1. 1848-1855 – «мрачное 7-летие»+ Французская революция, цензурные преследования.
2. 56-67 заметное оживление общественной жизни; в 60-е гг – размежевание политич-е и идейное (либералы и демократы); пик общ-й жизни – 59-61гг (связано с крепостным правом). 67 год – нижняя граница, тк в 68 году появл-ся статьи Бакунина, Лаврова, Михайловского – идеологи движения народников.
56 год в лирике – выходят сборники стихов Некрасова, Огарева, Никитина, Фета. 56 в драм-гии – пьесы Островского («Доходное место»). 56 в эпосе – первый роман Тургенева – «Рудин».
По мнению госпожи Якуниной, эпос это повествование, лирика – это медитация и субъ-я сфера, а драма – это высказывания персонажей.
3. с 68 года. Нижняя граница размыта. Появление новых тем: 1. Изобр-е разночинцев в лит-ре, которое появляется в рез-те петр-х времен. 2. Поэзия Некрасова. 3. Эпос – Помеловский (61 – «Мещанское счастье», «Молотов»). 4. О месте разночинца в жизни. 5. В.Слепцов (основатель коммуны – «Трудное время»).
Складывается класс-е самосознание разночинцев путем переоценки прежних ценностей. Изображение рабочих – Ф.Решетников («Подлиповцы», «Горнорабочие» 1866) – бытописатель уральских рабочих. Изображение крестьянства – Новиков – «Путешествие в Итте».
|
|
60-е гг – новизна в том, что в 50-е (Тургенев «Записки охотника») описываются лучшие стороны нац-го хар-ра, а в 60-е – очерки Ник.Успенского – крестьяне с иной стороны – невежество, темнота, бестолковость. Причем это ПРИОБРЕТЕННЫЕ свойства в связи с холопством. В это же время статья Черныш-го «Не начало ли перемены?» 61 год, в которой он призывает «Изображать мужика без прикрас!».
Продолжаются традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя – Тургенев, Гончаров, Островский, Некрасов, Тютчев, Фет.
Многие жанры и герои лит-ры 60-х уникальны, лит-ра 60-х – самобытна, национальна(образы Раскольникова, Рахметова, Ростовой). Например, «Что делать?» - полит, соц-псих, утопич, бытов, филос, семейное произ-е. «Война и мир» - истор, семейный, филос роман-эпопея. «Кому на Руси» - поэма-эпопея.
В 50-60 появляются очерки и циклы очерков – очерки натур-й школы(физиол-е очерки), они бытописательны.
В 50-жанр меняется, становится более психол-м, начиная с «Записок охотника» - нравоописат-е.
60-е – эпоха русского романа – ведущий жанр. Первый реалистич роман – «Евгений Онегин»(но в стихах) – лиризм стесняет роман. Складывается класс-й русский роман(не Дост, С-Щ и Толстой) – Гончаров(«Об история», «Обломов»), Герцен(«Кто виноват?»), Тург(«Рудин», «Двор гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»).
Традиции лит-ры наследуются, но творчески, многое от Пушкина (искал поэзию в самой жизни), от Лермонтова(психол анализ – дневник Печорина, а в Онегине этого нет), от Гоголя(Гонч, Дост – искусство широких обобщений).
|
|
У Тург и Гонч – сознательное самоограничение в темах, персонажах(этого нет у Гоголя и Толстого). У Тург и Гонч личность, которая выходит за пределы своего сословия, персонажный роман, двойное испытание, через которое проходит герой (1 – герой думает обо всем мире, это высокодуховная личность, но он далек от народа и национальной почвы, следовательно возникает вопрос – способен ли он действенно откликаться на нужды Родины?....2 – испытывается само общество вечными ценностями – любовь к жизни, красота в природе, надежды молодости. Второе испытание – это трагическая мысль о том, что общество несовместимо с идеалом. У Тург и Гонч оно не выдерживает испытания. Через 1 и 2 испытания понимается герой и разв-ся сюжет.
Иерархия системы персонажей: есть главный герой (1-2), второстеп(неск). Единодержавие главного героя!!!
Худ-я структура тургеневского и гонч-го романа иерерхична. Все герои и средства подчинены задаче как можно полнее изобр-ть главного героя=>центростремит-я структура романа.
50-е (50 – 56,57гг) – распад литературы, начинается подготовка к реформам.
47г – Обыкновенная история Гончаров
52г – начало работы над Былое и думы
53 – рассвет н. драмы Островского
54 – стих-я о крестьянах Некрасова
59 – Гончаров «Обломов», Островский Гроза
1859 Создание воскресных народных школ в России, А. Г. Рубинштейн основывает Русское музыкальное общество.
2. 60-е (58,59 – 67, 68) – откат реформ назад.
60 – Тургенев Накануне,
61 – «Дело» Сухово-Кобылин, Отцы и дети Тургенев
63 – Мороз красный нос Некрасов
66 – Достоевский Преступление и наказание
68 – Царь Федор АК Толстова
В это время проявляется интерес к критике и естественным наукам. 60 – е – это время позитивизма – ценность опыта и конкретного знания. Оч важен критерий пользы: лит-ра должна чему-нибудь учить – в этом и есть ее польза.
Человек должен развиваться. Задача народа – самоосвобождение (народа), а для духовного освобождения нужно образование.
Обращение к злобе дня. Сильно очерковое документальное начало, хар-но пренебрежительное отношение к истории. Историю делают обычные люди, а не генералы и князья. Поэтому появляется интерес к изображению среды. Нужно исследовать не человека, а среду, которая делает человека.
Для публики открывается Эрмитаж,
начинается эпоха художественных выставок,
характерен фактографизм (точность фактов),
вера в прогресс (изобретение паровоза)
интерес ко всему новому
новые типы героев (большая активность, обладают знаниями и при этом близки к народу), не дворяне, а купцы, чиновники и мещане, т.е. разночинцы (нпр Базаров).
большУю роль играет сатира
документально-очерковая манера повествования + стилизация под реальное событие (например, мнимые документы)
развитие идеалов
развитие естественных наук
главная тема произведений – современная жизнь (злоба дня)
1) 50е гг.
Время распада натуральной школы [условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникший под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя. К «натуральной школе» причисляли Тургенева и Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других].
Крымская война [1853—1856, также Восточная война — война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Наибольшего напряжения военные действия достигли в Крыму]. Экономика и производство – отсталое. Военачальники командуют плохо, плохое обмундирование, нет патриотизма. Все это, вопреки ожиданиям, привело к поражению в войне.
|
|
1855 год – умирает Николай 1. Существует версия, что Николай I покончил с собой ввиду неудачного течения Крымской войны, что воспринималось им как личный позор. На российский престол взошёл его сын, Александр II.
Дебюты писателей: Тургенев, Некрасов, Тютчев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин:
1847 – нач. Записки охотника (Тургенев), Обыкновенная история (Гончаров), Кто виноват? (Герцен), Антон Горемыка (Григорович) и др.
1850 – Дневник лишнего человека (Тург.), Записки охотника.
1851 – Брак по страсти (Писемский).
1852 – Былое и думы (Герцен).
1853 – Бедность не порок (Островский).
1854 – Не так живи, как хочется (Остр.), Свадьба Кречинского (Сухово-Кобылин), Отрочество (Лев Толстой).
1855 – Рудин (Тург.), Севастопольские рассказы (Л. Толстой).
Новый ведущий писатель – Островский (был Гоголь). Осуждение «лишних людей» (Печорин, Онегин, Рудин).
Интерес к проблемам национальной специфики лит-ры и культуры. Тема народа, крестьян (Некрасов, Писемский, Островский). Попытка воспроизвести т.зр. народа на окруж. мир.
Доминирует проза – повести, циклы рассказов или очерков. Проза ориентирована на устное переложение рассказа человека (Записки охотника). Усиление идейной борьбы: революц.-демокр. и славянофилы.
Интерес к этическим проблемам, социально-нравственным конфликтам.
Доминирует реализм. Присутствуют черты романтизма (см. вопр. №4).
Требование к литературе – верность действительности.
Демократизация языка (разговорные, жаргонные, диалектные слова).
Проблемы творческой индивидуальности в критике (журнал «Литературное обозрение»).
2) 1856 – сер. 60х гг.
Подготовка реформ – бурное время в истории России.
Ослабевает цензура.
Роль естественных наук. Направление – позитивизм (наука должна заниматься объективными вещами, конкретными фактами).
Задача общества – освобождение народа. Плох не человек, а общественное устройство.
Заостренность классового конфликта. Основной конфликт – социальный, любовный – на 2м плане.
Доминирует интерес к современности. Ориентация на документальность, стилизация на документальные события.
|
|
Развитие публицистики.
Чернышевский говорил, что нужно описывать не истор. события, а сознание людей. Лучше описывать крестьянина, чем короля, так как крестьянин принес больше пользы. Следовательно, история вызывает насмешку («История одного города» Салт.-Щедр.). Все люди равны, разница только в обстоятельствах.
Ставятся маргинальные проблемы: «История кабаков в России», «История тюрьмы и каторги», «История дураков и дур» (т.е.шутов). Считалось, что это не менее важные вещи, чем, например, опричнина.
Пространство и время взаимозаменяемы.
Изображение не отдельного человека, а среды. Литература стремится исследовать не психологические, а экономические проблемы.
Искусство входит в жизнь людей. Открываются театры. Открывается Эрмитаж, Румянцевский музей [крупное собрание книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве. Возник как частная коллекция, которую при жизни собрал, а частью унаследовал русский граф и дипломат Н. П. Румянцев]. Товарищество передвижных художественных выставок. Искусство тяготеет к фактографичности, этнографизму. Человек изображается в сфере труда, повседневности. Литература антиромантична, назидательна. Часто – у читателя эффект присутствия.
Новые типы героев, напр. не лишний человек (Базаров).
Жанр – очерк.
3) 70е гг. (1867 – 1881)
Народничество – идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х — 1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.
Люди, получившие образование, решили, что должны вернуть долг народу. Они уезжали в село, чтобы учить крестьян, лечить их. Внедрить в народ революц. идеи. Но народ не шел на кардинальные изменения, народники перешли к террору.
В 60е – 70е были студенческие общины, в 90е они распались.
Василий Слепцов – известный беллетрист. Слепцов написал очень немного. "Полное Собрание Сочинений" его занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть "Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". Он очень быстро стал знаменитым, но скоро слава пропадает. Слепцов был писателем №1 только 3 года.
Слепцов организовал коммуну, где обучал людей труду. Он хотел осуществить идеал коммуны, но не получилось, т.к. он не знал жизни.