Учет произносительных навыков учащихся

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

При обследовании речи глухих учащихся необходимо выявить не только наличие, но и сущность дефекта и, изучив индивидуальные особенности ребенка, проявляю­щиеся при овладении тем или иным произносительным навыком, определить пути устранения обнаруженного де­фекта.

При определении методики обследования следует руководствоваться рядом положений, которые мы поста­раемся частично раскрыть.

Внятность устной речи глухого достигается правиль­ным произнесением звуков речи, соблюдением норм орфоэпии, словесным и логическим ударением, темпом речи и т. д. Поэтому устную речь учащихся необходимо обследовать всесторонне. Причем каждая сторона об­следуется на специальном речевом материале, состоящем из слогов, слов, фраз, текста.

Речевой материал подбирается с учетом содержания обследования. Это значит, что если, например, содержа­ние обследования составляют звуки речи, то речевой материал должен быть насыщен обследуемым звуком. 122


Так, при обследовании характера произнесения звука ц его включают в специально подбираемые фразы, слова и слоги. Когда обследуется соблюдение в речи норм орфоэпии, речевой материал должен подбираться на то или иное орфоэпическое правило. При обследовании со­стояния навыков словесного ударения в речи глухих уча­щихся, при подборе речевого материала в первую оче­редь учитывается ритмическая структура слова. Здесь речевой материал должен быть подобран так, чтобы име­ли место слова различных основных ритмов: двухслож­ные с ударением на первом слоге (/—) — парта, двух­сложные с ударением на втором слоге (—/) — окно,

трехсложные с ударением на первом слоге (/----------) —

девочка, трехсложные с ударением на втором слоге (—/—) — капуста, трехсложные с ударением на третьем слоге (— —/) — паровоз.

Однако, вне зависимости от стороны обследования, речевой материал должен быть знаком учащимся. Ина­че говоря, учащиеся должны понимать значение предла­гаемых им слов и фраз.

Приведем некоторые примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: