия замаскирована ритуалами. Их сущность проявится в том, что произойдет после ритуалов.
|
|
Процедуры и ритуалы стереотипны, их веками преподают в театре жизни и, следовательно, финал ПРАВИЛЬНОЙ пьесы предсказуем.
Четвертый способ — энергетический, «игры, в которые играют люди», и о которых много писал Э. Берн. По мнению Эриха Берна, дежурный жизненный сценарий является результатом индивидуального программирования, то есть внедрением стереотипов и поведенческих последовательностей, предписанных ЕДИНЫМИ негласными нормами и законами социума, обязательными без разбора для всех и каждого. Внешнее оказывает мощнейшее влияние на формирование психики индивида и субъекта деятельности. Если времяпрепровождение, ритуалы и дежурные процедуры осваиваются в семье, прямо преподаются родителями, то социальные игры обычно осваиваются косвенно или путем подражания. Они передаются инструментами культуры из поколения в поколение.
В результате, формируется внесознательный жизненный план будущей личности, в основе которого лежит ПРАВИЛЬНОЕ решение, принятое как бы самим ребенком еще в раннем детстве.
Таким образом, «принятое» в детстве решение во многом определяет всю жизнь человека. Но какой бы силой не обладало это решение, врожденная функционально-ролевая программа, предписанная от рождения автору индивидуального сценария, всегда сильнее. Именно она окрашивает «неправильными» поведенческими актами и «отсебятиной» такой замечательный ПРАВИЛЬНЫЙ текст пьесы, изложенный огромными тиражами в Священных Писаниях.
Нам с Вами предстоит осознать и изменить (если необходимо) собственный жизненный сценарий в соответствии с врожденными программами и истинными желаниями. Эти программы оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые люди, не способные понять их сущность, называют судьбой. Если человеку не удается осознать врожденные, функционально-ролевые мотивы своего поведения, он становится пленником сценария, навязанного ему социумом.
Роскошь системного самопознания, навыки и умение практического использования системно-векторного психоанализа позволит нам:
- свободно выбирать собственные цели и приоритеты;
- точно определять и противостоять внешней манипуляции;
- создавать по-настоящему близкие отношения;
- ощущать полноту жизни во всем ее многообразии;
- управлять своей жизнью и судьбой;
- реализовать свое функционально-ролевое предназначение.
Чтобы иметь возможность избавиться от навязчивого стремления играть в чужие игры, следуeт приподняться над ментальным «МЫ» и, сказав себе «Я», свободно жить собственной счастливой жизнью, реализовать свое высшее предназначение.
Для этого напомню основные характеристики разработанных нами типов.