Третий год обучения

;В течение этого года для развития игровой деятель­ности детей нужно:

1) обучать игровым приемам (учить производить раз­
вернутые действия; производить несколько связанных
между собой действий, увеличивая цепочку действий;
отражать правильную последовательность действий; рас­
крывать содержание игры в действиях);

2) развивать игровые умения и навыки (учить нахо­
дить нужный для игры предмет; использовать в игре
предмет-заменитель);

3) учить отражать в игре увиденное на экскурсиях,
прогулках;

4) учить брать роль и выдерживать ее до конца игры;

5) учить подчинять свои действия взятой роли, сю­
жету;

6) учить играть вместе, подчиняясь правилам, дик­
туемым сюжетом игры;

7) учить общаться, в ходе игры с помощью речи;

8) продолжать закреплять бережное отношение детей
к игрушкам.

Методические приемы: обыгрывание новых игровых предметов; широкое использование игрушек; введение в игру предметов-заменителей (1-й этап: показ действия, выполняемого реальным предметом, а затем - - предме­том-заменителем); наблюдения детей; объяснения; по­каз; экскурсии; рассматривание картин, рисунков; просмотр диафильмов с последующим обыгрыва­нием сюжетов; изготовление игровых атрибутов и их обыгрывание; участие в игре воспитателя в качестве од­ного из действующих лиц; использование табличек со словосочетаниями; помощь в ведении диалогов; оценка игры каждого ребенка; распределение ролей между детьми.

Дети этого года обучения в ходе игр производят очень простые игровые действия.

Руководя как старыми, так и новыми играми детей, воспитатель должен учить их в ходе этих игр детально отражать окружающую жизнь. Это значит, что, изобра­жая в игре то или иное явление окружающей жизни, де­ти должны передавать его с помощью развернутых, пол-46


ных действий. Так, если ребенок хочет изобразить в сво­ей 'игре умывание, он должен открыть кран, намылить руки, положить на место мыло, смыть мыло с рук, за­крыть кран, взять полотенце, вытереться, повесить поло­тенце на место.

Умение развернуто передать в игре то или иное дейст­вие не надо смешивать с присущей глухим детям при недостаточном руководстве их играми ненужной детали­зацией, которая порой поглощает весь замысел, подме­няет собой всю игру. Такая детализация идет, как пра­вило, в ущерб содержанию игры, в то время как развер­нутое изображение действий раскрывает его. Для того чтобы дети овладели умением детально изображать в ходе игры то или иное действие, надо, организуя их наб­людение за выполнением этого действия, расчленять его, поясняя каждое из его звеньев.

Раскрывая содержание игры, дети должны уметь вос­производить несколько связанных между собой действий, так называемую цепочку действий. Так, изображая док­тора, ребенок не должен ограничиться только измерени­ем температуры. Ему следует, кроме того, дать больно­му лекарство и уложить в кровать.

Дети должны правильно передавать в игре последо­
вательность связанных между собой действий. Так,
изображая обед, нужно сначала вымыть руки, а уж по­
том садиться за стол, не забыть после еды вытереть рот
салфеткой, поблагодарить за еду и, наконец, пополос­
кать рот..

Необходимо очень внимательно следить за тем, что­бы, играя, дети не подражали отрицательным явлениям, не отражали их в игре. Нельзя допускать, чтобы дети изображали пьяных, били детей или животных и т. п. Способы воздействия на детей в случае нежелательных игр могут быть различны: от переключения на другую игру до лростого запрета включительно.

В ходе каждой игры дети обязательно должны об­щаться друг с другом. Однако, располагая значительным словарем и навыком речевого общения в быту и на заня­тиях, в ходе игры они не умеют использовать свой сло­варный запас, применять в игровой ситуации свои речевые навыки. Иногда, не зная нужного по ходу игры вы­ражения или не сумев договориться без помощи взрос­лого, дети начинают объясняться жестами. Необходимо


учить детей общаться друг с другом.во время игры. Де­ти должны знать, во что они играют или будут играть, кого они изображают в игре, называть свои действия и предметы, с которыми они оперируют. Воспитатель дол­жен учить детей задавать в ходе игры вопросы друг дру­гу и отвечать на них, объясняться друг с другом. Вклю­чаясь в игру детей, надо направлять ход их беседы, за­давать вопросы, подсказывать нужные по ходу игры вы­ражения, помогать им договариваться друг с другом о совместных действиях, об использовании в игре того или иного предмета, помогать объяснить свою мысль, довести ее до понимания других участников «гры. Так, постепенно с помощью воспитателя ребенок приобретает опыт рече­вого общения в ходе игры, все более включая в нее речь, тем -самым поднимая игру на новый уровень. Вместе г тем и сама речь, включаясь в игру детей, становится бо­лее полноценной, так как, употребляясь тогда, когда у де­тей возникает в ней потребность, необходимость, она ста­новится внутренне мотивированной. Кроме того, употреб­ляясь в новой ситуации, слова наполняются новым содержанием, уточняются.

Самое серьезное внимание должно быть обращено на взаимоотношения детей в процессе игр. Хотя играют они небольшими группами, их игра еще не является коллек­тивной. Для того чтобы игра была коллективной, необхо­димо, чтобы все ее участники делали что-то ради одной, общей цели. У детей этого года обучения еще нет общего замысла игры, и они чаще всего действуют автономно. В этой группе игры могут быть коллективными только при участии в них воспитателя, направляющего ход иг­ры и помогающего детям договориться друг с другом. Дети должны быть доброжелательны друг к другу. Вос­питателю нужно не допускать конфликтов между деть­ми, возникающих из-за того, что им трудно друг с дру­гом договориться. Вовремя приходя на помощь детям, регулируя их отношения, участвуя в их играх, воспита­тель способствует тому, чтобы дети испытывали удоволь­ствие от совместных игр и поняли их преимущества.

В своих играх на этом году обучения дети уже долж­ны отражать не только повседневные бытовые дейст­вия, но и реже наблюдаемые ими действия взрослых (например, шофера, кондуктора, продавца,.касси­ра и т. д.). 48


В процессе игры надо учить детей находить нужный для ее продолжения предмет. Не следует всегда давать детям все предметы, которые могут им в ходе этой игры понадобиться, в некоторых случаях надо назвать недо­стающий предмет и направить детей на его поиски («Шоферу нужен руль. Что можно взять? Ищите руль. Надо, чтобы был круглый»). В других случаях надо стимулировать детей к самостоятельным поискам нуж­ного для игры предмета и помочь только в том случае, если сами дети не смогут с этим справиться («Что надо, чтобы причесаться? Поищите игрушку, чтобы можно было причесаться»).

На этом году обучения надо начинать учить детей использовать в игре заменители нужных предметов, ви­деть в заменителе нужный предмет. Для этого дети дол­жны научиться, с одной стороны, отвлечься от ряда ре­альных качеств заменителя и вычленить в нем лишь те качества, которые дают основание уподоблять его заме­няемому им предмету, использовать его в качестве дру­гого, нужного предмета, а с другой стороны, домыслить, вообразить отсутствующие качества. При использовании предмета-заменителя на этом этапе обучения надо не только назвать его именем заменяемого им предмета, но и показать сначала способ действия, выполняемого настоящим предметом, а потом и способ использования предмета-заменителя. Так, предлагая ребенку брусок вместо расчески, надо подчеркнуть его сходство с расческой и назвать его расческой. Но этого мало. Для того чтобы дети увидели в бруске расческу, необходимо сначала показать им, как пользоваться ре­альным предметом, а потом показать, как можно в каче­стве расчески применять этот брусок. Если это сделано заразительно, умело и если дети действительно испыты-зают в ходе игры потребность в этом предмете, они, хо­рошо^ усваивая действия по подражанию, принимают 'и овый способ действия с предметом и начинают упот-еблять его по-новому. Разумеется, в игре можно упот­реблять заменители только тех предметов, которые хо-ошо «звестны детям. Так, скажем, нельзя называть па-эчку пипеткой, если дети не знают твердо, что такое ипетка, когда,и как она употребляется. Но вполне до­пустимо называть в игре брусок расческой и употреб­ить его в качестве расчески, действовать им в соответ-

Заказ из 49


ствии с его игровым названием, так как дети хорошо знают и то, что такое расческа, и то, когда, как и зачем она употребляется.

Обучение детей использованию в играх предметов-за­менителей очень положительно сказывается как на раз­витии воображения детей, так и на развитии их игровой деятельности.

Специальные усилия воспитателя должны быть на­правлены на то, чтобы сделать игры детей устойчивыми и длительными. Часто дети, не имея определенного за­мысла или rie умея его реализовать, развить, бросают игру, не доведя ее до конца. Если воспитатель не обра­щает на это внимания, у детей не вырабатываются стой­кие интересы, привычка доводить до конца начатое дело. Они бросают одно ради другого, с тем чтобы некоторое время спустя опять переключиться на что-то новое. По-' этому нельзя допускать, чтобы дети начинали то одну, то другую игру, не доводя ни одну из них до конца. Если _дети не знают, что делать в ходе игры, и готовы ее оста­вить, воспитатель должен включиться в игру, помочь до­вести ее до конца, отвлечь детей от нового замысла, сде­лать начатую 'игру привлекательной, внеся в нее новый предмет, подсказав новое действие, помогая развить ее сюжет. Только длительные, устойчивые игры приносят детям "пользу, способствуя формированию у них стойких интересов, оказывая положительное воспитательное воз­действие.

Дети этого года обучения, как правило, уже умеют бережно обращаться с игрушками, не бросают и не ло­мают их, а, поиграв, кладут на место. Однако нельзя ослаблять внимания к этому. Как и в предыдущие годы, воспитатель должен следить за тем, как дети пользуют­ся игрушками, убирают их после игры. Ребенок может взять любую игрушку при условии, что, играя, не будет ломать-ее, а, поиграв, положит на то место, где взял. Нужно порицать небрежное отношение к игрушкам в присутствии всех детей и хвалить за аккуратное обраще­ние, за поддержание порядка, поощрять проявленное детьми желание убрать в игровом уголке,.помогать им в этом. Каждый раз после окончания игры, когда воспи­татель дает оценку поведению детей, он должен учесть при этом и то, как дети обращались с игрушками, как убрали за собой: «Витя и Нина играли хорошо, дружно. 50


Они ходили в магазин, катались на пароходе. Хорошо брали игрушки. Молодцы. Сережа играл плохо. Он бро­сил куклу (машину), кукла (машина) сломалась, надо аккуратно брать игрушку» и т. д. Если воспитатель си­стематически дает оценку игры детей, учитывая при этом и их обращение с игрушками, это имеет большое воспитательное значение, положительно сказываясь на выработке у детей как бережного отношения к предме­там, так и трудолюбия.

Переходим к описанию некоторых игр, которым мож­но научить детей на этом году обучения.

Игра в «магазин»

К этой игре дети в известной мере подготовлены ди­дактической игрой «Мама купила». Но при этом они за­частую ие знают, ни что такое магазин, ни что значит купить, и выполняют игровые действия хотя и правиль­но, но формально. Разумеется, каждый ребенок неодно­кратно бывал в магазине, куда его брал кто-нибудь из родителей во время пребывания ребенка дома. Однако ребенку не объясняют все то, что он видит, из-за затруд­ненного речевого общения и из-за того, что родители не умеют этого правильно сделать. Так или иначе, но ребе­нок глобально, не расчленение воспринимает всю ситуа­цию, в которой очень многое остается ему неясным.

Для подготовки к игре в «магазин» могут быть ис­пользованы разные доводы. Так, можно воспользоваться приближением праздника, дня рождения кого-нибудь из детей, наконец, просто необходимостью что-либо купить. В любом из этих случаев дети должны понять, что поход в магазин вызван необходимостью сделать какую-ни­будь покупку. Надо сказать детям: «Сегодня у Пети праздник — день рождения. Петя стал большим, ему пять лет. Мы пойдем в магазин и купим Пете подарок» или «Скоро елка. Надо сделать флажки и украсить ком­нату. У нас нет бумаги. Мы пойдем в магазин, купим разноцветной бумаги и сделаем из нее флажки. Потом украсим комнату флажками, будет красиво».

Отправляясь на экскурсию, воспитатель еще раз го­
ворит детям, куда и зачем они идут («Мы идем в мага-
ин купить Пете подарок» или «У нас нет бумаги. Мы
идем в магазин купить бумагу»). После этого на вопрос
4' 51


воспитателя о том, куда они идут, дети должны ответить, что.идут в магазин. Перед тем как войти в магазин, нужно сказать детям, что в этом доме магазин, и уже после этого ввести их в помещение магазина. Внутри на­до показать детям прилавки, полки, товары, объяснить все, что они видят, и сказать, что все это вместе и есть магазин. Очень хорошо, если объяснение построено так, что вызывает вопросы у детей. Необходимо обеспечить активное внимание и восприятие детьми всего того, что они наблюдают и что им объясняют. Особенно следует подчеркнуть смысл деятельности продавцов и кассира, их взаимосвязь в процессе этой деятельности.

Затем надо купить то, за чем дети пришли в магазин. Лучше всего, чтобы это сделали сами дети. Так, одному | ребенку надо поручить узнать у продавца, есть ли нуж­ный товар и, если есть, сколько он стоит, другому — i уплатить в кассу, третьему — получить у продавца покуп­ку. В этом случае дети вступают в общение со взрослы-, ми в процессе выполнения ими трудовой деятельности и • фактически участвуют в ней как покупатели. Такое уча-: стие в деятельности взрослых помогает детям уяснить ее смысл, цели, способы ее выполнения.

После экскурсии надо дать детям.почувствовать и пережить ее результаты. Например, если была куплена бумага для флажков, нужно сделать флажки и украсить : ими комнату и т. д. Теперь, когда дети практически по­знакомились с процессом покупки, сами осуществили ее и реализовали ее результаты (сделали подарок или изго- ' товили что-нибудь из своей покупки), надо закрепить с ними в беседе по картине все то, что они узнали во вре- j мя экскурсии. Показывая детям картину, можно ставить им не только такие вопросы, как: «Что делает мальчик?» или «Что делает продавец?», но и такие, как: «Что делал мальчик раньше?» (платил деньги в кассу, взял чек, от­дал чек продавцу, если на картине изображено, как мальчик получает покупку) и т. д. Отвечая на такие вопросы, дети уже могут использовать не только то, что непосредственно воспринимают, рассматривая рисунок, но и то, что знают из своего личного опыта, приобретен­ного во время экскурсии.

Для того чтобы дети поняли, что слово «магазин» от­носится не только к кондитерскому или канцелярскому магазину, т. е. не только к тому магазину, в котором они


были, а словом «купить» обозначают не только покупку конфет или бумаги, необходимо повести детей еще в не­сколько магазинов, с тем чтобы подвести их к правиль­ным обобщениям, на основе которых у них сформиру­ются соответствующие понятия. Так, можно повести де­тей в булочную, бакалейный магазин, овощной, книж­ный, магазин игрушек и т. д. Конечно, не обязательно вести детей во все эти магазины. Перечисляя их, мы име­ли в виду лишь то, что детей надо познакомить с не­сколькими магазинами, не ограничиваясь одним. Надо выбрать магазины, близко расположенные к детскому саду. Очень хорошо, если.в каждом магазине дети будут что-нибудь покупать. Каждый из детей группы должен принять участие хотя бы в одной покупке. В магазинах дети могут купить, например, значки, флажки, альбом для раскрашивания, карандаши, конфеты, сушки.

После нескольких таких экскурсий надо предложить детям нарисовать, что они видели в магазине. Дети могут нарисовать фрукты, овощи, игрушки, конфеты и т. д. Нужно, чтобы на занятии по лепке дети вылепили пред­меты, которые они потом будут использовать во время игры: конфеты, печенье, хлеб, булки, плюшки, баранки, овощи, фрукты.

После этого надо опять рассмотреть с детьми ряд ри­сунков, изображающих магазин, людей, делающих по­купки. Эта беседа по картинкам как бы подытожит все то, что дети уже знают о магазине.

Для игры должны быть приготовлены вывеска со словом «магазин», деньги, чеки, табличка со словом ккасса», кошельки для покупателей. Сдвинутые столики образуют собой прилавок, на котором должны быть кра­сиво разложены всевозможные игрушки.

Раздав детям кошельки с деньгами, воспитатель со-бщает, что открылся новый магазин, где продаются иг­рушки, и предлагает им пойти туда. В магазине покупа­телей встречает очень вежливый и предупредительный продавец (воспитатель), в кассе -- опытный кассир (один из детей, которому разъяснены его обязанности). Продавец вежливо здоровается с покупателем, предлага­ет ему товар, дает его посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько он стоит. Заплатив в кассу званную продавцом сумму и взяв чек, покупатель от­дает его продавцу и получает у него свою покупку.


На следующий день в магазине надо продавать что-нибудь из того ассортимента, который дети изготовили на занятиях. Продавцом уже может быть назначен кто-нибудь из детей, а воспитатель должен взять на себя роль одного из покупателей, но и в новой роли он на­правляет ход игры.

Дальнейшее развитие игры может идти по линии из­менения профиля магазина (то продуктовый, то книж­ный, то кондитерский и т. д.) или по линии включения этой темы в другие игровые темы. Познакомив детей с мебельным магазином, можно на занятиях конструиро­ванием изготовить с ними несложную мебель, а. потом продавать ее в магазине. Сделав по числу детей картон­ные фигурки кукол и заготовив им большое количество одежды из бумаги (по принципу игры «Одень куклу» или «Наша кукла»), можно эту одежду тоже продавать в магазине (если дети видели магазин готовой одежды).

Для развития сюжета игру в «магазин» можно объ­единять с другими игровыми темами, которые уже освое­ны детьми, обновляя таким образом старые игры детей. Так, чтобы покупка в магазине перестала быть само­целью, а выполнялась бы ради чего-то, можно посовето­вать купить подарок дочке к празднику или угощение для детей и гостей, купить продукты и приготовить из них обед, купить мебель и перевести ее на грузовых ав­томобилях в новый дом и т. д. Это поможет изменить игру детей, обогатит ее замысел, разовьет сюжет.

Игра в «автобус» («троллейбус»)

Каждый ребенок, живущий в большом городе, не раз ездил в автобусе, так что он располагает известной сте­пенью готовности к восприятию этой темы. Тем не менее подготовку к игре необходимо начать с наблюдения за автобусами на улице. Хорошо это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из него пассажиры, а в окна авто­буса увидеть водителя и кондуктора.

После первого наблюдения, которым руководит вос­питатель, привлекая и направляя внимание детей, объ­ясняя им все, что они видят, можно предложить детям на занятии нарисовать автобус.


Если в группе есть игрушечный автобус, надо орга­низовать с ним игру, в которой дети смогли бы отразить свои впечатления. Так, надо сделать автобусную оста­новку, где автобус будет замедлять ход и останавливать­ся, после чего снова отправляться в путь. Если в группе есть маленькие куколки, можно сажать их на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом кон­це комнаты.

Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на настоящем автобусе, во время ко­торой воспитатель многое показывает и объясняет им. Нужно, чтобы дети поняли, как сложна работа водите­ля, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и посмотрели, как он работает, как он вежли­во ведет себя с пассажирами. В простой и доступной форме детям надо объяснить правила поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или боль­ному человеку, которому трудно стоять; не забудь по­благодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; са­дись без капризов на свободное место, а не требуй обя­зательно места у окна и т. д.). Все это надо рассказы­вать не сухо и дидактично, а в живой форме, убедитель­но аргументируя, с практическими выводами и иллюст­рациями по ходу объяснения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, поче­му нельзя требовать для себя лучшего места у окна и т. д. Такое хорошо построенное, живое объяснение по­может детям практически овладеть правилами поведе­ния в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закрепля­ясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.

Во время путешествия с детьми в автобусе надо объ-

'снить им, что поездки не самоцель, что люди ооверша-

с не ради удовольствия, получаемого от самой езды:

ни едут на работу, другие — в магазин, третьи — в те-

ф, четвертые — к доктору и т. д. Водитель и кондуктор

трудом помогают людям быстро доехать туда, ку-

им нужно, поэтому их труд почетен и все им благо-

)ны. После такой поездки надо провести с детьми бе-

э картине соответствующего содержания, предва-

льно внимательно рассмотрев ее с ними. Разбирая с

1 содержание картины, нужно рассказать, кто из



изображенных на ней пассажиров куда едет (бабушка с большой сумкой -- в магазин, мама везет дочку в дет­ский сад, дядя с портфелем --на работу и т. д.). Надо изготовить с детьми атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме то­го, делает сумку для кондуктора и руль для водителя. Последний этап в подготовке к игре — просмотр диа­фильма, в котором показана поездка в автобусе, дея­тельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они видят, и непремен­но задавать им вопросы.

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичика­ми из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса -- место кондуктора, в перед­нем -- место водителя. Перед водителем -- руль, кото­рый прикрепляют либо к большому деревянному ци­линдру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздают кошельки, деньги, сумки, кук­лы. Попросив водителя занять его место, кондуктор (вос­питатель) вежливо предлагает пассажирам войти в ав­тобус и помогает им разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, ко­му не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д. Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия («У вас на руках дочка. Держать дочку тяжело. Надо сесть. Уступите, пожалуйста, место, а то девочку держать тяже­ло. Бабушке тоже надо уступить место. Она старая, ей трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место бабуш­ке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда ав­тобус быстро едет» и т. д.). Раздав пассажирам билеты и попутно выяснив, кто из них куда едет, кондуктор дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Магазин», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него старикам, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в ав­тобусе.

В следующий раз роль кондуктора надо поручить уже кому-нибудь из детей. Воспитатель направляет иг­ру, став теперь одним из пассажиров. Если кондуктор 56


Игра в «автобус».

забывает объявлять остановки или вовремя отправлять автобус, воспитатель напоминает об этом, не нарушая хода игры: «Какая остановка? Мне надо в магазин. По­жалуйста, скажите мне, когда выйти» или «Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет» и т. д. Мож­но посоветовать пассажиру, у которого плачет ребенок, показать ему все, что видно в окно автобуса. Некоторое время спустя можно ввести в игру роль контролера, про­веряющего, у всех ли есть билеты, и роль милиционера-регулировщика, то разрешающего, то запрещающего движение автобуса.

Дальнейшее развитие игры должно быть направлено по линии объединения ее с другими сюжетами, подклю­чения к ним. Если дети усвоили из вашего объяснения во время экскурсии, во время беседы по картинке, что да не является самоцелью, что люди всегда едут для его-то, а не просто так, вам нетрудно будет включить тот^сюжет в другие, объединив его с другими играми етей. Так, на автобусе можно возить детей в детский ад, ездить на работу, в магазин, к доктору, в театр, до­мой и т. д. Это положительно скажется не только на са-


мой игре в «автобус», но и на играх, с которыми этот сюжет будет объединяться, разнообразя и обновляя их, внося в них новое содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: