Влияние реальности

Выше обозначенная проблема напрямую связана с вопросом о том, какое

влияние оказывает реальность на бессознательные импульсы человека. По

Фрейду, импульсы, идущие из Ид, являются совершенно самостоятельной

реальностью, не пересекающейся не только с внешним миром, но и с прочими

импульсами. Постичь Ид можно только при помощи сравнения, и мы называем его

хаосом, называем котлом, полным бурлящего возбуждения. Энергия Ид? это

инстинкты, но это энергия не организованная, не имеющая воли, управляемая

одним лишь стремлением удовлетворить инстинктивные потребности в

соответствии с принципом удовольствия. Для процессов Ид не существует

логики, они не подчиняются закону взаимного уничтожения противоположностей.

Противоречивые импульсы существуют друг подле друга, не уничтожая друг друга

и не уклоняясь от взаимодействия, а порой ради сиюминутной выгоды, ради

разрядки энергии даже идут на компромисс, объединяют свою энергию воедино.

Ид не содержит в себе отрицания, его пример убеждает нас в том, что все-таки

существует исключение из философского принципа, гласящего, что всякий

психический акт протекает в пространстве и времени...

Ид не знает, что такое ценности, не умеет различать добро и зло, ему

неведома мораль. Критерий выгоды или, если угодно, количественный фактор,

тесно связанный с принципом удовольствия,? вот что управляет процессами Ид.

Катексис инстинктов, рвущихся вовне,? это все. что содержит в себе Ид".

(Фрейд 3. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, W. W. Norton, 1933,

pp. 103-105.)

Импульсы, попавшие под контроль, модифицированные или подавленные,

перестают быть Ид и становятся частью Эго.

"Мы имеем все основания считать, что Это является той частью Ид,

которая модифицировалась благодаря близости и влияниям внешнего мира,

которая приспособлена к восприятию раздражений и защите от них.? ее можно

сравнить с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Эта

связь с внешним миром? решающая характеристика Эго. Эго взяло на себя

задачу представлять его Ид для блага Ид, которое без посредничества Эго в

своем слепом стремлении к удовлетворению инстинктов было бы неизбежно

уничтожено мощными внешними силами. Выполняя эту функцию, Эго наблюдает за

внешним миром, сохраняет в следах своей памяти его образ и, сопоставляя этот

образ с реальностью, удаляет из картины внешнего мира все неточности,

искажения, которые привносятся в нее внутренними силами возбуждения. По

поручению Ид Эго контролирует все выходы к моторике, но между желанием и

действием оно делает отсрочку для мыслительных процессов и во время этой

отсрочки вновь обращается к остаточным следам опыта, сохранившимся в памяти.

Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом

процессов в Ид, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом

реальности, который сулит большую безопасность и больший успех" (там же, р.

106).

Джон Дьюи, однако, придерживается противоположной точки зрения. Он

утверждает, что у взрослого человека все, или, по крайней мере, наиболее

характерные импульсы интегрированы с реальностью и обусловлены ею. На первый

взгляд, такое утверждение равносильно отрицанию самого факта существования

импульсов Ид, но, внимательно вчитавшись в работу Джона Дьюи, мы понимаем,

что автор, если и допускает существование этих импульсов, то почему-то

заведомо считает их патологическими.

Разрешить это противоречие с помощью эмпирических методов не

представляется возможным, нам остается лишь указать на его существование и

заявить, что возникло оно в результате двух совершенно противоположных

подходов к рассматриваемой проблеме.

Вопрос, как мне кажется, не в том. существуют или не существуют

бессознательные импульсы или Ид, о котором так много говорил Фрейд. Любой

психоаналитик, настаивая на существовании Ид, сошлется на фантазии своих

клиентов и на импульсы, представленные в этих фантазиях, на желания, которые

не только не имеют никакого отношения к реальности, здравому смыслу и

логике, но и не предполагают за собой никакой выгоды для человека,

охваченного ими. В данном случае важно то, как относиться к этим импульсам?

как к свидетельству болезни, регресса или как к проявлению сущности,

сердцевины нормального, здорового человека. В какой момент, на каком этапе

человеческой жизни инфантильные фантазии начинают испытывать на себе влияние

реальности? Протекает ли этот процесс одинаково у всех людей или у невротика

это происходит иначе, чем у здорового человека? Может быть, эффективно

функционирующая личность свободна от импульсов? Если все же мы придем к

выводу, что эти импульсы присущи самому организму, что все люди без

исключения подвластны им, то перед нами со всей остротой встанут следующие

вопросы: в каком возрасте они появляются? При каких условиях? Обязательно ли

импульс влечет за собой конфликт, как считал Фрейд? Так ли уж неизбежен

конфликт между импульсом и реальностью?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: