Фонетика

       
   


Сегментная Суперсегментная

                       
           
 


Фонетика Морфонология Силлабика Мелодика

(в узком смысле)

Фонология Акцентология

Сегментные фонетические дисциплины связаны с изучением мель­чайших отрезков (сегментов) речи. Суперсегментные фонетические дис­циплины, напротив, направлены на изучение таких звуковых единиц, исследование которых сопряжено с выходом за пределы мельчайших отрез­ков (звуков) речи (подробнее о специфике различных фонетических наук см. в работах II, 12, 15, 30).

Фонетика (в узком смысле этого термина) - наука о звуках речи. Под звуками речи обычно понимают мельчайшие элементы речи, которые производятся с помощью органов произношения и воспринимаются с помощью органов слуха. К описанию звуков речи, использующихся в том или ином языке, таким образом, можно подходить либо с точки зрения говорящего, либо с точки зрения слушающего. В первом случае мы имеем дело с артикуляционной классификицией звуков речи, а во втором - с их акустической классификацией. Артикуляционная классификация речевых звуков исходит из способа и места их образования, а акустическая - из их тембра, частоты колебаний, длительности звучания и т.д.

Фонология - наука о фонемах. Если понятие звука речи выводится лишь на основе физического сходства, имеющегося между отдельными звуками, то понятие фонемы представляет собою обобщение ряда не только физически, но и функционально похожих звуков. Так, в словах “воды”, “вода” и “водяной” вторые звуки похожи не только физически, но и функционально, поскольку они участвуют в оформлении одной и той же идеи - идеи воды. Каждый из этих звуков представляет, таким образом, одну фонему. Она есть не что иное, как то, что объединяет эти звуки. Вот почему о различных реализациях одной и той же фонемы говорят как о ее речевых вариантах.

Морфонология - наука о морфонемах. Понятие морфонемы, как и по­нятие фонемы, представляет собою обобщение ряда физически и функцио­нально похожих звуков, но первое из этих понятий является более абстракт­ным, чем второе. Понятие морфонемы выводится на основе сходства, имеющегося между вариантами разных фонем. Так, звуки “к” и “ч” в слово­формах “пеку” и “печешь” являются вариантами разных фонем, но они вы­пол­няют однотипную функцию в корне. Вот почему их и можно объединить в одно понятие - понятие морфонемы. Отличие между фонемой и морфоне­мой состоит также и в том, что варьирование той или иной фонемы в речевой цепи обусловлено фонетическими закономерностями, дей­ствующими в языке в данный период времени, тогда как морфонема варьирует в речи в связи с закономерностями, действовавшими в истории данного языка.

Силлабика - наука о слогах. Несмотря на то, что эта наука относится к числу древнейших, значительный прогресс в ней был сделан сравнительно недавно. Особо важное значение для развития современных представлений о силлабике имеют работы, в которых проблемы слогоделения рассмат­риваются на материале живой речи, а не отдельных слов. К ним относится, в частности, работа Л.В.Бондарко (11). Опираясь на экспериментальные данные, Л.В.Бондарко пришла к выводу о том, что “для русского языка характерна тенденция к образованию открытого слога” (II, 129). “Откры­тыми” в силлабике называют слоги, оканчивающиеся на слогообразующие звуки, в качестве которых выступают, как правило, гласные (в исклю­чительных случаях в этой роли выступают сонорные согласные). Если мы будем исходить из признания тенденции, о которой идет речь, то должны следующим образом осуществить слогоделение в пушкинской строке “но пусть она вас больше не тревожит”: но-пу-стьо-на-ва-сбо-льше-не-тре-во-жит. Признание указанной тенденции приводит к соответственным выводам и в процессе слогоделения отдельных слов (“бо-чка”, а не “боч-ка”, “ли-ства”, а не “лис-тва” или “лист-ва”).

Акцентология - наука об ударениях. Ударением обычно называют выде­ление какого-либо слога в речи. Различают словесные и кон­текстуальные ударения. Первые из них принадлежат отдельным словам, а другие - тактам и фразам. С помощью тактовых и фразовых ударений говорящие осуществля­ют ритмизацию своей речи. Так, если тактовую паузу мы обозначим одной косой линией, а фразовую - двумя, то предложение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” можно представить следующим образом: Я / памятник себе во/здвиг неруко/творный//. В данном предложении четыре такта, однако первый из них является неполным. Он составляет затакт. Тактовые ударения бывают сильными (напр., в слове “памятник”) и слабые (напр., в словах “я” и “себе”), а фразовые - облигаторными (как правило, на конце фразы) и факультативными. Эти по­следние могут падать на любое слово и служат для его эмоционального (эмфатическое ударение) или рационального (логическое ударение) подчеркивания.

Мелодика - наука об интонации. Интонация представляет собою не­развитый аналог музыки. В ее основе лежит изменение (повышение или понижение) тона. В качестве дополнительных компонентов интонации в живой речи выступают ударения, ее темп и тембр. Так, вводная конструкция в предложении “Вы, по-видимому, правы” произносится на более низком тоне, чем само предложение; на ней слабое, побочное, ударение; она произносится в быстром темпе; имеет особую, сомнительную, тембральную окраску. В связи с тем, что интонация имеет чрезвычайно сложную природу, описание типичных интонаций (интонем) составляет труднейшую задачу. В отношении одного из компонентов интонации - тона - эта задача в какой-то мере выполнена Е.А.Брызгуновой (12).

Научно-отраслевая структура фонетики упорядочивается за счет разграничения ее семасиологического и ономасиологического аспектов. Эти аспекты в большей мере разработаны в области науки о звуках речи: акустическая классификация звуков предполагает семасиологическую точку зрения, а артикуляционная классификация звуков - ономасиологическую точку зрения. Подобным образом могут быть представлены и другие фонетические дисциплины. Фонемы, морфонемы, слоги, ударения и интонация могут охарактеризовываться либо в плане речевой деятельности слушающего, либо в плане речевой деятельности говорящего.

ГРАММАТИКА

В самом абстрактном виде грамматику можно определить как науку о словах и предложениях. Чтобы уточнить это определение, необходимо иметь в виду, что слова и предложения не существуют сами по себе, они всегда связаны с речевой деятельностью слушающего или говорящего. Если слуша­ю­щий направляет свои усилия на понимание слов и предложений, которые передает ему говорящий, то этот последний производит слова и предложе­ния. Как слушающий, так и говорящий, вместе с тем, имеет дело либо с вновь создаваемыми словами, либо с вновь создаваемыми пред­ложениями. Исходя из этого, мы можем представить дисциплинарную структуру грамматической науки в первоначальном виде следующим образом:

Грамматика

       
   


Словообразование Фразообразование

Словообразование изучает процессы восприятия и создания новых слов, а фразообразование исследует процессы восприятия и создания новых предложений. Как словообразование, так и фразообразование имеют вну­трен­нюю дисциплинарную структуру.

Во фразообразование входят три дисциплины: лексикология, мор­фология и синтаксис. Лексикология изучает период фразо­обра­зова­тельной деятельности, в процессе которой слушающий понимает, а гово­рящий отбирает лексемы, из которых строится то или иное пред­положение. Морфология исследует второй период фразоообразова­тельной деятельности, в процессе которой слушающий соотносит те или иные морфологические средства языка с описываемой действительностью, а говорящий присо­единяет их к отобранным лексемам. Синтаксис изучает третий период фразо­образовательной деятельности, в процессе которой слушающий осознает смысл передаваемого ему предложения, а говорящий завершает его создание.

При определении дисциплинарной структуры словообразования мы будем исходить из признания относительного изоморфизма (т.е. структурного сходства), существующего между фразообразованием и словообразованием. Суть такого рода изоморфизма состоит в следующем. Между фразообразовательными и словообразовательными единицами существуют коррелятивные отношения, которые могут быть представлены таким образом:

  Фразообразование  
Лексикология Морфология Синтаксис
Лексема Формообраз. основа и ср-во Предложение
Морфема Словообраз. основа и ср-во Слово
Изолексикология Изоморфология Изосинтаксис
  Словообразование  

Таблица показывает, что основная единица лексикологии - лексема -соотносится с основной единицей первого раздела словообразования (изолексикологии) - морфемой, что основные единицы морфологии -формо­образовательная основа и формообразовательное средство -соотносятся с основными единицами второго раздела словообразования (изоморфологии) - словообразовательной основой и словообразова­тельным средством, что основная единица синтаксиса - предложение - соотносится с основной единицей третьего раздела словообразования (изосинтаксиса) - словом. Дисциплинарная структура словообразования, таким образом, оказывается одноструктурной (изоморфной) с соответственной структурой фразо­образования. Отсюда и названия трех разделов словообразования - изолексикология, изоморфология и изосинтаксис. Каждый из этих разделов изучает соответственный период словообразовательной деятельности. В процессе первого из них слушающий понимает, а говорящий отбирает морфемы для нового слова, в процессе второго - слушающий производит членение нового слова на словообразовательные элементы, а говорящий создает словообразовательную основу и отбирает словообразовательное средство, в процессе третьего - слушающий выводит из нового слова его словообразовательное значение, а говорящий соединяет словообразо­вательные элементы создаваемого слова. Дисциплинарная структура грамматики в целом, таким образом, может быть представлена следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: