В целях отработки правильного произношения звуков на слоговом материале учащимся для самостоятельной работы может быть дано задание — придумать ряд слогов, включающих отрабатываемый звук. Придуманные слоги учащийся должен самостоятельно научиться правильно произносить. Слоги, которые придумывают учащиеся, могут записываться в тетради по технике речи. Во время записи ученик все время должен проговаривать речевой материал.
В целях разнообразия данного вида работы можно предложить учащимся придуманные слоги записывать на
1 Мы не указываем классы, в которых может осуществляться тот или иной вид работы, так как это может сделать учитель с учет • том возможностей своих учащихся.
изготовленных из бумаги кубиках, квадратах, треугольниках:
Рис. 20
И в данном случае письмо учащихся должно сопровождаться произнесением слогов. В дальнейшем кубики, треугольники, квадраты могут'использоваться как дидактический материал и как материал для речевой игры.
Для самостоятельной работы учащихся с целью отработки правильного произношения звука в слоге и перехода к правильному произношению звука в слове ученику можно предложить, например, такую самостоятельную работу с использованием плаката1 (по звуку р).
Задания для самостоятельной работы
1. Произнеси правильно звук р в слогах.
2. Составь слова; произнести правильно звук р в
словах.
3. Научись правильно говорить эти слова.
ры ре ра ря ри ро РУ |
Г...ша
Т...ПКЗ
та...лка ку....ца...ма ко...бка к...ша
1 Карточки со слогами вынимаются и вставляются вместо точек.
Учащиеся должны поочередно брать карточки со слогами. Например, берется слог ри. Ученик самостоятельно несколько раз произносит его, упражняясь в правильном произношении звука р, а затем определяет место в одном из слов, записанных с пропуском в правой стороне плаката. Поставив карточку со слогом ри правильно, ученик получает слово, например Гриша. Затем он еще раз произносит слог ри «слово Гриша.
Хорошим видом самостоятельной работы учащихся для закрепления артикуляции того или иного звука в слоге является составление и зарисовка лабиринтов. Этот вид работы состоит в том, что ученик получает задание составить слоговые упражнения на отрабатываемый звук, например на звук з, и представить эти упражнения в виде лабиринта. Нарисованный учеником лабиринт может иметь следующий вид.
Рис. 21.
Рисуя лабиринт, ученик все время самостоятельно упражняется в проговаривании составляемых им слогов. Затем учащиеся обмениваются друг с другом рисунками лабиринтов и произносят по ним слоги. Пробираясь по линии лабиринта от звука 3 к одному «з гласных, ученик длительно произносит согласный.
Самостоятельная работа на материале слов
В целях совершенствования произносительных навы-Л ков на материале слов, в частности для совершенствования и закрепления артикуляции того или иного звука, учащемуся может быть дано задание самостоятельна 102
придумать слова с отрабатываемым звуком и научиться правильному их произношению.
Учащимся можно рекомендовать и такой вид работы, как подбор слов с противоположным звуком. Этот вид работы целесообразно практиковать в тех случаях, когда происходит выработка умения дифференцировать в речи сходные по артикуляции звуки. Например, учащемуся даются слова, в звуковой состав которых входит глухой согласный т (топор, тарелка, молоток, каток, молот). Ученик должен к каждому из них подобрать такое слово, в звуковой состав которого входил бы звонкий согласный звук д (дом, давай, удочка и др.). Подобрав слова, ученик должен самостоятельно научиться правильно их произносить, соблюдая дифференциацию звуков д и т.
Для самостоятельной работы учащимся можно дать и такое задание, как выбор слов, включающих определенный звук. С этой целью может быть предложен ряд слов, например: чашка, почта, луна, нож, очки, цветы, мяч, стол, врач. Из этих слов нужно выбрать такие, в которых есть звук ч, затем правильно произнести этот звук и все слово.
Это же задание ученик может выполнять по сюжетной картине. Вниманию ребенка может быть предложена картина, изображающая зимний пейзаж. Например, в целях автоматизации звука с детям может быть предложена сюжетная картина «Зима». Учащийся должен самостоятельно назвать предметы и действия, в название которых входит изучаемый звук с, и правильно произвести его в слове.
Для самостоятельной работы можно предложить разного рода чайнворды и кроссворды. Приведем образцы.
Образец 1
Составь слова со звуком ц.
Произнеси правильно звук ц в этих словах.
J03 |
Рис. 22.
Образец 2
Кто первый?
Говори хорошо звук ш в словах! Сделай самостоятельно:
1. Составь пять слов со звуком ш\ в первом слове
звук ш должен быть на первом месте, во втором — на
втором месте и т. д.
2. Составленные слова запиши.
3. Научись правильно говорить звук ш в словах, ко
торые ты записал 1.
Для самостоятельной работы над произношением на материале слов можно рекомендовать учащимся работу со следующим материалом, который тоже оформляется в виде пособия (см. рис. 43—45).
Работая с этими пособиями, ученик должен подобрать вместо имеющегося там знака вопроса слово, в состав которого входит звук я, поупражняться в правильном произношении звука н в словосочетаниях: острый нож, вкусные вишни, красный флаг.
Наконец, остановимся еще на одном виде самостоятельной работы на материале слов. Ученику дается елка и.гпапье-маше, а также игрушки: белка, заяц, слива, конфета, флаг, хлопушка, бусы, яблоко и др. Ученик должен повесить на елку только те игрушки, в названии которых есть звук л (белка, хлопушка, яблоко и т. д.). Действие все время нужно сопровождать проговариванием.
1 Имеются в виду следующие слова: 1) шапка, шарик; 2) пшено, уши; 3) кошка, мышка, пышка, пушка, пешка, мешок, мишка, чашка; 4) крышка, груша; 5) шалаш, малыш.
Рис. 23.
Рис. 24.
Рис. 25,
Самостоятельная работа на материале фраз
Распространенным видом самостоятельной работы на материале фраз является придумывание предложений по опорным словам, по картинкам и т. д. Во всех случаях в задачу самостоятельной работы ученика входит правильное произношение изучаемого звука. В целях тренировки ученик должен произнести предложение несколько раз.
Для самостоятельной работы учащихся необходимо широко использовать различного рода диалоги. Например, для выработки умения дифференцировать в речи звуки сиз ученику может быть предложено разучивание такого диалога:
- Саша, где ты был?
- В зоопарке.
— С кем ты был?
- С сестрой.
— Как зовут твою сестру?
— Зоя.
Приведем пример диалога 1 на дифференциацию зв) ков с — ш:
— Саша, где твой карандаш?
- В сумке.
— Где твоя сумка?
- В шкафу.
- А шкаф закрыт. Где ключ? Посмотри на столе.
- Спасибо, я взял карандаш.
При разучивании диалога перед учеником стоит задача самостоятельно поупражняться в умении дифференцировать в речи звуки с — з и с — ш.
Можно предложить ученику самому составить диалог, на основе которого у него вырабатывался бы тот или иной произносительный навык. Тема диалога предла-| гается учителем или выбирается детьми самостоятельно.л Например, в VII классе учащемуся можно дать задание ;i составить диалог, в котором имеются слова, оканчиваю-! щиеся на -ться, -тся. Составляя диалог, глухой должен самостоятельно поупражняться в правильном произношении звука ц (сочетания ться, тся произносятся
Диалог зафиксирован на уроке по технике речи в VI! классе,
как ца). Приведем диалог, составленный учеником на тему «Футбольный матч».
— Как начинают игру?
- Появляются команды. Они строятся и здоровают
ся. Мяч ставится в центре. Игра начинается.
— О чем думают болельщики?
— Мяч прорвется в ворота.
- Кем охраняются ворота?
- Ворота охраняются всей командой и вратарем.
— Как вратарь защищает ворота?
- Вратарь бросается и ловит мяч.
Самостоятельная работа на материале текста
Очень хорошим видом самостоятельной работы при обучении глухих устной речи на материале текста является произнесение текста наизусть в целях автоматизации и дифференциации того или иного звука. Для заучивания учащимся можно дать стихотворный текст, загадки, пословицы, скороговорки и т. д. Например, автоматизируя звук ч, ребенок получает задание — выучить наизусть стихотворение А. Барто: «Наша Таня»:
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!
Разучивая стихотворение наизусть, ученик должен самостоятельно упражняться в правильном произношении звука ч.
Для автоматизации звука ц учащимся может быть предложено разучивание текста загадок. Например:
Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
(Ножницы.) На шесте дворец, во дворце певец.
(Скворец.)
Учащимся можно предложить самим найти тексты, на материале которых удобно закреплять произношение того или иного звука. Можно предложить учащимся самостоятельно найти стихотворение, текст загадок, пословиц, поговорок, считалок и др. Так, например, можно
дать такое задание: «Подбери загадку, чтобы в словах часто встречался звук р, правильно говори этот звук». Заканчивая изложение этой темы, мы хотим напомнить, что тут представлены не все виды 'самостоятельной работы, которые могут -применяться при обучении глухих устной речи, а лишь те, которые могут быть использованы в качестве образца.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково значение самостоятельной работы при обучении глухих
устной речи?
2. Составьте задания для самостоятельной работы, способствую
щие усвоению норм орфоэпии, словесного и логического ударения,
темпа речи. Опишите методику их выполнения.
3. Составьте задания для самостоятельной работы над произно
шением ученикам вашего класса.