Общая характеристика русской литературы 1848 -1855-х гг

Раздел II (1850 - 1860-е гг.)

- 1п. века доминировала поэзия, во 2 п. – проза, причем главный жанр – роман. Поэзия ориентирована на прозу (3сложные рифмы, отделение автора от персонажа, яркое идейное содержание)

- 1 п. круг читателей очень мал (Москва, Питер), тиражи невелики. 2 п. новые культурные центры: Киев,Харьков, Тула,Казань, Воронеж => появление писателей, уроженцев провинции => провинция становится предметом изображения писателей.

- 1 п. в центре фигура Пушкина. 2 п. Различные группировки, созданные на идейной основе.

Революционные принципы: Салтыков-Щедрин, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский

Либеральные взгляды: Тургенев

Славянофильство: Афанасьев, Хомяков, Аксаков,Гончаров, Островский

Народничество: интеллигенция, выходцы из сословия священнослужителей, чиновников, беднейших дворян. Люди, которые не захотели идти по стопам родителей и поступили в университет. Считали, что их долг служить народу (обучение, лечение, постепенно стали ставить политические задачи, н-р, отобрать землю у помещиков). Для народников это закончилось неудачно => крестьяне стали их сдавать. Позже общество распалось 1)сторонники малых дел (реальная помощь), 2) террор

- доминирует реализм, хотя присутствуют еще элементы романтизма.

- 1 п. доминирование авторского сознания, 2 п.возрастает роль диалога,в ряде произведений появляется образ читателя («Что делать?»)

- Развитие национального самосознания. На западе известны имена: Толстой, Чехов, Тургенев. На русских писателей влияют произведения зарубежных авторов.

- Основной образ – образ народа. Под народом понимали крестьян.

Детальное изучение внутреннего мира человека,представителей разных сословий.

- Географическое и этнографическое расширение литературы. Обращение к жизни разных народов.

- Литература – изображение мира

- Огромную роль стала играть критика. Критик – посредник между писателем и читателем, в какой-то мере соавтор. Критики приравнивали литературу к реальному миру.

В 1848-1849 годах по Европе прокатилась волна революций, среди которых февральская французская революция 1848 г. имела принципи­альные последствия для русского общества: с нее «начинается царство мрака в России» (П. Анненков). Завершилась либеральная эпоха никола­евского царствования с ее верой в человека, в победу разума и просвеще­ния, в прогресс и совершенствование человеческого рода. В стране насту­пил период, получивший название «мрачное семилетие» и длившийся до 1855 г. (смерть императора Николая I).

Правительство, напуганное событиями в Европе, особенно остро начи­нает реагировать на обстоятельства внутри России. Жестоко подавляют­ся крестьянские волнения, вспыхивающие в различных концах страны. Предпринимаются различного рода усмирительные меры в отношении оппозиционных настроений у передовой части русского общества.

Особое внимание правительство уделяет учебным заведениям, стремясь пресечь возможное и имеющее место вольнодумство профессоров и сту­дентов. Но главными объектами, на которых сосредоточено государствен­ное «око», являются литература и журналистика. Учреждается особый комитет во главе с князем А.С. Меншиковым для проверки упущений цен­зуры в периодической печати с целью искоренения «вредного направле­ния» в литературе. Спустя некоторое время создается постоянный коми­тет по делам печати, известный как «бутурлинский» (по имени его пред­седателя).

В российских журналах этого времени запрещалось даже упоминать о чем-нибудь французском — всюду мерещилась связь с революцией.

По традиции преследованиям подвергались писатели, публицисты, журналисты. За повести «Противоречия» и «Запутанное дело» сослан в Вятку (1848) М.Е. Салтыков-Щедрин. В 1852 г. за некролог о Гоголе (но главная причина состояла в публикации «Записок охотника») высылается в свое имение Спасское-Лутовиново И.С. Тургенев. В связи с анонимным «пашквилем» по поводу высочайшего манифеста, посвященного европейс­ким событиям, на подозрении у III Отделения находятся Н.А. Некрасов и умирающий от чахотки В.Г. Белинский.

Однако, как и в эпоху николаевского террора, наступившего после вос­стания на Сенатской площади, в «мрачное семилетие» еще более активи­зируется духовная жизнь русского общества. Вынужденное молчание, за­ключает в 1849 г. Н.В. Гоголь, заставляет людей мыслить. Одним из подтверждений глубокой интеллектуально-нравственной жизни русской нации тяжелой семилетней поры является состояние литературного про­цесса 1848-1855 гг.

С точки зрения жанровой картины это время господства прозы, ее очер­кового типа, идущего от «натуральной школы». Основные сочинения 50-х годов — «очерковые книги» самого разного плана: «Записки охотника» Тургенева, «Фрегат "Паллада"» Гончарова, севастопольские и кавказские очерки Толстого, «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, «Очерки народного быта» Н.Успенского, «Очерки из крестьянского быта» Писем­ского, «Очерки и рассказы» Кокорева.

«Мрачное семилетие» не стало «паузой» в литературном развитии. Это был период поисков новой дороги в литературе, новых художественных принципов изображения действительности и человека. Многие писатели уже отчетливо осознавали недостаточность объяснения человеческого ха­рактера исключительно влиянием среды. Человека формирует жизнь во всем ее многообразии. Но для того, чтобы изобразить человека в его свя­зях с миром, требовалось освоение новых литературных жанров, которые и воплощают эти связи.

Все более заметно взаимопроникновение социального и психологичес­кого начал в изображении характера героя.

К 50-м годам относятся дебюты или «второе рождение» почти всех русских писателей второй половины XIX в.

Период с 1846 по 1853 год дал небывалое явление в истории литературы. Ведущие журналы вообще перестают печатать стихи. По этому поводу очень точно сказал А.И. Герцен, что после смерти Лермонтова и Кольцова «русская поэзия онемела». Однако постепенно отношение к поэзии меняется, о чем свидетельствует содержание некрасовского «Современ­ника». Здесь начинает печататься цикл статей под общим названием «Рус­ские второстепенные поэты», реабилитирующие поэзию. Одна из причин преодоления «равнодушия» к поэзии в 50-е годы состояла в интересе ли­тературы этого времени к индивидуальной психологии, к человеческим переживаниям. Уже набирают силу такие поэты, как Н. Некрасов, И. Ни­китин, Н. Огарев, А. Майков, Я. Полонский, А. Толстой, А, Фет.

В 50-е годы в течение всего лишь нескольких лет был создан ряд перво­классных драматических произведений Островского. Тургенева, Сухово-Кобылина, Писемского, Салтыкова-Щедрина, Мея.

В 1852-1853 гг. заметно обострились русско-турецкие отношения; их результатом явилась Крымская война.

В 1855 г. умирает Николай I. И хотя еще не закончилась война, но вся Россия чувствовала, что со смертью Николая I завершилась большая страшная эпоха и что больше так жить невозможно.

Это чувство возникало еще ранее, в 1853-1854 гг., но переломным ока­зался именно 1855 г. Этот год характеризуется и самым бурным за все вре­мя войны размахом крестьянских волнений.

30 августа 1855 г. пал Севастополь — трагическое событие, ставшее кульминацией войны и приблизившее ее развязку. Позорное поражение России в Крымской войне обнаружило несостоятельность крепостничес­кой системы, нуждающейся в незамедлительном реформировании. Пра­вительству совершенно ясно, что дальнейшее сохранение крепостного права грозит революцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: