Игра в «пароход»

Подготовка к игре начинается весной. Прежде чем вести детей к реке, надо показать им картинку с изобра­жением парохода и объяснить, что сейчас они пойдут к реке смотреть пароход. Это поможет детям сосредото­чить внимание, направит их интерес в нужную сторону. На реке надо показать плывущие пароходы, рассказать о том, что везут на пароходах, куда они плывут и т. Д. Надо сказать детям, что скоро они тоже поедут кататься на пароходе. Закрепив полученные детьми знания в бе­седе по картине, надо на занятии предложить им нари­совать то, что они видели на реке.

Прогулку на пароходе нужно организовать так, что­бы она доставила детям максимум впечатлений и удо­вольствия. Надо показать им, как покупают билеты, по­казать пристань и сам пароход снаружи и внутри, капи­тана, рулевого и матросов. Во время поездки нужно об­ращать внимание детей на окружающее, живо и доступ­но объяснять им все, что они увидят.

После прогулки (конечно, не в тот же день) очень

полезно провести с детьми беседу по картине. При этом

адо ставить вопросы так, чтобы дети, отвечая на них,

могли использовать и свой личный опыт, и те знания, ко-


торые они получили благодаря прогулке. Если в группе есть игрушечный пароход, надо обыграть его с детьми: построить пристань, катать на пароходе кукол и т. д.

Для подготовки к сюжетно-ролевой игре следует из­готовить совместно с детьми игровые атрибуты. Кое-что дети могут сделать самостоятельно, надо им лишь под. сказать, что это может понадобиться для игры. Так, би­леты, деньги, продукты для завтрака во время поездки дети уже могут сделать сами. Другие атрибуты, напри­мер трубу для парохода, подзорную трубу для капитана, бескозырки для матросов (картонные обручи), делает воспитатель^совместно с детьми. При изготовлении раз­ных поделок степень участия детей должна быть различ­ной в зависимости от их навыков. В одних случаях вос­питатель помогает детям больше, в других — меньше.

Последний этап в подготовке к игре — просмотр диа-1 фильма, в котором показана поездка на пароходе, и жи-1 вая беседа по его содержанию, которая усиливает и под-! держивает интерес детей к теме.

Для игры воспитатель из детских стульчиков делает! большой пароход, на борт которого прикрепляет спаса-! тельный круг. В центре устанавливают большую трубу,! кладут доску — трап; на пристани устраивают (билетную! кассу. Воспитатель говорит детям: «Сегодня хорошая! погода, тепло, греет солнышко, можно поехать кататься! на пароходе». Пассажирам с детьми он предлагает взять! с собой еду, чтобы кормить детей, когда они проголода-1 ются, захватить деньги на билет. Дети прибывают на! пристань (по усмотрению воспитателя на пристань мож- ' но ехать на автобусе или машине, идти пешком), там приобретают билеты и садятся на пароход. Дежурный матрос стоит у трапа, проверяет билеты и помогает са­диться пассажирам. По палубе ходит капитан с подзор­ной трубой, рулевой ждет его команды. Когда все путе-1 шественники размещаются, пароход отплывает. Воспита-; тель, участвуя в игре в качестве одного из пассажиров/ показывает всем реку, берега. По просьбе воспитателя пароход делает остановку, пассажиры опускаются по rpaj пу и идут гулять в лес, после чего едут домой.

В дальнейшем игра должна видоизменяться, обнов­ляться. Так, например, во время остановки пассажиры; могут собирать грибы и ягоды или купаться, плавать, за-j горать и т. д.


Важно одно: дав детям основу игры, надо руководить ею так, чтобы этот остов оброс содержанием, в котором проявилось бы творчество детей, их инициатива.

, питатеь педаго объясняли детям все что они ™1 Время переезда е> ВШОВет их

Перечисленными играми не исчерпывается игровой репертуар детей этого года обучения, так как опреде­ленный игровой багаж у них имеется с прошлого го­да. И задача воспитателя заключается, в частности, в том, чтобы этот багаж не лежал мертвым грузом, а играл существенную роль в жизни детей и на этом году обуче­ния. Но для того чтобы дети не утратили интереса к ста­рым играм, надо помочь им видоизменить их, обогатить их содержание, развить сюжет, внести в их ход что-то но­вое. С этой целью должен быть использован личный опыт детей, те впечатления и знания, которые у них накопи­лись за год. Так, например, в игре с игрушками, изобра­жающими домашних животных, должны реализоваться те знания и впечатления, которые дети получили в ре­зультате систематических наблюдений за домашними жи­вотными летом. То же самое можно сказать и об играх в «семью» и в «детский сад». Участие детей в разных видах дежурств, привлечение их к несложному бытовому труду дома и в детском саду должно найти отражение в этих играх, заметно обогатив их. Для развития игры в «поезд» есть несколько путей. С одной стороны, игру можно об­новлять, привнося в нее личный опыт самих детей. Они могут изобразить в этой игре все то, что сами видели и пережили при переезде на дачу и с дачи в город. Нужно только, чтобы воспитатель, прпягл.п ™~ —

(Ууьалттгтт... _-

направляли

Н°ВЫе

™pS~TSl»,HMpMeP;^

«5 i~- жмйж ^г~:~-ткжад

-.....„л.лиоыми играми, как «театр» (родители идут с детьми в театр или дети с воспитательницей идут в театр), «магазин» (родители покупают продукты д,-~ хозяйства, подарки, игрушки детям), «автобус». (де 5 Заказ 143
ТИ

сад» легко объ


едут из детского сада или оолите т

газин, театр) и т. д и с детьми

Объединение хорошо знакомой
осваиваемой очень полезно ка™ ДеИГРЫ с ВНовь
при этом обновляется, та,к и дш щ СТ-ар°И ИГрЫ' котоРая
чаясь к старой, 'быстрее '8™' 'К°Т°1раЯ' ПОДКЛЮ-

мается ими не в мерной,

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОДОБУЧЕНИЯ

ИГа°*

В течение этого года обучения деятельности детей воспитатель ды^е

жцфеии ™ «зяа-

1) помогать детям развивать за,^ысел ишы.

комлвшю с окружающий-

"ОЩЬЮ

4) добиваться, чтобы овладевали нормами

роли

игре

8) учить детей действовать с вс^л~. й
тами;
^эображаемьши объек-

9) развивать в процессе иго и с

тей; продолжать учить детей речеЬИХ памощью Речь Де"
игр (учить использовать в ипРеРсло^МУ °бЩе1НИЮ? X°f
щении и на занятиях; учить шецифВЗрЬ' УавОенныи в об"
ражениям, требуе1мым ходом т<&сшм Сл01вам и вы

-замени- ВЬт1°Л'НеНИЮ обучение много-

предметов-заменителей (2-й стаця реальным предметом; теля именем реального предмета

действий с воображаемыми 66


образному использованию предмета; иопюль0,3ова1ние спе­циальных поделок и продуктов изобразителыщой деятель­ности детей; распределение ролей между дет-ьми; исполь­зование текстов в помощь речевому общению! детей; оцен­ка игры каждого ребенка с учетом выполнения им' роли, отношения к товарищам по игре, к игрушкам.-.

Игры детей, как освоенные ими в прадшес-твующие го­ды, так и те, которыми они овладевают на протяжении этого года обучения, должны протекать под наблюдени­ем воспитателя, с его помощью и участием.

Старые игры детей необходимо видоизменять, разви­вать, внося в них новое содержание. Нужно учить детей объединять разные, хорошо знакомые или простые сюже­ты в более сложные.

Для обогащения игр, их преобразования надо сове­
том, предложением помочь детям развить за мысел игры
и развернуть в соответствии с ним сюжет. У детей этого
года обучения замысел игры, хотя и появляется часто
бывает случайным, возникающим уже' в ходе (самой игры,
а потому не определяет собой ее хода с самцого начала
(так, дети не потому идут за продуктами, что(5ы потом из
них варить обед и кормить детей, а наоборот,, купив что-
то, вдруг решают варить обед или, одев куклу^ спохваты­
ваются, что можно с ней гулять, ехать в гост-и или идти
в магазин). Для того чтобы замысел игры определял со­
бой ее ход, чтобы она строилась в соответствии с замыс­
лом, надо, чтобы он предшествовал началу игры, т. е.
чтобы, приступая к игре, дети уже знали, что» и как они
будут изображать и что для этого они должины по ходу
игры делать. Выяснив у детей, во что они хо'тят играть,
следует помочь им.конкретизировать их заодЫ!С!ел_ ja!K'
например, если дети хотят играть в «детский сад», можно
оказать им, что скоро лето и пора перевозить детей на
дачу, напомнить, что перед переездом всех „детей надо
постричь в парикмахерской, взвесить у врача и сделать
им прививки. Такой план, предложенный воспитателем,
поможет детям строить игру. Иногда бывает Необходимо
помочь им наметить последовательность игровых дейст­
вий. Конечно, не следует все придумывать за детей
поедлагать им готовый вариант игры. Нужно активизи­
ровать воображение детей, направлять их мытщление на
самостоятельные поиски решения. Оказываемая помощь
5* 67


должна быть такой, чтобы дети благодаря ей могли че­му-то научиться, что пригодится им и для развития дру. гих игр.

Чтобы помочь детям в реализации замысла игры, раз­витии ее содержания, перед началом игры, когда опре­делена уже ее тема, надо задать детям ряд относящихся к ней вопросов, отвечая на которые о«и должны активно мыслить, сопоставлять, припоминать, мысленно представ­лять себе то одно, то другое. Вопросы должны быть так согласованы и направлены, чтобы подвести детей к пра­вильному решению и помочь им самим наметить последо­вательность игровых действий.

Для обновления старых игр,и видоизменения новых, для развития 'Содержания игр и придания им новой фор­мы нужно организовать с детьми рассматривание картин и рисунков с одновременной беседой по их содержанию, просмотр диафильмов. Необходимо проводить интерес­ные экскурсии, вносить в игру набор новых предметов. Это помогает детям ввести в игру новые подробности, | действия, эпизоды, обновляет, преобразует и видоизменя­ет игры детей. Такая систематическая работа воспитате­ля очень положительно сказывается на развитии содер­жания игр, делая их творческими, полностью изживая свойственное детям механическое воспроизведение одной и той же игры в неизменном виде, с одними и теми же действиями и словесным содержанием.

Дети этого года обучения в своих играх должны отра­жать уже не только то, в чем они сами непосредственно участвовали, что сами пережили, но и то, что выходит за рамки их жизни в семье в детском саду, то, о чем они узнали, что увидели во время экскурсий, на занятиях, из сопровождающих их наблюдения объяснения взрос­лых. Так, дети изображают врача, медицинскую сестру, рабочих, парикмахера и т. д. Игра детей уже построена на изображении деятельности взрослых людей. Дети стригут, бреют, лечат, строят. Необходимо следить, чтобы они адекватно передавали эти действия. Для этого надо сделать понятным ребенку не только то, как каждое из этих действий выполняется, но и то, зачем его выполня­ют, чего с его помощью достигают. Только уяснив цель каждого трудового действия, ребенок по подражанию сможет овладеть способом его выполнения в игровых ус­ловиях, научиться детально изображать его в своей игре. 68


При этом следует помнить о присущей игре глухих детей тенденции к излишней детализации отдельных дей­ствий и не допускать, чтобы она заслоняла собой сюжет игры, поглощала ее.

На этом году обучения дети в своих играх уже не должны ограничиваться изображением только предмет­ных действий. В несложной форме они должны переда­вать и характерные для той или иной деятельности взаи­моотношения взрослых людей. Так, например, изображая врача, ребенок должен не только воспроизвести все дей­ствия, совершаемые врачом, но и передать его отношение к больному, его заботу о нем.

Для того чтобы в игре отражались человеческие взаи­моотношения, необходимо, знакомя детей с различными видами деятельности взрослых, привлекать их внимание и к отношениям людей, которые в процессе.этой деятель­ности складываются и которые ее характеризуют.

Нельзя отражать человеческие отношения, не отра­жая человеческих чувств. Игра не может адекватно изо­бражать действительность, если, например, мать не про­являет радости по поводу выздоровления ребенка, люб­ви и нежности к нему, не выражает глубокой благодар­ности к вылечившему ребенка врачу; если-рабочие на стройке не испытывают радости, помогая друг другу, ес­ли не волнуются друг за друга и т. д. Пользуясь каждым случаем для показа детям проявления положительных чувств и поощряя их изображение в ходе игры, воспита­тель должен пресекать всякое проявление детьми в игре или изображение по ходу игры отрицательных чувств и качеств - - эгоизма, жадности, грубости, неблагодарно­сти, лживости, лени, неряшливости и т. д. На прогулке, в игре, во время экскурсии — везде воспитатель должен при каждом удобном случае обращать внимание детей на положительные качества людей. Дети, подражая взрослым во время игр, будут стараться подражать и проявлениям их положительных чувств. А так как „от «уп­ражнения», «тренировки» чувств происходит их закреп­ление, то благодаря игре они могут стать качеством лич­ности ребенка. Увидев, что во время игры в «парикма­херскую» клиент молча, как должное, принимает обслу­живание, уместно напомнить детям, что, когда они были в парикмахерской, дядя, которого стригли или брили, был очень хороший, вежливый — он поздоровался с па-


рикмахером, не забыл поблагодарить его. И,и увидев что доктор грубР обращается с пациентом во 1ремя и ' в «доктора», нужно сказать детям, что докт< добрый что он любит детей и хочет всех вылечить, *тбы Дет1| могли гулять, ^грать; доктор осторожно бщтует (или смазывает) и т. Д-

Дети должна подчиняться правилам игры,соблюдать] ее внутреннюю логику (так, например, болы.ьй обязад выполнять рекомендации врача, а не ооветова^ ему> как

его лечить).

Участвуя в иг?6 и беря на себя ту или ину1, роль ре. бенок должен производить игровые действия, опецифич. ные для данной роли, и устанавливать отношения,с дру. гими участниками игры, определяемые взя]|ОЙ ролью Так, продавец гюказывает покупателю товар: на3ывает его цену, получи3 чек> отпускает товар покупагелю; кас. сир получает деньги за товар и дает покупателю чек и т. д. Роли прс'Давча,.. кассира, покупателя Диктуют не только игровые действия детей, но и их отношения,в про. цессе игры, котоФые являются отражением действитель­ных отношений, существующих между людьм^ деятель­ность которых-изображается в данной игре.

Дети этого гоДа обучения еще не умеют-самостоятель. но распределять роли. Воспитатель должен псмогать им в этом. Это необходимо делать по трем прш[Инам: во. первых, потому что детям еще трудно договор|1ТЬСЯ друг -с другом, они не всегда могут довести свою мысль до та. кой степени ясно0™, чтобы, она была понята 0!,тальньши участниками игры, не могут еще довести до)Ю1НИМания других свою аргументацию.

Во-вторых, пс>томУ> что иначе самые привлекательные для детей роли $удут всегда исполнять одни и те же 00. лее активные wf и, которые, подавляя других детей каж. дый раз будут главенствовать в игре, между т(>м как бо. лее застенчивые, медлительные, замкнутые дети будут постоянно довольствоваться второстепенным^ рШ1ЯМИ Между тем именно этим застенчивым, малоакти,вньш де. тям и надо почаще поручать первые, главные роли в иг. ре, чтобы таким образом, через игру помочь Р1гбенку из­менить занимаемое им в группе положение, д; ему по. чувствовать уверенность в своих силах. Поручи.в такому ребенку ведущую роль, надо в течение всей ш,ры всяче. ски помогать ем/ справиться с ней, подбодря^ его> по.


ошрять, а в конце игры обязательно похвалить, обратив внимание всех детей на то, как хорошо он справился с этой ролью. Надо сказать детям: «Сережа -- добрый доктор, он хорошо всех лечил. Коле он лечил ногу, Вере сделал прививку. Катю выслушал и дал ей капли. Очень хорошо лечил Сережа, он хороший доктор». Исполнение ребенком в игре ведущей роли очень положительно ска­зывается на отношении к нему детей и может коренным образом изменить его положение в коллективе. Справив­шись при помощи воспитателя с ведущей ролью, ребенок приобретает веру в себя, перестает дичиться, начинает активнее участвовать в играх, получая от них удовольст­вие и приобретая благодаря всему этому новые качества личности.

И наконец, в-третьих, воспитатель должен помогать детям распределять роли потому, что склонные к меха­ническому воспроизведению уже освоенных игр в неиз­менном виде, они стремятся при этом повторять и имев­шееся в прошлых играх распределение ролей, фиксируя определенные роли за определенными детьми. Каждый ребенок в группе должен уметь исполнять любую роль в освоенной игре.

Часто дети не знают, как развить взятую на себя роль, не до конца понимают те возможности, которые она перед ними открывает, не представляют себе, к чему она их обязывает и что позволяет. В этих случаях роль, ис­полняемая другим ребенком, начинает казаться более привлекательной, и дети в ходе игры начинают меняться ролями или начинают действовать параллельно, нарушая этим ход игры. Так, вдруг пациент превращается в док­тора или ребенок вдруг становится взрослым. Воспита­тель должен следить, чтобы.дети в ходе игры не меняли свои роли, чтобы выдерживали их до конца. С этой це­лью он должен помочь ребенку увидеть значимость его роли, то положительное, что в ней заключено, открыть. ему ее игровые возможности, объяснить его отношение к Другим участникам игры, подсказать диктуемые ролью действия. В результате роль вновь становится для ребен­ка привлекательной и он опять с удовольствием включа­ется в игру.

Необходимо следить за тем, чтобы игры детей носили коллективный характер, чтобы они играли не просто ря­дом, а сообща, согласованно, чтобы действия всех участ-


ников игры подчинялась общей цели. В ходе игр у детей должны устанавлив^ться дружеские отношения, они должны доброжелательно относиться друг к другу. Нуж­но показать детям, да1ть им почувствовать все преимуще-ства совместной, колл;ективной игры.

Особое внимание надо уделить подбору и использо­ванию игровых предке™- На этом году обучения необ­ходимо учить детей #иироко использовать в_играх одни игровые предметы в качестве других, в условной роли (например, прыгалку - - В качестве шланга для поливки территории зоопарка и т- п-) • Умение увидеть в условном предмете что-то обще:6 тем предметом, в качестве кото­рого он используется, предполагает необходимость: 1) от­влечься, абстрагировгать'ся от ряда реальных качеств это­го предмета; 2) домь^лить, вообразить отсутствующие качества; 3) вычлени™ что-то общее у заменяемого пред­мета и предмета-заменителя, что и дает основание ис­пользовать этот послеДний в качестве первого. Вое это, тренируя и развивая такие важнейшие познавательные процессы, как мышление и воображение ребенка, содей­ствует обогащению е;го игровой деятельности. На этом этапе обучения уже не нужно показывать детям способ выполнения действия предметом-заменителем. Достатс«-но назвать этот предмет~заменитель именем заменяемого им реального предмета и показать, как выполняется дей­ствие реальным предметом-

Для того чтобы дети не закрепляли за предметом лишь один фиксйровгшныи способ его употребления в иг­рах, надо учить их многообРазномУ использованию пред­метов, учить придавать одному и тому же предмету раз­ные значения в зависимости от игровой ситуации. Так, брусок из*строителы1ого набора в зависимости от спосо­ба действия им приобретает значение то расчески, то тер­мометра, уподобляясь каждый раз тому предмету, в ка­честве которого он употребляется в результате действий, производимых с ним- Такое воображаемое уподобление одного предмета нескольким разным предметам разви­вает воображение детей, выводит их за рамки узкого круга используемых в игре предметов и открывает без­граничные возможности изображения в игре всего много­образного окружений-

Очень обогащает игру детей умение выполнять раз­личные игровые дей^твия с воображаемыми объектами.


разумеется, ребенка.можно обучать только таким дейст­виям с воображаемыми объектами, которые он либо вы­полнял с реальными объектами сам, либо многократно наблюдал, как их выполняют с реальными предметами другие. Так, ребенка можно учить зажигать и гасить свет, действуя воображаемым выключателем, лишь в том слу­чае, если вы уверены, что ребенок многократно наблю­дал, как вы выполняете это действие с настоящим вы­ключателем, а может быть, и сам его выполнял. Другими словами, воображаемым объектом может быть только объект, обозначающийся словом, за которым у ребенка лежат реальное представление и четкое понятие. Так, только в том случае, если у детей за словами «вода» и «ведро» лежат реальные представления, если дети в лю­бой ситуации (и в ипре, и в быту, и на занятиях) адек-. ватно называют воду и ведро вне зависимости от того, пустое оно или полное, только в этом случае можно во время игры, указывая на пустое ведро, сказать детям, что там вода, и учить их выполнять с этой водой игровые действия: набирать ее под краном, поливать ею расте­ния, стирать, умываться, пить, купать и т. д.

Введение в игру действия с воображаемым объектом, обозначающимся словом, за которым у детей нет доста­точно четких и ярких реальных представлений, может привести к подмене конкретных представлений вообра­жаемыми. В результате этого слово обрастает неполно­ценным, неточным значением, что ведет к неправомерно­му его употреблению и смешению слов. Детям этого го­да обучения вполне доступны и посильны такие действия с воображаемыми объектами, к*ак мытье рук под вообра­жаемым краном, вытирание их воображаемым полотен­цем, включение и выключение света, открывание и за­крывание двери, смазывание кирпичей воображаемым раствором и т. д. Для освоения детьми этих действий не­обходимо им показывать, как они выполняются. Делать это надо очень живо и так правдоподобно, чтобы у детей возникло желание повторять эти действия за взрослым. Умея их производить, дети уже не бывают связаны в своих игровых действиях только кругом наличных пред­метов, а, отталкиваясь от необходимости совершить нуж­ное для развития сюжета то или иное действие, осуществ­ляют его с имеющимся или в случае его отсутствия во­ображаемым предметом.


Надо по-прежнему, как и в предыдущие годы, учить детей использовать в качестве игровых предметов то, что они изготовляют во время занятий изобразительной дея­тельностью. Так,.скажем, дети могут вылепить некоторых зверей для игры в «зоопарк», пищу для зверей, овощи и фрукты, хлеб и другие хлебные и кондитерские изделия для игры в «магазин». На занятиях конструированием можно изготовить мебель для продажи или для нового дома, на занятиях рисованием и аппликацией — коврики для продажи в магазине или для украшения новых квар­тир, для кукольного уголка. Такое использование в игре собственных изделий очень повышает интерес детей к за­нятиям изобразительной деятельностью. Надо помочь де­тям, подсказать им, как использовать сделанное ими на занятии, обыграть с ними их изделия.

Следует учить детей восполнять количество игровых предметов за счет поделок, специально изготовленных для игры. Некоторые из них дети могут делать самостоя­тельно, без помощи воспитателя (например, деньги,.че­ки, билеты, рецепты, талоны и т. д.), воспитатель должен лишь подсказать, напомнить детям о том, что эти пред­меты им понадобятся в игре. Другие же предметы (та­кие, например, как бинокль, руль, ножницы, машинку для стрижки и т. д.), которые дети не сумеют изготовить сами, они могут сделать под руководством или при уча­стии взрослого. Кроме того, воспитатель должен помочь детям ввести предмет в игру, научить.пользоваться им, показать его игровые возможности, чтобы дети могли уяснить, что и как с помощью этого предмета можно изобразить.

На этом году обучения в играх обычно участвует од­новременно несколько детей. Коллективная игра не мо­жет протекать без общения. Воспитатель всеми силами должен добиваться, чтобы это общение осуществлялось в словесной форме, на базе языка слов. Само собой ра­зумеется, обучение детей речевому общению в процессе игр не должно подчинять себе все стороны игры, не дол­жно убивать ее замысла, превращаться в простые рече­вые занятия.

В тех случаях, когда дети, забыв нужное слово, начи­нают прибегать к помощи жестов, воспитатель тотчас же должен подменить их нужным по ходу игры словом, вы­ражением. Надо либо напомнить детям забытое слово, 74


выражение, либо познакомить их с новым, которое по­том,.употребляясь в других ситуациях (в быту, на заня­тиях), обрастает полноценным содержанием.

На этом году обучения, играя, дети уже должны на­зывать не только игровые предметы и производимые по ходу ипры действия. Они должны уметь назвать игру, в которую играют, ответить на вопрос о том, что каждый из них в ходе игры будет делать, знать роли -- свою и товарищей по игре. Так, ребенок уже не только знает, что он продавец, но должен знать еще, что Толя — кас­сир, а Зина — покупатель.

Для развития игровой деятельности детей на этом го­ду обучения следует проводить драматизацию хорошо знакомых им сказок. Это помогает детям их усваивать и вместе с тем, становясь основой игр, способствует их раз­витию. Не касаясь здесь вопроса о влиянии драматиза­ции на усвоение детьми содержания сказок, мы остано­вимся лишь на том, как драматизация может изменить и обогатить творческие игры детей.

К драматизации каждой сказки детей надо подводить постепенно. Сначала педагог знакомит их с новой сказ­кой, рассказывает ее, иллюстрируя все происходящие в сказке события с помощью плоских фанерных фигурок. Разумеется, и рассказ, и сопровождающие его игровые действия должны быть абсолютно понятны детям и очень эмоциональны, так как иначе не вызовут к себе интереса, без которого дети не могут овладеть содержанием сказ­ки. После рассказа, сопровождаемого иллюстративным пояснением, дети должны не только понять содержание сказки, но и уяснить ее основную, центральную мысль, которая иногда и не высказана прямо, а дана в скрытой форме. Так, знакомя детей со сказкой «Репка» надо, что­бы они поняли, что помощь и совсем маленькой мышки, может быть важной для всех, для общего дела. Расска­зывая детям сказку «Теремок» (рекомендуем тот ва­риант, который использован С. Я- Маршаком: медведь не смог разрушить теремок, потому что все зверюшки, объединившись, прогнали его и стали весело и друж­но жить в своем теремке), нужно добиться, чтобы дети поняли ее основную мысль: маленькие и слабые звери, Действуя совместно, сообща, становятся сильнее даже такого большого животного, как медведь, и прого­няют его.


Повторное рассказывание сказок некоторое время спустя хорошо сопровождать уже собственными дейст­виями рассказчика, пантомимой. Так, например, расска­зывая о кошке, надо показать, как она умывается лапкой. Для закрепления содержания сказки надо подробно рассмотреть с детьми картинки к ней и побеседовать о каждой. Затем детям следует дать фигурки, которыми воспитатель иллюстрировал сказку в первый раз, и пред­ложить им самим с помощью этих фигурок разыграть ее содержание.

Как правило, в своих первых илрах-драматизациях дети стараются слепо копировать все, что делал педагог. Однако такие игры все равно полезны, так как, во-пер­вых, в них дети закрепляют то, что они узнали из сказки, а во-вторых, это подражание впоследствии становится основой их творчества.

Вначале детям надо помогать, подсказывая, что они должны делать и говорить по ходу игры. При этом вос­питатель должен препятствовать склонности детей к сте­реотипности действий, к простому повторению от игры к игре одного и того же. Для этого необходимо: а) каждый раз менять исполнителей ролей; б) менять условия дра­матизации (если вчера «Теремок» был у двери, сегодня он может быть у доски, а завтра — у окон и т. д.); в) по возможности варьировать предметы, употребляемые в игре, внося одни и изымая другие, используя одни в ка­честве других и т. д.; г) ни в коем случае не следует требовать, чтобы речь детей в игре была близкой к тек­сту того произведения, которое легло в ее основу. Надо лишь, чтобы они передавали, не искажая, основной его смысл. Все это поможет детям усвоить содержание игры и творчески отнестись к ее форме, лишит игру косности. Несмотря на то что сюжет драматизации не создается детьми, а заимствуется, игра, развернувшаяся на его ос­нове, при правильной подготовке и хорошем руководстве может и должна стать творческой. Отдельные приемы, которыми дети овладевают при разыгрывании сказок, они переносят и в другие игры, обновляя, видоизменяя, обогащая их.

Как в драматизации, так и в других ролевых играх очень полезно использовать костюмы или хотя бы не­сложные детали костюмов, для того чтобы помочь ребен­ку перевоплотиться, почувствовать себя доктором, капи-76


таном или поваром. Повязка с красным крестом, фартук, с косынкой или белый колпачок не только помогают ре­бенку войти в соответствующий образ, но и напоминают ' ему о его роли, не давая отступить от нее, помогая выдер­жать ее до конца игры.

Как и в предыдущие годы, надо очень тщательно сле­дить за тем, чтобы каждую игру дети доводили до конца, играли «устойчиво», длительно. Необходимо оказьъвать детям существенную помощь в развитии замысла игры. Советом, напоминанием, предложением, своим участием можно сделать интерес детей к теме игры стойким. Очень хорошо с этой же целью помочь малышам продолжить игру, начатую накануне. Так, можно предложить детям, окончившим стройку, не ломать этот дом, а завтра пере­везти туда кукол и устроить им там новую комнату. Мож­но специально распределить игровой материал темы на несколько дней. Например, нужно заранее сказать детям, что сегодня они построят зоопарк, а завтра придут на экскурсию и будут смотреть животных и т. д.

В ходе игр и с их помощью необходимо прививать де­тям любовь и уважение к труду, желание и умение тру­диться. Дети должны бережно обращаться с игрушками, содержать игрушки и игровые уголки в порядке, систе­матически убирать их. Каждый раз, перед тем как дети начнут играть, надо обращать их внимание на то, что все игрушки в порядке, что в игровых уголках убрано. Раз­решив детям пользоваться любыми игрушками, следует предупредить их о том, что играть надо дружно, игруш­ки не ломать, а после игры все аккуратно убрать. После окончания игры следует спросить у детей: «В порядке сейчас игрушки или в беспорядке?» Получив ответ, нуж­но распределить между детьми обязанности по уборке игрушек. Когда все убрано по местам и в группе восста­новлен порядок, воспитатель отмечает, что теперь игруш­ки лежат аккуратно, в уголке снова порядок, что ребята все хорошо убрали, и хвалит их за это.

Воспитателю следует ежедневно оценивать игру каж­дого ребенка группы. При этом он не должен ограничи­ваться тем, что хвалит одних и порицает других («Толя играл плохо, а Витя играл хорошо»). Оценка должна анализировать деятельность детей. Мало сказать ребен­ку, хорошо он играл или плохо, необходимо, чтобы дети поняли, что же именно было в игре Толи плохого, а в иг-



ре Вити хорошего. Нужно, чтобы не только сам Толя или ' Витя, но и все дети группы смогли это уяснить, сделать для себя выводы. Только в этом случае оценка игры бу­дет иметь положительное воспитательное значение.

Переходим к описанию методики подготовки, органи­зации и проведения отдельных игр.

Игра в «летчиков»

Подготовку к этой сюжетно-ролевой игре следует на­чать с организации наблюдений детей за самолетами. Во время наблюдений надо объяснить детям, что самолет очень большой, он высоко и быстро летает, что самоле­том управляет летчик, на-самолете возят людей.

Затем можно научить детей изображать летящий са­молет (в ответ на предложение воспитателя: «Летите, как самолет» — дети бегут, распластав руки, как крылья самолета). На занятии надо предложить им нарисовать летящий самолет или самолеты.

Рассмотрев с детьми картинки, изображающие летя­щий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком и т. д., и разъяснив все, что им непонятно, нуж­но провести беседы по содержанию рассмотренных кар­тинок. После этого можно дать детям для игры игрушеч­ный самолет, предварительно обыграв его. Следующий этап в подготовке сюжетно-ролевой игры — обучение де­тей подвижной игре, в которой они изображают летчи­ков. Летчики, готовясь к полету, заводят мотор, по сиг­налу поднимаются в воздух и приземляются, каждый в определенном, отведенном ему месте.

Последним звеном в подготовке детей к сюжетно-ро­левой игре должен быть показ диафильма, в котором изображены самолеты и работа летчика. Важно, чтобы в результате просмотра фильма (или фильмов) дети по­няли, что летчик сильный, смелый, помогает людям: при­возит врача к больному ребенку или доставляет ребен­ка в больницу, перевозит людей, продукты и т. д. Нужно так рассказывать о летчике, чтобы детям захотелось под­ражать ему.

Для игры надо сделать из картона пропеллер и кры­лья со звездами для самолета, шлем и очки для летчика, ^оорудив самолет из стульев, надо прикрепить к нему крылья и пропеллер. Летчик в шлеме и очках с помощью 78


воспитателя заводит мотор и готовит самолет к полету. Пассажиры собираются в дорогу: одевают детей, пакуют вещи, покупают еду, приобретают билеты на самолет, едут на аэродром. Контролер проверяет у пассажиров билеты, помогает им разместиться в самолете. По сигна­лу самолет поднимается в воздух. Во время полета пас­сажиры едят, кормят детей, смотрят в окна, рассматри­вают предлагаемые им книги и т. д. Во время посадки летчик осматривает самолет, мотор, заправляет самолет бензином, заводит мотор и ведет свой самолет дальше. Эта схема игры, конечно, может быть видоизменена воспитателем по его усмотрению. В дальнейшем воспита­тель должен направлять ход игры, поощряя всякие ново­введения, предлагаемые детьми, если, конечно, они не противоречат смыслу изображаемого. Развитие, обога­щение игры может идти и за счет объединения ее с дру­гими сюжетными играми. Например, к этой игре могут быть подключены темы «Магазин» (дети покупают в до­рогу еду, сласти, игрушки детям, книжки и т. д.), «Пе­реезд на дачу» (детского сада или родителей с детьми), «Автобус» (на котором едут на аэродром и с аэродрома),

«Доктор» и т. д.

Важно лишь, чтобы, играя, дети изменяли сюжет, а

не повторяли каждый раз одно и то же. Игра в «зоопарк»

Подготовку детей к этой игре надо начать с рассмат­ривания ярких, цветных картинок, открыток с изображе­ниями различных животных. Это необходимо для того, чтобы вызвать у детей интерес к зверям. С этой же целью можно дать детям книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (при этом следует заклеить имею­щийся текст и снабдить рисунки в книжке своим, адап­тированным текстом, состоящим из знакомых, понятных и доступных детям фраз и выражений). Рассматривая рисунки, надо обращать внимание детей на внешний вид животных, рассказывать о них то, чего дети раньше не знали, задавать им вопросы по содержанию изображен­ного, отвечать на их вопросы.

Благодаря этому ко времени проведения экскурсии в зоопарк у детей уже будет какой-то определенный ми­нимум знаний о животных, которых им предстоит уви-


деть. Если же дети придут на экскурсию совсем непод­готовленными, если они ничего не будут знать о живот­ных, то обилие впечатлений, полученных от самой экскур­сии, от поездки в зоопарк и обратно, утомит их, а мате­риал будет усвоен недостаточно.

Необходимость такой подготовки обусловлена еще и тем, что организация повторной экскурсии в зоопарк свя­зана со значительными трудностями, поэтому весь новый материал должен быть сообщен детям на одной экскур­сии. Без соответствующей подготовки дети не смогут усвоить его в таком большом количестве.

Готовить детей к экскурсии надо именно при помощи картинок, а не игрушек, потому что на картинке живот­ное обычно бывает изображено либо в естественных усло­виях обитания, либо в зоопарке, либо на службе у чело­века. Ребенок видит, какую пользу животное приносит человеку, как человек заботится о нем. Таким образом, из картинок ребенок узнает не только о внешнем виде животного, но и о его повадках и особенностях (напри­мер, о силе слона, если на картинке нарисовано, как слон поднимает бревна). Показ яркой картинки активизирует познавательную деятельность ребенка, что помогает пол­ноценному восприятию нового материала.

Если знакомить детей с игрушками, изображающими животных, раньше, чем дети увидят этих животных в жизни, у них могут сложиться неправильные представле­ния об их величине, так как игрушки делают в разном масштабе и они, следовательно, не передают относитель­ной величины животных. Так, дети могут считать'и часто считают, например, что слон меньше обезьяны, если игру­шечная обезьяна больше игрушечного слона. Изображе­ние же животных на рисунке передает и относительную величину их, в результате чего у детей складываются адекватные представления, уточняющиеся при наблюде­нии реальных объектов.

Конечно, на каждой экскурсии воспитатель испыты­вает соблазн как можно больше показать и рассказать детям. Однако во время экскурсии в зоопарк ни в коем случае нельзя показывать детям всех его обитателей, нужно показать лишь самых интересных. При этом сле­дует обратить внимание на их внешний вид, если удаст­ся - - показать, чем они питаются, их характерные по­вадки, например: как лазят обезьяны, как обсыпает се-80


бя песком или обливается слон, как плавает бегемот и т. д. Во время экскурсии следует объяснить детям, что люди заботятся о животных, ухаживают за ними, никог­да их не бьют, добры к ним, кормят их и поят, убирают клетки, моют животных, что животных лечит доктор, ког­да они болеют. Очень хорошо, если это объяснение удастся проиллюстрировать, обратив внимание детей на работу служителей, которые убирают клетки, приносят животным корм.

Экскурсию надо организовать так, чтобы дети актив­но действовали, проявляли интерес ко всему тому, что.они наблюдают. Надо дать им возможность самим (под контролем воспитателя, а если потребуется, и при его по­мощи) купить билеты в кассе, отдать их контролеру, приобрести билеты для- катания на осликах или пони и т. д. Для активизации внимания нужно задавать детям вопросы, заставляющие думать, сопоставлять, сравни­вать («А как ты думаешь, кто больше: слон или лев?» и т. д.); поощрять их вопросы о животных, о том, что они видят в зоопарке. После хорошо организованной экскур­сии у детей, безусловно, возрастет интерес к картинкам с изображениями животных. Рассматривая эти рисунки вместе с детьми, надо задавать им вопросы, ответы на которые требуют сопоставления, припоминания того, что они видели во время экскурсии. При этом нужно обра­щать внимание детей на существенные детали, старать­ся, чтобы дети сами задавали вопросы. Хорошо рассмот­реть, В' частности, иллюстрации к стихотворениям С. Я- Маршака «Детки в клетке» и «Где обедал воро­бей?», а также к стихотворению В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то ^ь'вица», серию открыток «Зоо­парк», излагая детям при этом содержание стихотворных текстов к картинкам. Все рассмотренные рисунки выве­шивают в лруппе, книжки с картинками, изображающи­ми животных, и с заклеенным или адаптированным тек­стом дают в пользование детям. Для систематизации по­лученных впечатлений полезно показать детям диафильм «В зоопарке» (В. Чаплиной) и другие фильмы, в которых изображены уже знакомые им животные.

После этого надо дать детям игрушки, изображающие животных, которых они видели в зоопарке. Каждую иг­рушку надо рассмотреть с детьми, сопоставить ее по памяти с живым объектом, который дети видели во вре-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: