;В течение этого года для развития игровой деятельности детей нужно:
1) обучать игровым приемам (учить производить раз
вернутые действия; производить несколько связанных
между собой действий, увеличивая цепочку действий;
отражать правильную последовательность действий; рас
крывать содержание игры в действиях);
2) развивать игровые умения и навыки (учить нахо
дить нужный для игры предмет; использовать в игре
предмет-заменитель);
3) учить отражать в игре увиденное на экскурсиях,
прогулках;
4) учить брать роль и выдерживать ее до конца игры;
5) учить подчинять свои действия взятой роли, сю
жету;
6) учить играть вместе, подчиняясь правилам, дик
туемым сюжетом игры;
7) учить общаться, в ходе игры с помощью речи;
8) продолжать закреплять бережное отношение детей
к игрушкам.
Методические приемы: обыгрывание новых игровых предметов; широкое использование игрушек; введение в игру предметов-заменителей (1-й этап: показ действия, выполняемого реальным предметом, а затем - - предметом-заменителем); наблюдения детей; объяснения; показ; экскурсии; рассматривание картин, рисунков; просмотр диафильмов с последующим обыгрыванием сюжетов; изготовление игровых атрибутов и их обыгрывание; участие в игре воспитателя в качестве одного из действующих лиц; использование табличек со словосочетаниями; помощь в ведении диалогов; оценка игры каждого ребенка; распределение ролей между детьми.
|
|
Дети этого года обучения в ходе игр производят очень простые игровые действия.
Руководя как старыми, так и новыми играми детей, воспитатель должен учить их в ходе этих игр детально отражать окружающую жизнь. Это значит, что, изображая в игре то или иное явление окружающей жизни, дети должны передавать его с помощью развернутых, пол-46
ных действий. Так, если ребенок хочет изобразить в своей 'игре умывание, он должен открыть кран, намылить руки, положить на место мыло, смыть мыло с рук, закрыть кран, взять полотенце, вытереться, повесить полотенце на место.
Умение развернуто передать в игре то или иное действие не надо смешивать с присущей глухим детям при недостаточном руководстве их играми ненужной детализацией, которая порой поглощает весь замысел, подменяет собой всю игру. Такая детализация идет, как правило, в ущерб содержанию игры, в то время как развернутое изображение действий раскрывает его. Для того чтобы дети овладели умением детально изображать в ходе игры то или иное действие, надо, организуя их наблюдение за выполнением этого действия, расчленять его, поясняя каждое из его звеньев.
Раскрывая содержание игры, дети должны уметь воспроизводить несколько связанных между собой действий, так называемую цепочку действий. Так, изображая доктора, ребенок не должен ограничиться только измерением температуры. Ему следует, кроме того, дать больному лекарство и уложить в кровать.
|
|
Дети должны правильно передавать в игре последо
вательность связанных между собой действий. Так,
изображая обед, нужно сначала вымыть руки, а уж по
том садиться за стол, не забыть после еды вытереть рот
салфеткой, поблагодарить за еду и, наконец, пополос
кать рот..
Необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы, играя, дети не подражали отрицательным явлениям, не отражали их в игре. Нельзя допускать, чтобы дети изображали пьяных, били детей или животных и т. п. Способы воздействия на детей в случае нежелательных игр могут быть различны: от переключения на другую игру до лростого запрета включительно.
В ходе каждой игры дети обязательно должны общаться друг с другом. Однако, располагая значительным словарем и навыком речевого общения в быту и на занятиях, в ходе игры они не умеют использовать свой словарный запас, применять в игровой ситуации свои речевые навыки. Иногда, не зная нужного по ходу игры выражения или не сумев договориться без помощи взрослого, дети начинают объясняться жестами. Необходимо
учить детей общаться друг с другом.во время игры. Дети должны знать, во что они играют или будут играть, кого они изображают в игре, называть свои действия и предметы, с которыми они оперируют. Воспитатель должен учить детей задавать в ходе игры вопросы друг другу и отвечать на них, объясняться друг с другом. Включаясь в игру детей, надо направлять ход их беседы, задавать вопросы, подсказывать нужные по ходу игры выражения, помогать им договариваться друг с другом о совместных действиях, об использовании в игре того или иного предмета, помогать объяснить свою мысль, довести ее до понимания других участников «гры. Так, постепенно с помощью воспитателя ребенок приобретает опыт речевого общения в ходе игры, все более включая в нее речь, тем -самым поднимая игру на новый уровень. Вместе г тем и сама речь, включаясь в игру детей, становится более полноценной, так как, употребляясь тогда, когда у детей возникает в ней потребность, необходимость, она становится внутренне мотивированной. Кроме того, употребляясь в новой ситуации, слова наполняются новым содержанием, уточняются.
Самое серьезное внимание должно быть обращено на взаимоотношения детей в процессе игр. Хотя играют они небольшими группами, их игра еще не является коллективной. Для того чтобы игра была коллективной, необходимо, чтобы все ее участники делали что-то ради одной, общей цели. У детей этого года обучения еще нет общего замысла игры, и они чаще всего действуют автономно. В этой группе игры могут быть коллективными только при участии в них воспитателя, направляющего ход игры и помогающего детям договориться друг с другом. Дети должны быть доброжелательны друг к другу. Воспитателю нужно не допускать конфликтов между детьми, возникающих из-за того, что им трудно друг с другом договориться. Вовремя приходя на помощь детям, регулируя их отношения, участвуя в их играх, воспитатель способствует тому, чтобы дети испытывали удовольствие от совместных игр и поняли их преимущества.
В своих играх на этом году обучения дети уже должны отражать не только повседневные бытовые действия, но и реже наблюдаемые ими действия взрослых (например, шофера, кондуктора, продавца,.кассира и т. д.). 48
В процессе игры надо учить детей находить нужный для ее продолжения предмет. Не следует всегда давать детям все предметы, которые могут им в ходе этой игры понадобиться, в некоторых случаях надо назвать недостающий предмет и направить детей на его поиски («Шоферу нужен руль. Что можно взять? Ищите руль. Надо, чтобы был круглый»). В других случаях надо стимулировать детей к самостоятельным поискам нужного для игры предмета и помочь только в том случае, если сами дети не смогут с этим справиться («Что надо, чтобы причесаться? Поищите игрушку, чтобы можно было причесаться»).
|
|
На этом году обучения надо начинать учить детей использовать в игре заменители нужных предметов, видеть в заменителе нужный предмет. Для этого дети должны научиться, с одной стороны, отвлечься от ряда реальных качеств заменителя и вычленить в нем лишь те качества, которые дают основание уподоблять его заменяемому им предмету, использовать его в качестве другого, нужного предмета, а с другой стороны, домыслить, вообразить отсутствующие качества. При использовании предмета-заменителя на этом этапе обучения надо не только назвать его именем заменяемого им предмета, но и показать сначала способ действия, выполняемого настоящим предметом, а потом и способ использования предмета-заменителя. Так, предлагая ребенку брусок вместо расчески, надо подчеркнуть его сходство с расческой и назвать его расческой. Но этого мало. Для того чтобы дети увидели в бруске расческу, необходимо сначала показать им, как пользоваться реальным предметом, а потом показать, как можно в качестве расчески применять этот брусок. Если это сделано заразительно, умело и если дети действительно испыты-зают в ходе игры потребность в этом предмете, они, хорошо^ усваивая действия по подражанию, принимают 'и овый способ действия с предметом и начинают упот-еблять его по-новому. Разумеется, в игре можно употреблять заменители только тех предметов, которые хо-ошо «звестны детям. Так, скажем, нельзя называть па-эчку пипеткой, если дети не знают твердо, что такое ипетка, когда,и как она употребляется. Но вполне допустимо называть в игре брусок расческой и употребить его в качестве расчески, действовать им в соответ-
|
|
Заказ из 49
ствии с его игровым названием, так как дети хорошо знают и то, что такое расческа, и то, когда, как и зачем она употребляется.
Обучение детей использованию в играх предметов-заменителей очень положительно сказывается как на развитии воображения детей, так и на развитии их игровой деятельности.
Специальные усилия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы сделать игры детей устойчивыми и длительными. Часто дети, не имея определенного замысла или rie умея его реализовать, развить, бросают игру, не доведя ее до конца. Если воспитатель не обращает на это внимания, у детей не вырабатываются стойкие интересы, привычка доводить до конца начатое дело. Они бросают одно ради другого, с тем чтобы некоторое время спустя опять переключиться на что-то новое. По-' этому нельзя допускать, чтобы дети начинали то одну, то другую игру, не доводя ни одну из них до конца. Если _дети не знают, что делать в ходе игры, и готовы ее оставить, воспитатель должен включиться в игру, помочь довести ее до конца, отвлечь детей от нового замысла, сделать начатую 'игру привлекательной, внеся в нее новый предмет, подсказав новое действие, помогая развить ее сюжет. Только длительные, устойчивые игры приносят детям "пользу, способствуя формированию у них стойких интересов, оказывая положительное воспитательное воздействие.
Дети этого года обучения, как правило, уже умеют бережно обращаться с игрушками, не бросают и не ломают их, а, поиграв, кладут на место. Однако нельзя ослаблять внимания к этому. Как и в предыдущие годы, воспитатель должен следить за тем, как дети пользуются игрушками, убирают их после игры. Ребенок может взять любую игрушку при условии, что, играя, не будет ломать-ее, а, поиграв, положит на то место, где взял. Нужно порицать небрежное отношение к игрушкам в присутствии всех детей и хвалить за аккуратное обращение, за поддержание порядка, поощрять проявленное детьми желание убрать в игровом уголке,.помогать им в этом. Каждый раз после окончания игры, когда воспитатель дает оценку поведению детей, он должен учесть при этом и то, как дети обращались с игрушками, как убрали за собой: «Витя и Нина играли хорошо, дружно. 50
Они ходили в магазин, катались на пароходе. Хорошо брали игрушки. Молодцы. Сережа играл плохо. Он бросил куклу (машину), кукла (машина) сломалась, надо аккуратно брать игрушку» и т. д. Если воспитатель систематически дает оценку игры детей, учитывая при этом и их обращение с игрушками, это имеет большое воспитательное значение, положительно сказываясь на выработке у детей как бережного отношения к предметам, так и трудолюбия.
Переходим к описанию некоторых игр, которым можно научить детей на этом году обучения.
Игра в «магазин»
К этой игре дети в известной мере подготовлены дидактической игрой «Мама купила». Но при этом они зачастую ие знают, ни что такое магазин, ни что значит купить, и выполняют игровые действия хотя и правильно, но формально. Разумеется, каждый ребенок неоднократно бывал в магазине, куда его брал кто-нибудь из родителей во время пребывания ребенка дома. Однако ребенку не объясняют все то, что он видит, из-за затрудненного речевого общения и из-за того, что родители не умеют этого правильно сделать. Так или иначе, но ребенок глобально, не расчленение воспринимает всю ситуацию, в которой очень многое остается ему неясным.
Для подготовки к игре в «магазин» могут быть использованы разные доводы. Так, можно воспользоваться приближением праздника, дня рождения кого-нибудь из детей, наконец, просто необходимостью что-либо купить. В любом из этих случаев дети должны понять, что поход в магазин вызван необходимостью сделать какую-нибудь покупку. Надо сказать детям: «Сегодня у Пети праздник — день рождения. Петя стал большим, ему пять лет. Мы пойдем в магазин и купим Пете подарок» или «Скоро елка. Надо сделать флажки и украсить комнату. У нас нет бумаги. Мы пойдем в магазин, купим разноцветной бумаги и сделаем из нее флажки. Потом украсим комнату флажками, будет красиво».
Отправляясь на экскурсию, воспитатель еще раз го
ворит детям, куда и зачем они идут («Мы идем в мага-
ин купить Пете подарок» или «У нас нет бумаги. Мы
идем в магазин купить бумагу»). После этого на вопрос
4' 51
воспитателя о том, куда они идут, дети должны ответить, что.идут в магазин. Перед тем как войти в магазин, нужно сказать детям, что в этом доме магазин, и уже после этого ввести их в помещение магазина. Внутри надо показать детям прилавки, полки, товары, объяснить все, что они видят, и сказать, что все это вместе и есть магазин. Очень хорошо, если объяснение построено так, что вызывает вопросы у детей. Необходимо обеспечить активное внимание и восприятие детьми всего того, что они наблюдают и что им объясняют. Особенно следует подчеркнуть смысл деятельности продавцов и кассира, их взаимосвязь в процессе этой деятельности.
Затем надо купить то, за чем дети пришли в магазин. Лучше всего, чтобы это сделали сами дети. Так, одному | ребенку надо поручить узнать у продавца, есть ли нужный товар и, если есть, сколько он стоит, другому — i уплатить в кассу, третьему — получить у продавца покупку. В этом случае дети вступают в общение со взрослы-, ми в процессе выполнения ими трудовой деятельности и • фактически участвуют в ней как покупатели. Такое уча-: стие в деятельности взрослых помогает детям уяснить ее смысл, цели, способы ее выполнения.
После экскурсии надо дать детям.почувствовать и пережить ее результаты. Например, если была куплена бумага для флажков, нужно сделать флажки и украсить : ими комнату и т. д. Теперь, когда дети практически познакомились с процессом покупки, сами осуществили ее и реализовали ее результаты (сделали подарок или изго- ' товили что-нибудь из своей покупки), надо закрепить с ними в беседе по картине все то, что они узнали во вре- j мя экскурсии. Показывая детям картину, можно ставить им не только такие вопросы, как: «Что делает мальчик?» или «Что делает продавец?», но и такие, как: «Что делал мальчик раньше?» (платил деньги в кассу, взял чек, отдал чек продавцу, если на картине изображено, как мальчик получает покупку) и т. д. Отвечая на такие вопросы, дети уже могут использовать не только то, что непосредственно воспринимают, рассматривая рисунок, но и то, что знают из своего личного опыта, приобретенного во время экскурсии.
Для того чтобы дети поняли, что слово «магазин» относится не только к кондитерскому или канцелярскому магазину, т. е. не только к тому магазину, в котором они
были, а словом «купить» обозначают не только покупку конфет или бумаги, необходимо повести детей еще в несколько магазинов, с тем чтобы подвести их к правильным обобщениям, на основе которых у них сформируются соответствующие понятия. Так, можно повести детей в булочную, бакалейный магазин, овощной, книжный, магазин игрушек и т. д. Конечно, не обязательно вести детей во все эти магазины. Перечисляя их, мы имели в виду лишь то, что детей надо познакомить с несколькими магазинами, не ограничиваясь одним. Надо выбрать магазины, близко расположенные к детскому саду. Очень хорошо, если.в каждом магазине дети будут что-нибудь покупать. Каждый из детей группы должен принять участие хотя бы в одной покупке. В магазинах дети могут купить, например, значки, флажки, альбом для раскрашивания, карандаши, конфеты, сушки.
После нескольких таких экскурсий надо предложить детям нарисовать, что они видели в магазине. Дети могут нарисовать фрукты, овощи, игрушки, конфеты и т. д. Нужно, чтобы на занятии по лепке дети вылепили предметы, которые они потом будут использовать во время игры: конфеты, печенье, хлеб, булки, плюшки, баранки, овощи, фрукты.
После этого надо опять рассмотреть с детьми ряд рисунков, изображающих магазин, людей, делающих покупки. Эта беседа по картинкам как бы подытожит все то, что дети уже знают о магазине.
Для игры должны быть приготовлены вывеска со словом «магазин», деньги, чеки, табличка со словом ккасса», кошельки для покупателей. Сдвинутые столики образуют собой прилавок, на котором должны быть красиво разложены всевозможные игрушки.
Раздав детям кошельки с деньгами, воспитатель со-бщает, что открылся новый магазин, где продаются игрушки, и предлагает им пойти туда. В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец (воспитатель), в кассе -- опытный кассир (один из детей, которому разъяснены его обязанности). Продавец вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, дает его посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько он стоит. Заплатив в кассу званную продавцом сумму и взяв чек, покупатель отдает его продавцу и получает у него свою покупку.
На следующий день в магазине надо продавать что-нибудь из того ассортимента, который дети изготовили на занятиях. Продавцом уже может быть назначен кто-нибудь из детей, а воспитатель должен взять на себя роль одного из покупателей, но и в новой роли он направляет ход игры.
Дальнейшее развитие игры может идти по линии изменения профиля магазина (то продуктовый, то книжный, то кондитерский и т. д.) или по линии включения этой темы в другие игровые темы. Познакомив детей с мебельным магазином, можно на занятиях конструированием изготовить с ними несложную мебель, а. потом продавать ее в магазине. Сделав по числу детей картонные фигурки кукол и заготовив им большое количество одежды из бумаги (по принципу игры «Одень куклу» или «Наша кукла»), можно эту одежду тоже продавать в магазине (если дети видели магазин готовой одежды).
Для развития сюжета игру в «магазин» можно объединять с другими игровыми темами, которые уже освоены детьми, обновляя таким образом старые игры детей. Так, чтобы покупка в магазине перестала быть самоцелью, а выполнялась бы ради чего-то, можно посоветовать купить подарок дочке к празднику или угощение для детей и гостей, купить продукты и приготовить из них обед, купить мебель и перевести ее на грузовых автомобилях в новый дом и т. д. Это поможет изменить игру детей, обогатит ее замысел, разовьет сюжет.
Игра в «автобус» («троллейбус»)
Каждый ребенок, живущий в большом городе, не раз ездил в автобусе, так что он располагает известной степенью готовности к восприятию этой темы. Тем не менее подготовку к игре необходимо начать с наблюдения за автобусами на улице. Хорошо это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и кондуктора.
После первого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить детям на занятии нарисовать автобус.
Если в группе есть игрушечный автобус, надо организовать с ним игру, в которой дети смогли бы отразить свои впечатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Если в группе есть маленькие куколки, можно сажать их на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.
Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на настоящем автобусе, во время которой воспитатель многое показывает и объясняет им. Нужно, чтобы дети поняли, как сложна работа водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами. В простой и доступной форме детям надо объяснить правила поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; садись без капризов на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т. д.). Все это надо рассказывать не сухо и дидактично, а в живой форме, убедительно аргументируя, с практическими выводами и иллюстрациями по ходу объяснения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему нельзя требовать для себя лучшего места у окна и т. д. Такое хорошо построенное, живое объяснение поможет детям практически овладеть правилами поведения в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закрепляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.
Во время путешествия с детьми в автобусе надо объ-
'снить им, что поездки не самоцель, что люди ооверша-
с не ради удовольствия, получаемого от самой езды:
ни едут на работу, другие — в магазин, третьи — в те-
ф, четвертые — к доктору и т. д. Водитель и кондуктор
трудом помогают людям быстро доехать туда, ку-
им нужно, поэтому их труд почетен и все им благо-
)ны. После такой поездки надо провести с детьми бе-
э картине соответствующего содержания, предва-
льно внимательно рассмотрев ее с ними. Разбирая с
1 содержание картины, нужно рассказать, кто из
изображенных на ней пассажиров куда едет (бабушка с большой сумкой -- в магазин, мама везет дочку в детский сад, дядя с портфелем --на работу и т. д.). Надо изготовить с детьми атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя. Последний этап в подготовке к игре — просмотр диафильма, в котором показана поездка в автобусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они видят, и непременно задавать им вопросы.
Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса -- место кондуктора, в переднем -- место водителя. Перед водителем -- руль, который прикрепляют либо к большому деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздают кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять его место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д. Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия («У вас на руках дочка. Держать дочку тяжело. Надо сесть. Уступите, пожалуйста, место, а то девочку держать тяжело. Бабушке тоже надо уступить место. Она старая, ей трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место бабушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет» и т. д.). Раздав пассажирам билеты и попутно выяснив, кто из них куда едет, кондуктор дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Магазин», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него старикам, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.
В следующий раз роль кондуктора надо поручить уже кому-нибудь из детей. Воспитатель направляет игру, став теперь одним из пассажиров. Если кондуктор 56
Игра в «автобус».
забывает объявлять остановки или вовремя отправлять автобус, воспитатель напоминает об этом, не нарушая хода игры: «Какая остановка? Мне надо в магазин. Пожалуйста, скажите мне, когда выйти» или «Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет» и т. д. Можно посоветовать пассажиру, у которого плачет ребенок, показать ему все, что видно в окно автобуса. Некоторое время спустя можно ввести в игру роль контролера, проверяющего, у всех ли есть билеты, и роль милиционера-регулировщика, то разрешающего, то запрещающего движение автобуса.
Дальнейшее развитие игры должно быть направлено по линии объединения ее с другими сюжетами, подключения к ним. Если дети усвоили из вашего объяснения во время экскурсии, во время беседы по картинке, что да не является самоцелью, что люди всегда едут для его-то, а не просто так, вам нетрудно будет включить тот^сюжет в другие, объединив его с другими играми етей. Так, на автобусе можно возить детей в детский ад, ездить на работу, в магазин, к доктору, в театр, домой и т. д. Это положительно скажется не только на са-
мой игре в «автобус», но и на играх, с которыми этот сюжет будет объединяться, разнообразя и обновляя их, внося в них новое содержание.