Конституционные основы (принципы) судебной власти 6 страница

§ о незаконном возложении материальной ответственности;

§ по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность.

Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают следующие заявления военнослужащих:

§ о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

§ о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;

§ об отмене дисциплинарных взысканий;

§ о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

§ о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;

§ о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за не использованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.

Указанные категории гражданских дел разрешаются судьей военного суда единолично, но по правилам искового производства, регламентированного в разделе VI ГПК.

Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.

В отличие от судов общей юрисдикции, военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Межгарнизонный военный суд

Межгарнизонные военные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 29 Кодекса).

В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя (ч. 3 ст 30 Кодекса).

Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 30 Кодекса). Только межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных – по три судьи.

К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: иметь статус военнослужащего и воинское звание офицерского состава (ч. 3 ст. 94 Кодекса).

В соответствии со сложившейся практикой народными заседателями межгарнизонного военного суда являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда – 35 человек на одного судью.

Списки народных заседателей межгарнизонных военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.

Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 32 Кодекса).

Полномочия председателя межгарнизонного военного суда и его заместителя полностью соответствуют полномочиям председателя районного (городского) суда и его заместителя.

В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит от количества судей в данном суде и объема их работы.

Белорусский военный суд

Белорусский военный суд – второе звено в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей, состоящих на военной службе. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет, и утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Белорусский военный суд действует в составе президиума и двух судебных коллегий – по уголовным и гражданским делам, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Председатель Белорусского военного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной коллегии, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, совершенные военнослужащими.

Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).

Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного военного суда и принять его к своему производству по первой инстанции.

Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов.

В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда для коллегиального рассмотрения дел, которые утверждаются президиумом суда по представлению его председателя.

Судебные коллегии Белорусского военного суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Президиум Белорусского военного суда образуется в составе председателя суда, его заместителей и судей. Количественный и персональный состав президиума утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Президиум Белорусского военного суда рассматривает в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам уголовные и гражданские дела. Это дела по протестам на кассационные определения судебных коллегий Белорусского военного суда и на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления военных судов (ч. 11 ст. 407 УПК, ч. 4 ст. 440 ГПК).

В остальном компетенция президиума Белорусского военного суда и порядок его работы такие же как и президиумов областных (Минского городского) судов.

Руководит работой Белорусского военного суда председатель и его заместители, которые назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет.

Для обеспечения деятельности по осуществлению правосудия в Белорусском военном суде имеется аппарат суда, который осуществляет те же функции, что и аппарат областных (Минского городского) судов.

Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь

Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь является третьим звеном в системе военных судов.

Она образуется из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждается его Пленумом. В настоящее время в ее состав входят: председатель коллегии, пять судей, а также народные заседатели в количестве 10 человек на одного судью, состоящие на воинской службе и участвующие в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции.

Судья Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, обладать статусом военнослужащего и иметь воинское звание офицерского состава. Он назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания по представлению Председателя Верховного Суда.

Военная коллегия рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 269 УПК ей подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Беларусь Национального собрания Республики Беларусь, если на них распространяется статус военнослужащих;

2) уголовные дела о преступлениях, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника из нижестоящих военных судов в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

3) принятые к своему производству по собственной инициативе любые уголовные дела, входящие в компетенцию военных судов.

Военная коллегия может принять к своему производству любое гражданское дело, подсудное нижестоящему военному суду.

В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения Белорусского военного суда.

В порядке надзора Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военных судов, приговоры, решения, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь (ч.3 ст. 407 УПК, ч. 3 ст. 440 ГПК).

Военная коллегия Верховного Суда вправе разрешать вопросы о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений Белорусского военного суда (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).

Компетенция и организация работы военной коллегии определяется нормами, регулирующими деятельность всех судебных коллегий Верховного Суда (ст.ст. 56 и 57 Кодекса).

Руководит деятельностью Военной коллегии ее председатель, который одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда. Он обладает такими же полномочиями как и председатели других судебных коллегий Верховного Суда (ст. 49 Кодекса).

3.4. Верховный Суд Республики Беларусь

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд (ст. 44 Кодекса).

Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:

§ осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

§ является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

§ дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

§ вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов. Так, по инициативе Верховного суда Конституционный Суд 9 июля 1997 года рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» и признал правоту его позиции.

§ рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

§ имеет самую разветвленную, по сравнению с другими общими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

§ обеспечивает специализированное рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и вопросам авторского права, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но, в известной мере, и направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применять определенные нормы права.

Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности ее органов[69].

В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, Верховный Суд в соответствии с Конституцией не обладает правом законодательной инициативы. Полагаем, что в будущем этот недостаток должен быть устранен.

Состав Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя Суда, первого заместителя и заместителей Председателя Суда, судей и народных заседателей и действует в составе:

§ судебной коллегии по гражданским делам;

§ судебной коллегии по уголовным делам;

§ Военной коллегии;

§ судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности;

§ Президиума;

§ Пленума (ст. 45 Кодекса).

Количественный состав судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Судьи Верховного Суда должныиметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет (ч. 2 ст. 94 Кодекса). Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее пяти лет. На таких судей Верховного Суда не распространяются общие требования, установленные для кандидатов на должность судьи общего суда о сдаче квалификационного экзамена и прохождении специальной подготовки.

Судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального Собрания по представлению Председателя Верховного Суда и исполняют свои обязанности бессрочно (п. 2 ст. 98 Конституции, ст. 99 Кодекса).

Количество народных заседателей для Верховного Суда составляет 10 человек на одного судью. Их подбор и составление списков народных заседателей осуществляется областными, (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата (ч. 2 ст. 134 Кодекса). Списки народных заседателей Верховного Суда утверждаются Президентом.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Судебные коллегии обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Они формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом по представлению Председателя Суда (ч. 2 ст. 56 Кодекса). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.

В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 24 судьи, судебная коллегия по гражданским делам – 15, Военная коллегия – 6, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности – 7 судей. Такой различный количественный состав коллегий связан с объемом их работы. Традиционно число гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом, уступает числу уголовных. Военная коллегия имеет дело лишь с небольшой категорией лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. А судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности создана только в 2000 году и осуществляет правосудие в узкой, специфической сфере гражданского права.

В необходимых случаях Председатель Верховного Суда или его первый заместитель вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии (ч. 4 ст. 56 Кодекса).

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 57 Кодекса).

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в последнем могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного расследования дел (ч. 3 ст. 45 Кодекса). Однако на практике такие коллегии еще не создавались.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела:

§ о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и судьями;

§ подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

§ подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением (ст. 269 УПК).

На основании указанных критериев Верховным Судом в разные годы были рассмотрены уголовные дела о грубом нарушении правил дорожного движения, следствием чего явилась гибель людей, в том числе Первого Секретаря ЦК КПБ П.М. Машерова, Председателя Президиума Верховного Совета БССР Ф.А. Сурганова; о столкновении пассажирского поезда Гродно-Орша с электропоездом Олехновичи-Минск, в результате чего погибло 22 и было покалечено 82 человека; об автомобильной катастрофе пассажирского автобуса «Икарус-260» 62 маршрута в г. Минске, где погибло 24 человека и несколько человек получили телесные повреждения; о преступлениях, совершенных во время Великой Отечественной войны бывшими карателями охранного батальона СС, принимавшими участие в массовых уничтожениях людей.

Судебная коллегия рассматривает уголовные дела по первой инстанции в составе судьи Верховного Суда, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает десять лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается судьей Верховного Суда единолично.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела:

§ по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;

§ по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений;

§ по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;

§ по жалобам на отказ в регистрации политических партий;

§ по заявлениям о прекращении деятельности политических партий;

§ по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;

§ по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь;

§ другие категории дел, подсудные Верховному Суду в соответствии с актами законодательства.

Верховный Суд вправе изъять любое гражданское дело из любого общего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 45 ГПК). Рассмотрение гражданских дел осуществляется судьей Верховного Суда единолично.

В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных (Минского городского) судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.

В порядке надзора судебные коллегии рассматривают протесты на постановления президиумов областных (Минского городского) судов, а также на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления областных (Минского городского) судов по уголовным и гражданским делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд (ч. 2 ст. 407 УПК, ч. 2 ст. 440 ГПК).

Судебная коллегия по гражданским делам осуществляет пересмотр решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, если они были предметом ее рассмотрения по первой инстанции, в кассационном или надзорном порядке (ст. 453 ГПК). В то же время разрешение вопроса о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам производится судебной коллегией Верховного Суда в отношении приговоров, определений, постановлений областных (Минского городского) судов (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).

Судебные коллегии рассматривают дела в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам в составе трех судей.

В судебных коллегиях Верховного суда, как и в областных (Минском городском) судах, создаются составы судей для разрешения дел, поступающих из определенных областей и г. Минска. За каждым составом, в который входят председатель и двое судей, закрепляется конкретная область. Этот состав должен обеспечить рассмотрение в кассационном и надзорном порядке дел, поступивших из своей области (зоны). Такой зональный принцип распределения дел между судьями Верховного Суда обеспечивает эффективный контроль за деятельностью нижестоящих судов, возможность поддерживать с ними постоянную связь и оказывать помощь в выявлении и устранении судебных ошибок и других недостатков в судебной деятельности.

Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности начала свою работу в 2000 году. К полномочиям этой судебной коллегии отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе (ст. ст. 45 и 359 ГПК). Коллегия действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе трех судей (ч. 1 ст. 26 ГПК).

Приговоры и решения Верховного Суда по уголовным и гражданским делам обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат, но могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда (ч. 6 ст. 370 УПК, ч. 4 ст. 399 ГПК). Это положение противоречит ч. 3 ст. 115 Конституции, закрепляющей право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, о чем имеется заключение Конституционного Суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Верховного суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику общих судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ч. 2 ст. 57 Кодекса).

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями Председателя Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 1 и ч. 2 ст. 53 Кодекса). В настоящее время в Президиуме 15 членов. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Президиума могут принимать участие судьи и работники аппаратов общих судов, а также иные лица (ч. 3 ст. 53 Кодекса).

Президиум Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда (в его отсутствие – первым заместителем Председателя) по мере необходимости. На практике это происходит не реже двух раз в месяц. Президиум Верховного Суда правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Президиума и подписываются председательствующим на заседании. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений (ст. 55 Кодекса).

Компетенцию Президиума можно разделить на процессуальную и организационную.

К процессуальной относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного суда (ч. 4 ст. 407 УПК, ч. 1 ст. 440 ГПК).

В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместители. В обсуждении протеста принимают участие только члены Президиума. Постановление Президиума выносится в совещательной комнате. Порядок рассмотрения Президиумом судебных дел устанавливается процессуальным законом.

Осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными коллегиями Верховного Суда и иными судами республики, но и направляет судебную практику, ориентируя общие суды на единообразное применение действующего законодательства.

Организационная компетенция Президиума имеет два основных направления:

1) рассмотрение вопросов организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда;

2) воздействие на деятельность нижестоящих общих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства.

Первое направление состоит в рассмотрении Президиумом вопросов текущего и перспективного планирования работы Верховного Суда, докладов председателей судебных коллегий и отдельных судей об итогах работы за полугодие или квартал, вопросов организации деятельности отдельных судебных составов, подразделений аппарата и сотрудников Верховного Суда, повышении их квалификации.

Второе направление выражается в рассмотрении Президиумом материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проектов постановлений, вносимых на рассмотрение Пленума Верховного Суда; заслушивании информации председателей, заместителей председателей и судей нижестоящих общих судов об их деятельности; рассмотрении ходатайств о проверке конституционности нормативных правовых актов, а также в осуществлении иных полномочий в соответствии с законодательными актами.

Порядок обсуждения на заседаниях Президиума вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом, принимаемым Президиумом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 6 ст. 55 Кодекса).

В последние годы итоги работы общих судов республики обсуждаются на совместных заседаниях Президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, где определяются стратегические задачи правосудия на ближайшие годы.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

Пленум Верховного Суда – коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя, судей Верховного Суда, председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов (ч. 1 ст. 50 Кодекса).

В заседаниях Пленума вправе принимать участие: Президент Республики Беларусь и его представители; председатели палат Национального собрания и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания; Премьер-министр и его заместители; Председатель Конституционного Суда и его заместители; Председатель Высшего Хозяйственного Суда и его заместители; Генеральный прокурор и его заместители; Министр юстиции и его заместители (ч. 2 ст. 50 Кодекса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: