Выше обозначенная проблема напрямую связана с вопросом о том, какое
влияние оказывает реальность на бессознательные импульсы человека. По
Фрейду, импульсы, идущие из Ид, являются совершенно самостоятельной
реальностью, не пересекающейся не только с внешним миром, но и с прочими
импульсами. Постичь Ид можно только при помощи сравнения, и мы называем его
хаосом, называем котлом, полным бурлящего возбуждения. Энергия Ид? это
инстинкты, но это энергия не организованная, не имеющая воли, управляемая
одним лишь стремлением удовлетворить инстинктивные потребности в
соответствии с принципом удовольствия. Для процессов Ид не существует
логики, они не подчиняются закону взаимного уничтожения противоположностей.
Противоречивые импульсы существуют друг подле друга, не уничтожая друг друга
и не уклоняясь от взаимодействия, а порой ради сиюминутной выгоды, ради
разрядки энергии даже идут на компромисс, объединяют свою энергию воедино.
Ид не содержит в себе отрицания, его пример убеждает нас в том, что все-таки
|
|
существует исключение из философского принципа, гласящего, что всякий
психический акт протекает в пространстве и времени...
Ид не знает, что такое ценности, не умеет различать добро и зло, ему
неведома мораль. Критерий выгоды или, если угодно, количественный фактор,
тесно связанный с принципом удовольствия,? вот что управляет процессами Ид.
Катексис инстинктов, рвущихся вовне,? это все. что содержит в себе Ид".
(Фрейд 3. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, W. W. Norton, 1933,
pp. 103-105.)
Импульсы, попавшие под контроль, модифицированные или подавленные,
перестают быть Ид и становятся частью Эго.
"Мы имеем все основания считать, что Это является той частью Ид,
которая модифицировалась благодаря близости и влияниям внешнего мира,
которая приспособлена к восприятию раздражений и защите от них.? ее можно
сравнить с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Эта
связь с внешним миром? решающая характеристика Эго. Эго взяло на себя
задачу представлять его Ид для блага Ид, которое без посредничества Эго в
своем слепом стремлении к удовлетворению инстинктов было бы неизбежно
уничтожено мощными внешними силами. Выполняя эту функцию, Эго наблюдает за
внешним миром, сохраняет в следах своей памяти его образ и, сопоставляя этот
образ с реальностью, удаляет из картины внешнего мира все неточности,
искажения, которые привносятся в нее внутренними силами возбуждения. По
поручению Ид Эго контролирует все выходы к моторике, но между желанием и
действием оно делает отсрочку для мыслительных процессов и во время этой
|
|
отсрочки вновь обращается к остаточным следам опыта, сохранившимся в памяти.
Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом
процессов в Ид, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом
реальности, который сулит большую безопасность и больший успех" (там же, р.
106).
Джон Дьюи, однако, придерживается противоположной точки зрения. Он
утверждает, что у взрослого человека все, или, по крайней мере, наиболее
характерные импульсы интегрированы с реальностью и обусловлены ею. На первый
взгляд, такое утверждение равносильно отрицанию самого факта существования
импульсов Ид, но, внимательно вчитавшись в работу Джона Дьюи, мы понимаем,
что автор, если и допускает существование этих импульсов, то почему-то
заведомо считает их патологическими.
Разрешить это противоречие с помощью эмпирических методов не
представляется возможным, нам остается лишь указать на его существование и
заявить, что возникло оно в результате двух совершенно противоположных
подходов к рассматриваемой проблеме.
Вопрос, как мне кажется, не в том. существуют или не существуют
бессознательные импульсы или Ид, о котором так много говорил Фрейд. Любой
психоаналитик, настаивая на существовании Ид, сошлется на фантазии своих
клиентов и на импульсы, представленные в этих фантазиях, на желания, которые
не только не имеют никакого отношения к реальности, здравому смыслу и
логике, но и не предполагают за собой никакой выгоды для человека,
охваченного ими. В данном случае важно то, как относиться к этим импульсам?
как к свидетельству болезни, регресса или как к проявлению сущности,
сердцевины нормального, здорового человека. В какой момент, на каком этапе
человеческой жизни инфантильные фантазии начинают испытывать на себе влияние
реальности? Протекает ли этот процесс одинаково у всех людей или у невротика
это происходит иначе, чем у здорового человека? Может быть, эффективно
функционирующая личность свободна от импульсов? Если все же мы придем к
выводу, что эти импульсы присущи самому организму, что все люди без
исключения подвластны им, то перед нами со всей остротой встанут следующие
вопросы: в каком возрасте они появляются? При каких условиях? Обязательно ли
импульс влечет за собой конфликт, как считал Фрейд? Так ли уж неизбежен
конфликт между импульсом и реальностью?