Жанр художественного очерка в демократической прозе 1860-х гг. (В. Слепцов, П. Помяловский)

Представители демократического течения 60-х гг. реформируют прозаические жанры, в частности очерковый жанр. Их не вполне удовлетворяла эта форма, сложившаяся в школе Гоголя 40-х гг. И вместо очерка в его классических формах представители «плебейского течения» часто создают «маленькие отрывочки», «письма», «листки, вырванные из чего нибудь», эскизные зарисовки, «дорожные заметки», типы и сцены, диалоги и т. п. Но все же очерк широко распространится и в беллетристике демократов, приобретя здесь новые черты, иной колорит, другую структуру.

Очерк «натуралистов» 40-х гг. основывался обычно на изображении конкретного факта, конкретного лица. Их интересовал человек определенной профессии, как например в классическом очерке Д. В. Григоровича «Петербургские шарманщики».

Показ народных нравов, обычаев и народной психологии, занятий, семейных отношений, разнообразных психологических типов из народа, что было ток характерно для «физиологической» беллетристики 40-х гг., у шестидесятников дополняется изображением социально-экономических отношений и социальных типов. Перестраивается вся структура очерка. На первый план выдвигается народная среда, коллективный герой, человек толпы, художественное изображение которых сливается с самораскрытием образа автора, с комментарием, с лирическими отступлениями, с публицистикой. Главное в очерке шестидесятников — не фотография, описание и классификация, а сцены, диалоги, социально острые ситуации и столкновения, сопровождающиеся авторскими рассуждениями, выводами и оценками. Сердцевиной очерка является зачастую самый обыденный, самый незначительный, иногда даже анекдотический случай из повседневной народной жизни. Именно на этой основе строят, к примеру, свои очерки И. Успенский («Проезжий», 1861) или Слепцов («Свиньи», 1864). Но этот мелочный факт писатели-демократы изображают под таким углом зрения, что невольно возникают обобщения, позволяющие судить о «механизме» жизни, об положении народа, о его самосознании. В их произведениях ощутима последовательно просветительская точка зрения на народ.

Одним из характерных для беллетристов-демократов средств социальной типизации явилась циклизация очерков. Так возникли «Очерки бурсы» (1865) Помяловского («адовоспитательное» заведение и его жертвы), «Нравы Растеряевой улицы» (1866) Г. И. Успенского (типы, формируемые растеряевским общественным миром), «Владимирка и Клязьма» (1861) (система эксплуатации, обмана и обирания народа), «Письма об Осташкове» (1862—1863) Слепцова («благодетели» Осташкова и его жертвы).

СЛЕПЦОВ

Даль натолкнул его на мысль создать очерки народного быта. Слепцов отправился пешком с котомкой за плечами бродить по Подмосковью, чтобы собирать произведения народного творчества, записывать народные обряды и обычаи. à «Владимирка и Клязьма» (1861). Большинство очерков, вошедших в этот цикл, было опубликовано в журнале «Русская речь»,

Однако решающим моментом в становлении Слепцова-писателя явилось сближение его с сотрудниками журнала «Современник», личное общение с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Некрасовым, который пригласил его работать в журнале. Так с 1862 года пишет новую серию очерков — «Письма об Осташкове» (1862—1863).

Первая книга Слепцова «Владимирка и Клязьма» представляет собой цикл путевых очерков. Вначале автор стремится рисовать подряд всё увиденное им, и первые очерки представляют просто этнографические зарисовки. Но уже и здесь, в первых очерках, имеются отдельные картинки, приковывающие внимание читателя к общественно-экономической стороне жизни подмосковных рабочих и крестьян. В дальнейших очерках эта сторона усиливается, писатель всё острее подчеркивает факты социальной несправедливости.

В одном из первых очерков перед читателем возникает выразительная фигура полупролетария, «удельного» крестьянина Рожка. Он имеет свой земельный надел, но настолько маленький, что вынужден работать на фабрике и находиться в полной зависимости от фабриканта.

Наиболее резкое изображение социальных противоречий появляется в тех очерках, где показана жизнь рабочих-торфяников и строителей железной дороги. Особенно страдают от зверской эксплуатации рабочие на постройке железной дороги. Живут они в совершенно невыносимых условиях, питаются отвратительно. При всем этом рабочие-строители зарабатывают сущие гроши. Штрафы, обсчеты, многочисленные факты обмана рабочих. Управы на жадных хозяев и подрядчиков рабочему человеку всё равно не найти, и ему остается заглушить свою обиду и хоть немного забыться от непосильного, изнуряющего труда в кабаке.

те картины, которые он рисует в своих очерках, дают наглядное и очень яркое представление о массовой эксплуатации трудового народа капиталистом. В этих картинах раскрывается правда о взаимоотношениях хозяина и работника.

Достоинство слепцовских очерков состоит в глубоком наблюдении и понимании действительности. Автор не остается простым наблюдателем и регистратором фактов, а старается обобщить их и понять причины, порождающие их. Он выступает с прямым протестом против взяточничества и спекуляции на подрядах.

В другом цикле очерков, в «Письмах об Осташкове», Слепцов еще более ярко показал хищническую деятельность отечественного капитализма, усиливавшего эксплуатацию народа.

В 1860 году газета «Московские ведомости» напечатала панегирическую статью об осташковской добровольной пожарной команде, возникла настоящая легенда о заботливости осташковских властей и о самодеятельности жителей. Для проверки положения на месте и разоблачения либеральной лжи в Осташков был послан Слепцов. Писатель сразу же установил лицемерие осташковской «культуры». Все материальные тяготы, связанные с ней, ложились на рядового обывателя города, а действительными хозяевами всех культурных учреждений оказывалась небольшая кучка местных хищников-капиталистов. Театр в Осташкове действительно существовал, но представления бывали только тогда, когда приказывало одно очень важное в городе лицо.

В городе действительно существовал и телеграф, но пользоваться им могло опять-таки только определенное лицо и его близкие.

Слепцов последовательно, с фактами в руках разоблачил в своих очерках этот обман, грабеж и вымогательство. «Добровольные соглашения» между крестьянами и помещиками почти повсеместно превратились в издевательство над беззащитными, забитыми мужиками.

В «Письма об Осташкове» включены также зарисовки быта местных купцов, рыбопромышленников, актеров-любителей, обитателей монастыря, картинки школьных нравов (в частности, картина жизни духовного училища), описание трактиров, богаделен и т. п. Всё это создает представление о типичном уездном российском городе. В жанровом отношении «Письма об Осташкове» — это нечто вроде дневника, в который рассказчик день за днем заносит свои наблюдения, размышления и заметки. Каждое письмо-очерк посвящено определенной группе вопросов осташковской жизни: в одном идет речь о школах, в другом — о театре, в третьем рассматриваются общественные учреждения. Весь этот разнообразный материал скреплен единым, политически острым, разоблачительным заданием и объединен образом рассказчика, который выступает в качестве зоркого наблюдателя и своеобразного исследователя, шаг за шагом разоблачающего официальную ложь и фальшь. Выполняя свою задачу, рассказчик вносит в свои очерки выразительные и в то же время краткие характеристики отдельных людей и целых сословий. Он разрабатывает великолепные диалоги и отдельные сценки, представляющие собой подчас законченные вводные новеллы. Такой характер носят, например, сценка с ямщиком в первом письме, рассказ о «добровольном соглашении» и др. Произведение написано рукой настоящего художника, владеющего ярким языком. Недаром «Письма об Осташкове» принесли автору прочную литературную известность.

Вообще у Слепцова сильно развито чувство юмора. Но всюду в рассказах и очерках он стремится привлечь внимание к фактам общественной несправедливости, указать на социальный смысл высмеиваемых явлений. Сцены, разыгрывающиеся в очерке «На железной дороге», нельзя читать без смеха, и в то же время нельзя не заметить социальной несправедливости происходящего. Барыня умудряется занять все места на двух скамейках, а мужики, заплатившие за билет столько же, сколько и барыня, садятся на пол. Кондуктор, отменно вежливый с офицером и чиновником, кричит на мужиков и всячески унижает их.

ПОМЯЛОВСКИЙ

От произведений, в центре к-рых была фигура «нового человека», от поисков «положительного героя» из разночинской среды Помяловский перешел к другому жанру, характерному для литературы 60-х годов, — к «обличительным» очеркам. В 1862—1863 он напечатал «Очерки бурсы». Бурса изображена П. как часть ненавистного социального целого, как одна из сторон затхлой, убивающей и разлагающей личность жизни. В очерках есть много резких слов о религии и церкви, покрывающих злоупотребления и насилия. Религиозному ханжеству П. открыто противопоставлял в непропущенных цензурой местах свой атеизм, хотя и не столь последовательный, как активный, воинствующий атеизм Чернышевского. Множество «кощунственных» мест о религиозных обрядах, духовенстве, бурсацком начальстве и т. д. было выброшено цензурой.

Бурсаки появлялись в лит-ре и до П., но веселые приключения бурсаков Нарежного и Гоголя, чистенькие и добродетельные воспитанники семинарии, изображенные в «Баритоне» В. Крестовского (Хвощинской), не имели ничего общего с героями П. Враждебная революционно-демократической лит-ре критика встретила «Очерки бурсы» в штыки. Анненков считал, что мрачные, беспросветные картины Помяловского, несмотря на его талант, находятся за пределами искусства; другие критики обвиняли П. в клевете, «упоеньи грязью», щеголяньи цинизмом и т. п. Но раздавалось также немало голосов, утверждавших, что П. не сказал ни слова неправды. Теперь на основании целого ряда воспоминаний о бурсе мы знаем, что в «Очерках» верно не только общее освещение: они документально верны. Детальное знание всей подноготной бурсы и жгучая ненависть к ней обусловили собой, с одной стороны, реалистическое изображение бурсы, а с другой — гневный публицистический тон автора. Существенной стилистической особенностью произведения, связанной с его тематикой, является обилие церковно-славянизмов и цитат из «священных текстов», к-рые неоднократно использованы в комическом, пародийном плане. В «Очерках бурсы» значительно возросло уменье П. показывать людей, человеческий характер; в первых вещах есть все же в манере их изображения некоторый схематизм.

7. "Провинциальная" литература середины XIX в. ("Подлиповцы" Ф.М. Решетникова).

Решетников известен в русской литературе как автор этнографического очерка «Подлиповцы». Остальные произведения Решетникова признаются неинтересными, почти не принадлежащими к литературе, местами "полуграмотными". Решетников пишет иногда действительно тем своеобразным смешением простой речи с речью интеллигентных классов, которое встречается в письмах грамотных простолюдинов.

Решетников – представитель демократической литературы. Его творчество стало поводом к обсуждению вопроса о том, может ли простой человек, один из толпы стать героем литературы. Повесть «Подлиповцы» показала народ не как безликую массу. Целью автора было, как он сам писал, «помочь этим бедным труженикам» – бурлакам.

Все критики, читатели считали, что в повести изображена типичная русская деревня. Однако это не так. На первых же страницах очерка Решетников вполне определенно говорит, что подлиповцы, жители деревни Подлипной - "пермяки", т.е. язычники-инородцы, что они молятся "своим пермякским богам", что они "говорят по-пермякски, плохо понимая наши слова" – и никто на это не обратил ни малейшего внимания. Умнейший и лучший из подлиповцев - Пила умеет считать только до пяти, он отъявленный и систематический вор и живет с собственной дочерью Апроськой, которую разделяет с Сысойкой. И все-таки Решетников показывает весьма определенно, что душе подлиповца не чужды человеческие чувства. Пила не понимает почему нельзя украсть у торговки и даже у односельчан, но тем же односельчанам он оказывает множество услуг, а к Сысойке чувствует отеческую нежность и ухаживает за ним с трогательной нежностью.

Повесть посвящена исследованию процесса сопротивления окружающей среде, борьбе с обстоятельствами. Проблема выживания заставляет подлиповцев действовать, покинуть родные края. Они понимают, что единственный путь к спасению – в отказе от прошлого образа жизни. Автор не скрывает, что у народа представления о счастье иллюзорны.

Композиция повести линейная. События воспроизведены в хронологической последовательности.

Характерной особенностью литературного процесса 60-х годов является формирование целого отряда демократических писателей: Н. Г. Помяловский, Ф. М. Решетников, В. А. Слепцов, Н. В. Успенский, и др.

Основная проблема - проблема народа. Они не идеализировали народ, а напротив, показывали горькую правду - о забитости и пассивности народа.

пользовались бытовыми, экономическими, этнографическими деталями и подробностями, воспроизводимыми с документальной точностью (элементы натурализма «натуральной школы»). Развитие жанра социально-бытового очерка с характерным для него переплетением публицистического и художественного начал, «раскованность» сюжета.

Изображая страшную действительность 60х, Решетников сохранил веру в общий для русских демократов идеал: он верил, что освобожденный и просвещенный народ России осуществит полное преобразование общества, изменит свой быт, свой труд и создаст справедливый строй.

Самое заглавие «Подлиповцы» указывает на то, что автор считал всех обитателей Подлипной героями своего произведения. Центральные его герои — Пила и Сысойко — выведены на первый план, как наиболее характерные, типичные «подлиповцы». Рассказ об их трагической судьбе составляет сюжетную основу произведения. Решетников создал образ нищей, разоренной, разбредающейся на заработки и вымирающей деревни.

Писатель показывает, что темнота подлиповцев — следствие их нищеты и бесправия. Вместе с тем он отнюдь не склонен оправдывать отсталость, темноту и покорность своих героев, идеализировать их «простоту», считает это злом.

Идея «Подлиповцев» состояла в том, что темные, забитые крестьяне, ставшие пролетариями, в труде и борьбе просвещаются, делаются более сознательными. В образах забитых, голодающих крестьян, которые умирают, так и не осознав возможности другой жизни (Апроська); в образах Пилы и Сысойки, ищущих лучшей жизни, но обретающих, вместе с опытом смерть от непосильного труда и эксплуатации; в образах детей Пилы — Павла и Ивана, становящихся квалифицированными, грамотными рабочими, способными размышлять, — выражена идея произведения.

Герои «Подлиповцев» нарисованы Решетниковым в развитии. Мир они воспринимают теперь не как однородное собрание равных перед богом людей, а как социально неравноправное общество.

Решетниковские пермяки говорят по-русски, только с пермскими областными особенностями

Произведение Решетникова оканчивается не эпизодом гибели Пилы и Сысойки, а рассказом об Иване и Павле, которые служат «летом кочегарами на пароходе, а зимой работают на пристани..., очень развились и даже умеют читать». Иван и Павел становятся рабочими, знающими свое дело. Научившись чтению, они увлекаются книгами.

Младшее поколение подлиповцев также не доходит до сознательного, активного протеста, но в головах у молодежи уже зарождаются мысли о социальном и материальном неравенстве и о его причинах.

В образах своих героев Пилы и Сысойки Решетников показывает противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни — постоянный голод и нужда — губят этого незаурядного человека.

В этнографическом очерке «Подлиповцы» писатель создает собирательный образ среды. Писатель создает картины бедноты, распада, невежества, обреченности масс, горькой нищенской жизни крестьянства, вымирающей пермской деревни Подлипная.

Ярким средством характеристики героев и создания типического образа в «Подлиповцах» Решетникова является язык. Писатель умеет, тщательно и строго отбирая диалектизмы, не засоряя ими языка, использовать их для воссоздания речи и образа мыслей героев. В начале повести речь подлиповцев отрывиста, диалектизмы занимают в ней относительно большое место, словарный состав речи беден, синтаксическое построение фразы элементарно. Забитость, темнота подлиповцев выражены в их речи. Впоследствии, когда герои произведения в странствиях и скитаниях, в страданиях и труде, в общении с коллективом рабочих «узнают много нового», речь их меняется. Она становится лексически более разнообразной, синтаксически более сложной. Представители молодого поколения Иван и Павел в конце повести выражают свои мысли точно и определенно, сложно построенными фразами. Из их речи почти совсем исчезают провинциализмы.

8. Социологическое течение в русской литературе середины XIX века ("Трудное время" В. Слепцова или другие произведения - по выбору).

Работа над очерками и рассказами подготовила Слепцова к созданию одного из самых интересных и своеобразных произведений демократической литературы 60-х годов XIX века - повести "Трудное время".

Название нового произведения Слепцова очень точно соответствовало его содержанию. Писатель рассказал в нем о действительно трудном периоде русской истории, трудном для народа, для прогрессивно настроенной интеллигенции, прежде всего для деятелей революционно-демократического движения. Это было время, когда не оправдались надежды на крестьянскую революцию, когда демократический лагерь после жестоких ударов, нанесенных реакцией, переживал глубокий кризис и когда правительство, пытаясь сбить волну освободительного движения, приступило к широко разрекламированным либеральной прессой реформам.

"Трудное время" - произведение не совсем обычное. В этой небольшой повести нет ни занимательного сюжета, ни описания значительных событий, ни исключительных характеров. Вместе с тем в ней удивительно полно и зримо отразились многие события пореформенной жизни России, важнейшие общественно-политические и социальные процессы, происходившие в стране. Мы видим, как рушатся веками складывавшиеся экономические устои русской деревни, обостряются отношения между помещиками и крестьянами, углубляются противоречия дворян и разночинцев, либералов и демократов, разваливаются дворянские и крестьянские семьи.

Слепцов нарисовал целую галерею лиц, характерных для русской пореформенной действительности. Это мировой посредник Семен Семенович, который насильно заставляет крестьян подписывать уставные грамоты и изощренно взымает с них недоимки и налоги, поощряет незаконные действия сельской администрации и для пущей убедительности нередко сам "вразумляет" мужиков кулаками. Это деревенский священник, озабоченный больше своим собственным хозяйством, нежели лечением духовных недугов своей паствы. Это лавочник Денис Иванович, опутавший долгами всю округу и беспощадно эксплуатирующий крестьян. Это письмоводитель Иван Степанович, мракобес, убежденный, что учить мужика можно только дубиной.

Но основное внимание писатель сосредоточил на раскрытии характеров трех главных героев: демократа Рязанова, либерального помещика Щетинина и его жены Марии Николаевны. Рязанов точно подметил, что в пореформенной деревне идет напряженная, но пока еще скрытая классовая борьба, что крестьяне уже начали понимать, кто является их истинными врагами. Вот что говорит он Щетинину о сущности происходящих в деревне процессов: "Война. Партизанская, брат, партизанская. Больше все наскоком действуют, врассыпную, кто во что горазд. Везде, где есть сильный и слабый, богатый и бедный, хозяин и работник, - там и война". Повесть "Трудное время" написана предельно сдержанно. В ней нет ни пространных пейзажных зарисовок, ни экскурсов в прежнюю жизнь героев, ни их самохарактеристик, ни тщательно выписанных портретов. Так, характер Рязанова раскрывается через восприятие разных лиц, как сочувствующих, так и откровенно враждебных ему, а также через очень лаконичные его ответы на вопросы интересующихся, кто он такой, зачем приехал, куда направляется и т.п. Вот из всего этого читатель постепенно узнает о социальном происхождении Рязанова (разночинец), о его занятиях (литератор), отдельные сведения о его прошлом (учился в университете, участвовал в революционном движении и т.п.).

9. Русский национальный характер в "Записках охотника" И.С. Тургенева.

Тургенев в «Записках охотника» обратился к изображению того народа, в котором «таится и зреет зародыш будущих великих дел, развития». Он создал образ великого народа, отличающегося пытливостью ума и способностью к творческим фантазиям, художественной одаренностью, моральной отзывчивостью, глубоким пониманием действительности, трезвостью сознания, словом, романтиков-мечтателей и рационалистов-практиков из народа.

С тонким психологическим мастерством Тургенев показал «романтические возвышения» своих мечтателей из народа.

Калиныч -его в рассказах о Европе более всего трогали описания природы, гор, водопадов; Касьяна, он, отдаваясь настроениям нежности и умиления, живет единой душою с природой, гармонически сливаясь с ней;

Яков Турок, в пении которого звучала и дышала «русская правдивая душа» и веяло «чем-то родным и необозримо широким». Эти «поэтические натуры из народа» были беспомощны в практической жизни и лишены интереса к ней: «Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как», «Касьян, по словам кучера, от рук отбился тоже…от работы то есть», от Ермолая отказались, как от человек, ни на какую работу не годного. Для окружающих эти романтики, опьяненные природой и любовью, всегда чудаки: Ермолай «вообще смотрел чудаком», Касьян – «чудной человек: как есть юродивец», «несообразный человек». В русском крестьянина Тургенева поразила способность к эстетическом переживанию жизни.

Рационализм, практицизм, деловитость. Хорь -В рассказах о Европе его занимали вопросы административные, государственные. Положительное, рациональное сознание Хоря, сближает его с личностью Петра I, который был «по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях».

Спокойная житейская мудрость, трезвая рассудительность свойственная однодворцу Овсянникову, ощутившему распад феодально-крепостнических связей («времена подошли другие»), но вместе с тем свою эпоху расценившему как эпоху безвременья («старое вымерло, а молодое не нарождается!»). Трезво мыслящий и обладающий чувством справедливости, Овсянников выступает судьей патриархального дикого барства – «старого времени» и нового, европеизированного дворянства, представители которого «обходительны, вежливы», «а дела-то настоящего не смыслят», т. е. отдаются «либеральному словоблудию».

Рационалисты из народа, Овсянников и Хорь, отмечены явным нравственным превосходством над помещиками типа Полутыкина. Недаром склад лица Хоря напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Овсяников лицом напоминал Крылова с ясным и прямым взором под нависшей бровью, с важной осанкой, мерной речью, медленной походкой.

Лучшие люди из народа проявляют себя в трудовом упорстве, в спокойном и стойком мужестве, в кровной привязанности к родине, в затаенном и прочном чувстве личного достоинства. Мудрое, благородное и даже лирическое начало таится в массе трудового народа, страдающего от нищеты и бесправия. Хорь и Овсяников подняли уровень своего хозяйства только благодаря тому, что находились вне личной зависимости от помещика. Автор «Записок охотника» уверен, что народ достигнет благополучия только в том случае, если будет жить вне крепостнических условий.

Тургенев показал, что в русском крестьянине пробудилось чувство личности. Калиныч прислуживал охотнику-барину «без раболепства». Умный, деятельный, уверенный в себе, Хорь, «»казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеиваясь из-под длинных своих усов. Овсянников, лишенный «поспешности, тревожной торопливости», тоже боится уронить в себе человеческое достоинство: «чем мельче звание, тем строже себя держи, а то как раз себя замараешь». Богатство духовного мира порабощенного крестьянства выражалось, по Тургеневу, и в практическом трезвом понимании действительности, и в романтических переживаниях прекрасного, и в страстной тоске по высшей социальной справедливости, и в сознании своего нравственного достоинства.

10. "Записки охотника" И.С. Тургенева. Жанр, стиль, принципы циклизации.

О жанре «Записок охотника». Преобразовал «физиологический очерк» - жанр, традиционный для прозы 40х, в рассказ. «Записки охотника» возникли в атмосфере обозначившегося в ряде европейских литератур широкого движения к «низам», к народу.

Художественный принцип «физиологического очерка» — подчеркнутая достоверность изображения — совпадал с самой природой таланта Тургенева: рисовать с натуры. Его образы часто имели реальные прототипы, их отдельные черты автобиографичны, в языке множество этнографических отступлений, которые писатель сам тут же пояснял.

И это не противоречило гоголевской манере — отталкиваться от живой действительности, не боясь гиперболизации и заострений.

«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ - это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы.

рассказчик в живой и увлекательной форме повествует о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая рассказ зарисовками природы, беглыми характеристиками народного быта, нравов и говоров Орловского края.

Именно жанровой спецификой «Записок охотника» объясняется преобладание в них портрета, мастерски построенного диалога, лаконичной и выразительной речевой характеристики героев, превосходных пейзажных зарисовок. точная композиционная расстановка персонажей, сравнительные авторские характеристики. Именно так построены «Хорь и Калиныч», «Два помещика»,«Лебедянь»,«Малиновая вода» и др.

Идейно-художественное значение «Хоря и Калиныча» не в описании быта и нравов: в очерке Тургенев поставил основной вопрос эпохи - о социально-экономической, юридической и моральной несостоятельности крепостничества.

В «Хоре и Калиныче» писатель отразил тенденции народного развития, показав два наиболее характерных типа русского мужика. Основное внимание в очерке сосредоточено на изображении общественных связей личности, социальной разработке характеров. Образы Хоря и Калиныча обрисованы в гоголевской манере: через описание внешности, бытовые детали и мир вещей. Однако основным средством психологической характеристики героев в «Хоре и Калиныче» является портрет.

В других очерках 40-х годов («Бурмистр», «Контора», «Бирюк» и др.) жанровые признаки уже не столь определенны. В них все большее значение приобретает событийный сюжет, основу которого составляет активное развитие действия. В очерках 40-х годов Тургенев заострил внимание преимущественно на уродствах крепостнического быта, беспощадно разоблачая несправедливость общественных порядков, обрекающих русский народ на позорное рабство.

В художественном отношении «Записки Охотника» вполне соответствуют великой идее, положенной в их основание, и в этой гармонии замысла и формы — главная причина их успеха. Все лучшие качества тургеневского таланта получили здесь яркое выражение - сжатость,страсть, поэтический колорит.

тургеневский стиль основывается на новых, реалистических принципах изображения действительности, отличаясь от исчерпавшего себя романтизма «простотой и естественностью в передаче явлений».

Герцен: тургеневские «очерки из жизни крепостных — эта поэтическая обвинительная речь против крепостничества». Особенность стиля - сочетание обличительного содержания с мягкой, артистической формой: «Тургенев никогда не сгущает краски, не употребляет энергических выражений, напротив, он рассказывает совершенно невозмутимо, пользуясь только изящным слогом, что необычайно усиливает впечатление от этого поэтически написанного обвинительного акта против крепостничества»

Циклообразующая роль принадлежит заголовочному комплексу (заглавию, подзаголовку и эпиграфам), образу автора, образу дороги, сюжетно-композиционной организации

Особая циклообразующая роль в формировании художественной модели действительности принадлежит заглавию, которое прямо соотносится с проблемой многожанровости. Не смотря на то, что «Записки охотника» обозначены как «записки», но составляющие их произведения имеют выраженные признаки других эпических и лиро-эпических жанров: очерка («Хорь и Калиныч»), рассказа («Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Бежин луг», «Свидание», «Бирюк», «Живые мощи»), психологического рассказа («Гамлет Щигровского уезда»), повести («Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»), лирического рассказа («Лес и степь»), элементов песен, пословиц, заметок автора. Можно с уверенностью сказать, что «Записки охотника» представляют собой синтез различных жанров в одном произведении.

Эпиграфы к очеркам «Живые мощи», «Лес и степь» - это установка на формирование лирического восприятия художественно осваиваемого в произведениях явления

эпиграфы содержат минимальную идейно-эстетическую программу частей, актуализируют проблему, которая поставлена, сообщают о главной теме, ожидаемых сюжетных ходах, характеристике действующих лиц, авторской позиции. Их целевая установка – в воздействии на читателя.

-обрамление двумя противоположными по своей идейной значимости очерками («Хорь и Калиныч» и «Лес и степь» – у И.С. Тургенева). Первые и последние очерки являются своего рода «магнитными полюсами», стягивающими и направляющими все основные художественные линии произведений. Они обобщают основные идеи всего цикла и придают ему структурную законченность.

– группировка произведений-частей по тематическим разделам

– это автор-повествователь: Петр Петрович

Каждый рассказ -завершенное художественное единство, при извлечении которого целое в значительной мере изменяет свой смысл, что и иллюстрируют «открытые концовки» и «подхватывающие начала» характерные для «Записок охотника» («Мой сосед Радилов» → «Однодворец Овсянников» и др.),

- образ дороги - роль композиционного стержня, позволяющего сводить в рамках сюжета любые сословия русского общества. у Тургенева дорога – это символ движущейся жизни с оптимистическим взглядом на будущее, Автор «Записок охотника» постоянно путешествует, постепенно знакомя читателя со всеми героями. Петр Петрович – просвещенный дворянин, гуманист, охотник, согласно условиям своего занятия, свободно передвигается в пространстве и так же свободно вступает в диалогический контакт с самыми разными людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: