Самостоятельная работа на материале слогов

В целях отработки правильного произношения звуков на слоговом материале учащимся для самостоятельной работы может быть дано задание — придумать ряд сло­гов, включающих отрабатываемый звук. Придуманные слоги учащийся должен самостоятельно научиться пра­вильно произносить. Слоги, которые придумывают уча­щиеся, могут записываться в тетради по технике речи. Во время записи ученик все время должен проговаривать речевой материал.

В целях разнообразия данного вида работы можно предложить учащимся придуманные слоги записывать на

1 Мы не указываем классы, в которых может осуществляться тот или иной вид работы, так как это может сделать учитель с учет • том возможностей своих учащихся.


изготовленных из бумаги кубиках, квадратах, треуголь­никах:

Рис. 20

И в данном случае письмо учащихся должно сопро­вождаться произнесением слогов. В дальнейшем кубики, треугольники, квадраты могут'использоваться как дидак­тический материал и как материал для речевой игры.

Для самостоятельной работы учащихся с целью отра­ботки правильного произношения звука в слоге и пере­хода к правильному произношению звука в слове ученику можно предложить, например, такую самостоятельную работу с использованием плаката1 (по звуку р).

Задания для самостоятельной работы

1. Произнеси правильно звук р в слогах.

2. Составь слова; произнести правильно звук р в
словах.

3. Научись правильно говорить эти слова.

ры ре ра ря ри ро РУ

Г...ша

Т...ПКЗ

та...лка ку....ца...ма ко...бка к...ша

1 Карточки со слогами вынимаются и вставляются вместо точек.


Учащиеся должны поочередно брать карточки со слогами. Например, берется слог ри. Ученик самостоя­тельно несколько раз произносит его, упражняясь в пра­вильном произношении звука р, а затем определяет место в одном из слов, записанных с пропуском в пра­вой стороне плаката. Поставив карточку со слогом ри правильно, ученик получает слово, например Гриша. За­тем он еще раз произносит слог ри «слово Гриша.

Хорошим видом самостоятельной работы учащихся для закрепления артикуляции того или иного звука в слоге является составление и зарисовка лабиринтов. Этот вид работы состоит в том, что ученик получает задание составить слоговые упражнения на отрабатывае­мый звук, например на звук з, и представить эти упраж­нения в виде лабиринта. Нарисованный учеником лаби­ринт может иметь следующий вид.

Рис. 21.

Рисуя лабиринт, ученик все время самостоятельно упражняется в проговаривании составляемых им слогов. Затем учащиеся обмениваются друг с другом рисунками лабиринтов и произносят по ним слоги. Пробираясь по линии лабиринта от звука 3 к одному «з гласных, уче­ник длительно произносит согласный.

Самостоятельная работа на материале слов

В целях совершенствования произносительных навы-Л ков на материале слов, в частности для совершенствова­ния и закрепления артикуляции того или иного звука, учащемуся может быть дано задание самостоятельна 102


придумать слова с отрабатываемым звуком и научиться правильному их произношению.

Учащимся можно рекомендовать и такой вид работы, как подбор слов с противоположным звуком. Этот вид работы целесообразно практиковать в тех случаях, когда происходит выработка умения дифференцировать в речи сходные по артикуляции звуки. Например, учащемуся даются слова, в звуковой состав которых входит глухой согласный т (топор, тарелка, молоток, каток, молот). Ученик должен к каждому из них подобрать такое сло­во, в звуковой состав которого входил бы звонкий соглас­ный звук д (дом, давай, удочка и др.). Подобрав слова, ученик должен самостоятельно научиться правильно их произносить, соблюдая дифференциацию звуков д и т.

Для самостоятельной работы учащимся можно дать и такое задание, как выбор слов, включающих опреде­ленный звук. С этой целью может быть предложен ряд слов, например: чашка, почта, луна, нож, очки, цветы, мяч, стол, врач. Из этих слов нужно выбрать такие, в ко­торых есть звук ч, затем правильно произнести этот звук и все слово.

Это же задание ученик может выполнять по сюжет­ной картине. Вниманию ребенка может быть предложена картина, изображающая зимний пейзаж. Например, в це­лях автоматизации звука с детям может быть предло­жена сюжетная картина «Зима». Учащийся должен самостоятельно назвать предметы и действия, в название которых входит изучаемый звук с, и правильно произ­вести его в слове.

Для самостоятельной работы можно предложить раз­ного рода чайнворды и кроссворды. Приведем образцы.

Образец 1

Составь слова со зву­ком ц.

Произнеси правильно звук ц в этих словах.

J03

Рис. 22.



Образец 2

Кто первый?

Говори хорошо звук ш в словах! Сделай самостоятельно:

1. Составь пять слов со звуком ш\ в первом слове
звук ш должен быть на первом месте, во втором — на
втором месте и т. д.

2. Составленные слова запиши.

3. Научись правильно говорить звук ш в словах, ко­
торые ты записал 1.




Для самостоятельной работы над произношением на материале слов можно рекомендовать учащимся работу со следующим материалом, который тоже оформляется в виде пособия (см. рис. 43—45).

Работая с этими пособиями, ученик должен подобрать вместо имеющегося там знака вопроса слово, в состав которого входит звук я, поупражняться в правильном произношении звука н в словосочетаниях: острый нож, вкусные вишни, красный флаг.

Наконец, остановимся еще на одном виде самостоя­тельной работы на материале слов. Ученику дается елка и.гпапье-маше, а также игрушки: белка, заяц, слива, кон­фета, флаг, хлопушка, бусы, яблоко и др. Ученик должен повесить на елку только те игрушки, в названии которых есть звук л (белка, хлопушка, яблоко и т. д.). Действие все время нужно сопровождать проговариванием.

1 Имеются в виду следующие слова: 1) шапка, шарик; 2) пшено, уши; 3) кошка, мышка, пышка, пушка, пешка, мешок, мишка, чаш­ка; 4) крышка, груша; 5) шалаш, малыш.


Рис. 23.

Рис. 24.

Рис. 25,


Самостоятельная работа на материале фраз

Распространенным видом самостоятельной работы на материале фраз является придумывание предложений по опорным словам, по картинкам и т. д. Во всех случаях в задачу самостоятельной работы ученика входит пра­вильное произношение изучаемого звука. В целях трени­ровки ученик должен произнести предложение несколько раз.

Для самостоятельной работы учащихся необходимо широко использовать различного рода диалоги. Напри­мер, для выработки умения дифференцировать в речи звуки сиз ученику может быть предложено разучива­ние такого диалога:

- Саша, где ты был?

- В зоопарке.

— С кем ты был?

- С сестрой.

— Как зовут твою сестру?

— Зоя.

Приведем пример диалога 1 на дифференциацию зв) ков сш:

— Саша, где твой карандаш?

- В сумке.

— Где твоя сумка?

- В шкафу.

- А шкаф закрыт. Где ключ? Посмотри на столе.

- Спасибо, я взял карандаш.

При разучивании диалога перед учеником стоит за­дача самостоятельно поупражняться в умении диффе­ренцировать в речи звуки с — з и с — ш.

Можно предложить ученику самому составить диалог, на основе которого у него вырабатывался бы тот или иной произносительный навык. Тема диалога предла-| гается учителем или выбирается детьми самостоятельно.л Например, в VII классе учащемуся можно дать задание ;i составить диалог, в котором имеются слова, оканчиваю-! щиеся на -ться, -тся. Составляя диалог, глухой дол­жен самостоятельно поупражняться в правильном произ­ношении звука ц (сочетания ться, тся произносятся

Диалог зафиксирован на уроке по технике речи в VI! классе,


как ца). Приведем диалог, составленный учеником на тему «Футбольный матч».

— Как начинают игру?

- Появляются команды. Они строятся и здоровают­
ся. Мяч ставится в центре. Игра начинается.

— О чем думают болельщики?

— Мяч прорвется в ворота.

- Кем охраняются ворота?

- Ворота охраняются всей командой и вратарем.

— Как вратарь защищает ворота?

- Вратарь бросается и ловит мяч.

Самостоятельная работа на материале текста

Очень хорошим видом самостоятельной работы при обучении глухих устной речи на материале текста яв­ляется произнесение текста наизусть в целях автомати­зации и дифференциации того или иного звука. Для за­учивания учащимся можно дать стихотворный текст, за­гадки, пословицы, скороговорки и т. д. Например, авто­матизируя звук ч, ребенок получает задание — выучить наизусть стихотворение А. Барто: «Наша Таня»:

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!

Разучивая стихотворение наизусть, ученик должен самостоятельно упражняться в правильном произноше­нии звука ч.

Для автоматизации звука ц учащимся может быть предложено разучивание текста загадок. Например:

Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

(Ножницы.) На шесте дворец, во дворце певец.

(Скворец.)

Учащимся можно предложить самим найти тексты, на материале которых удобно закреплять произношение того или иного звука. Можно предложить учащимся са­мостоятельно найти стихотворение, текст загадок, посло­виц, поговорок, считалок и др. Так, например, можно


дать такое задание: «Подбери загадку, чтобы в словах часто встречался звук р, правильно говори этот звук». Заканчивая изложение этой темы, мы хотим напом­нить, что тут представлены не все виды 'самостоятельной работы, которые могут -применяться при обучении глухих устной речи, а лишь те, которые могут быть использова­ны в качестве образца.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково значение самостоятельной работы при обучении глухих
устной речи?

2. Составьте задания для самостоятельной работы, способствую­
щие усвоению норм орфоэпии, словесного и логического ударения,
темпа речи. Опишите методику их выполнения.

3. Составьте задания для самостоятельной работы над произно­
шением ученикам вашего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: