Конституционные основы (принципы) судебной власти 7 страница

По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.

Пленум Верховного Суда созывается Председателем Суда (в его отсутствие – первым заместителем Председателя) не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, а также лица, указанные в ч. 2 ст. 50 Кодекса.

Заседание Пленума правомочно при наличии большинства его членов. В обсуждении вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума. Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в его работе.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума.

Секретарем Пленума является судья Верховного Суда, освобождаемый от обязанностей по основной должности, который осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу по исполнению принятых постановлений Пленума.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума, оформления его актов и контроля за их исполнением устанавливаются Регламентом Пленума (ст. 52 Кодекса).

Основная компетенция Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на материалах обобщения судебной практики и судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных и гражданских дел, делам об административных правонарушениях, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

Указанные постановления Пленума Верховного Суда являются нормативными правовыми актами и обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

В тоже время разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией. Однако такие разъяснения даются в порядке судебного толкования и имеют большое значение для формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания и применения национального законодательства. В них анализируются действующие правовые нормы, допускаемые при осуществлении правосудия ошибки и нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания и применения судами, координируется судебная практика, выделяются ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

Пленум также может рассматривать заключения Конституционного Суда о неконституционности ранее принятых постановлений Пленума, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии отдельных разъяснений Пленума законодательству (ст. 51 Кодекса).

В необходимых случаях могут проводиться совместные заседания пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда по вопросам применения законодательства в сфере отношений, затрагивающих компетенцию общих и хозяйственных судов. Например, о разграничении подведомственности дел. Основания и порядок проведения таких совместных заседаний пленумов двух высших судебных органов государства регулируется главой 5 Кодекса.

К организационной компетенции Пленума Верховного Суда относится:

- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий;

- избрание по представлению Председателя Верховного Суда секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда;

- заслушивание председателей судебных коллегий о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий;

- заслушивание сообщений председателей нижестоящих судов, о практике применения судами законодательства, исполнении постановлений Пленума по применению законодательства;

- избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из числа членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание информации о ее деятельности;

- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда Регламента Пленума.

Постановления Пленума Верховного Суда по своему содержанию разделяют на:

- руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;

- контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

- организационные – по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;

- кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Пленумом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

Постановления Пленума публикуются в журнале «Судовы веснiк», официальном издании Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители

Председатель Верховного Суда и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 47, ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Кодекса).

Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные функции, обеспечивая надлежащее руководство работой высшего судебного органа в системе общих судов (ст. 47 Кодекса).

Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия:

- вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда;

- вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для принятия их к своему производству, для проверки их в порядке надзора, для изучения и обобщения судебной практики;

- приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

- вправе приостановить исполнение судебных постановлений любого общего суда до разрешения дела в порядке надзора.

Осуществляя руководство работой Верховного Суда по надзору за судебной деятельностью общих судов Председатель Верховного Суда:

- руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

- вносит Президенту, в Совет Министров и государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;

- созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение этих органов вопросы, отнесенные к их ведению;

- организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда;

- выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда представления о несоответствии его постановлений, содержащих разъяснения, законодательству;

- вносит представления Президенту по вопросам, отнесенным к его компетенции кодексом о судоустройстве и статусе судей.

Председатель Верховного Суда организует деятельность высшего судебного органа:

- утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

- представляет Верховный Суд в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

- распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда;

- вносит на утверждение Пленума представления по составу судебных коллегий Верховного Суда, формирует судебные составы для рассмотрения дел, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

- осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата;

- организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению их обращений, ведет личный прием граждан;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Например, утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Верховного Суда, инструкцию по делопроизводству в Верховном Суде и т.д.

Председатель Верховного Суда издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции и не связанным с судопроизводством (ч. 3 ст. 47 Кодекса).

Председатель Верховного Суда вправе принимать участие в заседаниях палат Национального Собрания, их комиссий, заседаниях Совета Министров и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда (ч. 4 ст. 47 Кодекса).

В случае если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению его функции исполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей – один из заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей (ч. 4 ст. 49 Кодекса).

Первый заместитель Председателя Верховного Суда обладает теми же процессуальными полномочиями, что и сам Председатель, а также организует работу структурных подразделений аппарата Верховного суда в соответствии с распределением обязанностей, ведет личный прием граждан, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов общих судов, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 48 Кодекса).

Заместители Председателя Верховного Суда, наряду с выполнением перечисленных выше процессуальных функций, возглавляют работу судебных коллегий Верховного Суда, информируют Пленум Верховного Суда об их деятельности, организуют обобщение судебной практики и ведение судебной статистики, ведут личный прием граждан, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (например, руководят работой структурных подразделений аппарата Суда и т.д.) (ст. 49 Кодекса).

Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь

Для обеспечения деятельности Верховного Суда по осуществлению правосудия и выполнению иных функций в высшем судебном органе имеется разветвленный и многочисленный аппарат. Его структура и штатная численность устанавливается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. В настоящее время аппарат Верховного Суда насчитывает более 70 человек.

Для осуществления организационной деятельности в аппарате Верховного Суда созданы различные управления, сектора, другие структурные подразделения, статус которых устанавливается в соответствующих Положениях, утверждаемых Председателем Верховного Суда. Их штат состоит из начальников управлений, их заместителей, заведующих секторами, специалистов, консультантов, инспекторов, секретарей судебного заседания, судебного исполнителя, пресс-секретаря и помощника председателя. Все работники аппарата назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Председателя Верховного Суда или его заместителей.

Аппарат Верховного Суда включает:

· секретариат Председателя Верховного Суда;

· секретариат Пленума и Президиума,

· управление обобщения судебной практики;

· управление законодательства;

· управление жалоб и приема граждан;

· финансово-хозяйственное управление;

· организационное управление;

· редакционную коллегию журнала «Судовы веснiк».

Секретариат Председателя Верховного Суда осуществляет работу с кадрами Верховного Суда и системы общих судов в целом, анализ их деятельности, а также взаимодействие со средствами массовой информации. В его состав входят сектор кадровой работы, сектор спецработы и судебной статистики, пресс-секретарь и помощник Председателя Верховного Суда.

Сектор кадровой работы готовит документы к назначению судей Верховного Суда и освобождению их от должности, присвоению им квалификационных классов, проведению аттестации сотрудников аппарата и присвоению им классов государственных служащих, контролирует выполнение ими правил внутреннего трудового распорядка.

Сектор спецработы и судебной статистики обеспечивает защиту государственных секретов, сбор обработку и анализ статистической информации о работе общих судов республики, составляет статистическую отчетность и представляет ее в Министерство юстиции.

Секретариат Пленума и Президиума занимается подготовкой вопросов, вносимых на их рассмотрение, ведением протоколов заседаний указанных органов, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде, организационным и правовым обеспечением их работы. Руководит секретариатом судья – секретарь Пленума Верховного Суда. Он назначается на должность судьи Верховного Суда в соответствии с Конституцией и избирается секретарем Пленума по представлению Председателя Верховного Суда постановлением Пленума Верховного Суда.

При Верховном Суде действует Научно-консультативный совет, положение о котором утверждается Пленумом Верховного Суда. Его задачей является рассмотрение проектов постановлений Пленума, разъясняющих законодательство, разработка рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. Персональный состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Суда сроком на пять лет (ст. 58 Кодекса). В состав этого совета кроме судей Верховного Суда входят ученые–правоведы, председатели нижестоящих судов, работники иных правоохранительных органов.

Управление обобщения судебной практики осуществляет выявление проблемных и спорных вопросов в судебной практике, занимается ее изучением и анализом, подготовкой проектов постановлений Пленума Верховного Суда, содержащих разъяснения законодательства.

Управление законодательства проводит правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных актов; осуществляет анализ законодательства и формулирует предложения по его совершенствованию; участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также проектов международных договоров о правовой помощи и правовых отношениях Республики Беларусь с другими государствами; осуществляет учет и систематизацию законодательства; обеспечивает судей Верховного Суда и работников его аппарата необходимым законодательством и специальной литературой.

Управление жалоб и приема граждан обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение поступающих в Верховный Суд жалоб на вступившие в законную силу постановления; организовывает прием граждан руководством и судьями Верховного Суда.

Финансово-хозяйственное управление ведет бухгалтерский учет, контроль за рациональным использованием денежных средств, материальных ценностей, служебных помещений, организует хозяйственное и техническое обслуживание здания Верховного Суда, его компьютерной сети и интернет-сайта.

Организационное управление занимается справочным и информационно-правовым обеспечением деятельности Верховного Суда; проводит анализ поступающих в Верховный Суд обращений граждан, не связанных с обжалованием судебных постановлений; осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управления, зарубежными судами, международными организациями и дипломатическими представительствами; проводит подготовку зарубежных поездок и приемов делегаций.

Управление координирует работу судебных коллегий и всех структурных подразделений аппарата Верховного Суда по вопросам исполнения судебных постановлений, рассмотрения жалоб и обращений граждан, выдачи справок и документов. Для решения указанных задач в составе управления действуют несколько секторов: по гражданским делам; по уголовным делам; по делам интеллектуальной собственности; военной коллегии; отправки и хранения документов, а также бюро электронной оргтехники.

Для ознакомления с работой Верховного Суда и официального опубликования постановлений его Пленума, Президиума, определений судебных коллегий, обзоров судебной практики с 1992 года высшим судебным органом издается журнал «Судовы веснiк». В нем содержатся материалы о деятельности нижестоящих судов, других правоохранительных органов, научные статьи по актуальным вопросам судебной деятельности. Освещением работы Верховного Суда в средствах массовой информации занимается его пресс-секретарь.

§ 4. Хозяйственные суды

Развитие, задачи и роль хозяйственных судов

Хозяйственные суды – первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории отечественного судоустройства. Эти суды появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей стране (как и в РСФСР и в других союзных республиках бывшего СССР) действовали органы государственного и ведомственного арбитража. Arbitr – латин. слово, переводится как третье независимое лицо, посредник. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями, выполнявшие одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера. Причем ведомственный арбитраж занимал подчиненное положение по отношению к государственному арбитражу.

В годы НЭПа, с развитием гражданского товарооборота Положением о судоустройстве БССР 1923 г. создается Арбитражная Комиссия – первый специальный орган экономической юрисдикции в БССР. В 1931 г. Комиссия упраздняется. В соответствии с Положением о Госарбитраже при Совнаркоме СССР от 31 мая того же года создается Госарбитраж при Совнаркоме БССР, а позднее – и Госарбитражи при облисполкомах.

В 1974 г. они преобразуются в союзно-республиканские органы Госарбитража и составляют единую систему, входившую в систему органов государственного управления.

Конституция СССР 1977 г. и Конституция БССР 1978 г. определили на высшем юридическом уровне назначение государственного арбитража как особого юрисдикционного органа.

На основе Конституции СССР 30 ноября 1979 г. впервые был принят Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР».

Однако по мере свертывания товарно-рыночных отношений, усилениям централизации во всех областях, в том числе и в хозяйственной жизни, арбитражи постепенно превратились в придаток административно-командной системы, стали полусудебными, полуадминистративными органами с исполнительными, судебными и нормативно-организационными функциями.

Лишь в 1987 г. они выделяются из системы органов государственного управления в самостоятельную систему, как специфические юрисдикционные органы, независимые от исполнительно-распорядительной власти.

Ведомственные арбитражи функционировали в БССР в советское время в строительных и промышленных министерствах, министерстве торговли и его областных управлениях, при Белкоопсоюзе.

С началом перестройки, демократизации всех сфер жизни, в том числе и области экономики, переходом к рыночным отношениям возникла необходимость в создании судов для рынка, для разрешения гражданско-правовых споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, вытекающих из правоотношений сфер управления и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования.

В этих целях 17 мая 1991 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О Высшем арбитражном Суде СССР»[70]. В союзных республиках последовало образование арбитражных судов, в Беларуси 5 июня 1991 г. был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь»[71].

К компетенции хозяйственных судов были отнесены не только хозяйственные споры, подведомственные государственным арбитражам, но и новые, ранее не рассматриваемые ни арбитражами, ни общими судами. Это, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами). Функционирование хозяйственных судов было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы. Основополагающие положения о Высшем Хозяйственном Суде нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь 1994 г. и в новой ее редакции.

Важное значение для совершенствования организации и деятельности хозяйственных судов имело принятие Парламентом и подписание Президентом 9 декабря 1998 г. Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»[72]. В этом Законе обобщена практика развития названных судов, использованы научные рекомендации и зарубежный опыт.

В Кодексе о судоустройстве и статусе судей хозяйственным судам отведена глава 4 Раздела II статьи 59-81. Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

Их основные задачи:

l защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

l обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

l укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

l содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового общения;

l укрепление авторитета судебной власти.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие путем разрешения между субъектами хозяйствования споров в сфере хозяйственных (экономических) отношений, вытекающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе, и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан. Кроме хозяйственных (экономических) споров, к ведению хозяйственных судов отнесено рассмотрение и разрешение дел: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов) в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении; об экономической несостоятельности (банкротстве); об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; о защите деловой репутации в указанной сфере и многие другие. Хозяйственным судам подведомственны дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа. С 2002 г. к компетенции хозяйственных судов отнесено рассмотрение дел об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа или конфискацию имущества.

Разрешая торгово-экономические, транспортные, кредитно-денежные и иные хозяйственные споры, возникающие между юридическими и физическими лицами (предпринимателями), предупреждая правонарушения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, разрабатывая предложения по совершенствованию законодательства, хозяйственные суды способствуют становлению и развитию в стране рыночной экономики, цивилизованных отношений между субъектами хозяйствования, росту инвестиций[73].

Современная экономика – правовая экономика, основанная на законе и договоре. Правовой порядок в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности невозможен без суда. Поэтому у хозяйственных судов – автономной ветви судебной власти – большая перспектива на дельнейшее укрепление и развитие.

В основе построения и функционирования хозяйственных судов лежат демократические начала, являющиеся конституционными основами организации и деятельности всей судебной системы.

Система, состав, структура и компетенция хозяйственных судов. Председатели судов и их заместители

Систему хозяйственных судов составляют:

1. Хозяйственные суды областей (г. Минска), специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные) создаются при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда;

2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске - хозяйственный суд города Минска (учрежден в 1998 г.).

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В них могут быть образованы:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия:

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым вопросам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут создаваться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Согласно Кодексу (статья 62) хозяйственный Суд области (города Минска):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд выполняет аналогичные функции по соответствующей категории дел.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска)является судьей соответствующей хозяйственного суда. Вместе с тем он:

- организует деятельность соответствующего суда;

- формирует судебные составы суда;

- вносит Председателю Высшего Хозяйственного Суда представления для назначения составов судебных коллегий;

- вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного суда:

- осуществляет общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда по согласованию с Председателем Высшего Хозяйственного Суда;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями.

– ходатайствует перед Высшим Хозяйственным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;

ведет личный прием граждан и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

информирует Пленум Высшего Хозяйственного Суда о деятельности суда;

представляет суд в отношениях с государственными органами, иными организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда, как и председатели этих судов, назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

Они также являются судьями соответствующего хозяйственного суда и одновременно в соответствии с распределением обязанностей: возглавляют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий. Они отчитываются перед Пленумом Высшего Хозяйственного Суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий, ведут личный прием граждан; организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистки, а также деятельность структурных подразделений; осуществляют иные полномочия. В частности, в случае отсутствия председателя соответствующего хозяйственного суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствии с распределением обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: