ВОПРОС ПЕРВЫЙ: мерило дел.
Правильность любых дел оценивается по двум критериям: один из них имеет отношение к сфере духовной, и это - искренность, а второй - к сфере внешней деятельности человека, и это - следование посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В данном хадисе речь идёт о внешних критериях оценки деятельности людей, и в нём есть указания на то, что мы можем судить о правильности или же несостоятельности наших дел, если будем сравнивать их с руководством посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо всё то, что соответствует этому руководству, является правильным и будет принято, а то, что ему противоречит, является несостоятельным и будет отвергнуто. Ко второму случаю имеет отношение то, о чём говорится в одном из аятов Корана, ибо Аллах Всевышний сказал:
قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالًا * الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعًا
|
|
Скажи: ”Не поведать ли вам о тех, кто потерпел наибольший убыток в делах своих?
Тех, чьи усилия в этой жизни оказались тщетными, в то время как сами они думали, что поступают наилучшим образом”.
(“Пещера”, 103 - 104.)
О том же речь идет и в одном из хадисов, приводимом как в обоих “Сахихах”, так и в сборнике ан-Насаи со слов Анаса, да
будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается о том, что однажды к домам жён посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явились трое молодых людей, которые стали расспрашивать о том, как он поклоняется Аллаху. Узнав об этом, они, как будто, посчитали, что этого недостаточно, и один из них сказал: ”Я молюсь каждую ночь напролёт” -, другой сказал: ”Я пощусь ежедневно”-, а третий заявил: ”Я сторонюсь женщин и никогда не женюсь!” 1 А потом к ним подошёл посланник Аллаха., который спросил:
«Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, ведь я боюсь Аллаха и благоговею перед Ним больше, чем вы, но тем не менее в некоторые дни я пощусь, а в некоторые дни не делаю этого, и я молюсь, но и сплю по ночам, и я заключаю браки, а тот, кто отказывается следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!»
ВОПРОС ВТОРОЙ: законы, касающиеся исполнения религиозных обязанностей и взаимоотношений между
людьми.
|
|
Знатоки ислама сходились на том, что основой для взаимоотношений между людьми должен служить принцип допустимости 2, что же касается права законодательства, то оно принадлежит одному лишь Мухаммаду3, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как никто другой не имеет права придавать силу закона тому, что не узаконил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах Всевышний сказал:
أَمْ لَهُمْ شُرَكَاء شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ
Или есть у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах? (“Совет”, 21.)
Аллах Всевышний также сказал:
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
Но нет - клянусь Господом твоим! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей во всём том, что приводит их к спорам, а после этого не станут уже они восставать против твоего решения и подчинятся ему полностью. (“Женщины”,65.)
Можно привести также и множество других примеров из Корана и сунны, которые подтверждают эту мысль. Ввиду важности этого вопроса учёные посвящали его рассмотрению не только отдельные главы своих сочинений по хадисам и фикху, но и целые книги, примером чего может служить “Аль-И‘тисам” аш-Шатиби,“Зад аль-Ма’ад” Ибн аль-Каййима, “Шарх ас-сунна” аль-Багави и другие.
Таким образом, шариат есть нечто, охватывающее собой и догматику, и установления и правила поведения, что же касается сферы взаимоотношений, то в основе их лежит принцип допустимости, если только в шариате нет прямого запрета на совершение тех или иных действий. С учётом этого становится ясно, чем отличаются друг от друга нарушения установлений, касающихся исполнения религиозных обязанностей, с одной стороны, и того, что относится к сфере взаимоотношений, с другой. В первом случае нарушение рассматривается как отклонение и грех, а во втором нарушения не обязательно квалифицируются таким образом.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: нововведения и их влияние.
Под “нововведением” в данном случае подразумевается изобретение чего-то нового, примеров чему ранее не было, в сфере религии.
В “Сахихе” аль-Бухари и других сборниках хадисов приводятся слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, наилучшие слова заключает в себе Книга Аллаха, наилучшим руководством является руководство Мухаммада, а наихудшими делами являются дела новоизобретённые, ибо всякое новшество есть нововведение, всякое нововведение есть заблуждения, а всякое заблуждение находит своё завершение в огне».
В “Аль-Муснаде” и “Ас-Сунан” всех авторов, кроме ан-Насаи, приводится и другой хадис, передаваемый со слов аль-Ирбада бин Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вам следует придерживаться моей сунны и сунны тех руководимых Аллахом и следующих правильным путём халифов, которые придут после меня. Ни в коем случае не отступайте от этого и ни в коем случае не вводите никаких новшеств, ибо всякое нововведение есть заблуждение!»
|
|
Некоторые из наших предшественников справедливо указывал на то, что если человек вводит какие-либо новшества в сфере религии, это означает, что он считает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не довёл до сведения своей общины какую-то часть своего послания, однако если человек придерживается подобных убеждений, это свидетельствует о том, что он не верует, ибо такие взгляды явно противоречат тому, о чём говорится в Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Одним из опасных последствий нововведений является то, что люди, вводящие нечто новое в сфере религии, редко отказываются от этого, так как считают себя правыми, примером чему
являются хариджиты, мутазилиты, суфии и многие другие из числа отклонившихся от прямого пути, в то время как путь этот, на который можно вступить благодаря руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является путём золотой середины, а человек, следующий им, не вводит в религию ничего нового и недозволенного Аллахом, с одной стороны, и не отказывается по своей собственной прихоти ни от чего из своих религиозных обязанностей, с другой.
Одним из опасных последствий изобретения новшеств является также и то, что благодаря им каждому безбожнику и ненавистнику ислама предоставляются широкие возможности для разрушения ислама изнутри, поскольку новшества привносят с собой нечто такое, что противоречит самим основам этой религии или же делает её предметом насмешек. Кроме того, нововведения развязывают руки каждому невежественному глупцу, который считает, что шариат нуждается в его интерпретации и его измышлениях, и наносит шариату вред, хотя сам он убеждён в том, что действует ему во благо.
К числу последствий деятельности изобретателей всяческих новшеств относится и то, что усилия их не просто пропадают даром, но и навлекают на них гнев Аллаха и Его наказание, а сами они уподобляются заблудшим, о которых Аллах Всевышний сказал так:
|
|
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ خَاشِعَةٌ * عَامِلَةٌ نَّاصِبَةٌ * تَصْلَى نَارًا حَامِيَةً
Лица (заблудших) в тот день будут удручёнными,
изнурёнными, измученными.
Они станут гореть в жарком пламени...(“Покрывающее”, 2 - 4.)