Идейно художественная концепция русской жизни в поэме «Мертвые души»

ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

В 1835 году Гоголь начинает работать над своей гениальной поэмой "Мертвые души". Известно, что основой для этого произведения послужила "Божественная комедия" Данте. Это и определило предполагавшуюся трехчастную композицию поэмы: три тома мертвых душ должны были соответствовать трем частям, составляющим "Божественную комедию": "Ад", "Чистилище" и "Рай". Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать "Ад" русской современной жизни. Назвав свое произведение "Мертвыми душами", Гоголь имел в виду не только ревизские души умерших крестьян, но в большей степени хотел указать на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков.

Следуя поставленной перед собой цели - отобразить все пороки России, выставить на показ все язвы русского общества того времени, Гоголь создает ряд образов мелких помещиков. Перед нашими глазами предстает пустой и мечтательный Манилов, скопидомка Коробочка, фамильярный гуляка Ноздрев, мрачных и упертый Собакевич, алчный и жалкий Плюшкин. С горечью сознавал Гоголь, что все эти мелкие и жалкие образы олицетворяют Россию. Но все же Гоголь верил, что в тех же бездушных помещиках существует где-то глубоко внутри хорошие задатки, еще не совсем задушенные безнравственностью и невежеством. Ведь стоит только приглядеться и можно увидеть, что скупость Плюшкина - искажение былой бережливости и хозяйственности,"кулак" Собакевича по внешности и окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства, ставшая дубиноголовой Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность; мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство Манилова; бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного вруна и бездельника. Пусть сейчас они такие, с пороками и уймой недостатков, но ведь они являются просто сильно деградированными образами людей, бывших когда-то положительными.

Снова, вспоминая, что основой композиции "Мертвых душ" послужила "Божественная комедия", мы уже можем предположить, что во втором томе поэмы, соответствующем "Чистилищу" Данте, Гоголь хотел ввести какие-то положительные образы. Конечно, они не были идеальны во всем, но в этих образах уже появились черты просветления. Гоголь приближает своих героев к тому виднеещемуся вдалеке нравственному перерождению. Гоголь не успел довершить свой гениальный труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы. Однако, из них мы можем узнать достаточно о том, как дальше развивается гоголевская концепция человека, которую он так скептически изложил в первой части поэмы. Гоголь даже оправдывает в некоторых случаях отрицательность своих героев. Например, возьмем "Повесть о капитане Копейкине", играющую далеко немаловажную роль в поэме. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года, защищая Родину, он сильно пострадал, но государство не старается помочь калеке, оно просто игнорирует его. Здесь Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает со своей справедливостью. "Повесть о капитане Копейкине" поражает картиной быстрого превращения защитника Руси, проливавшего за нее кровь в ее врага.

Читая "Мертвые души" нетрудно понять, как глубоко и искренне любит Гоголь Русь. Эта любовь, уважение и преклонение перед великой страной и ее народом предстают перед нами со всей силой и динамичностью в частых лирических отступлениях. В этих отступлениях Гоголь раскрывает свою мечту о "прекрасном человеке", богатыре русской земли. Гоголь верит в величие родины. Он истинный патриот, а потому он верит и в величие своего народа, в его способность достойно существовать, в уменье сохранить свое лицо и душу. Просто в какой-то этап своего пути народ сбился с истинного пути и забрел очень далеко, потерял лицо, сгубил душу. Гоголь ставит перед собой задачу - вывести Россию от пропасти, у которой она стоит.

Чичиков почти всегда находится в дороге, эта дорога кружит путника, его кибитка постоянно застревает, на столь глухой полосе можно встретить лишь Ноздрева, Коробочку и им подобные образы. Чичиковская дорога - это обманный путь, запутанный, ведущий вникуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится чичиковский экипаж в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси.Именно по такому пути ведет Гоголь своих героев (во втором и третьем томах), в конце его и свершится нравственное перерождение "мертвых" душ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: