Вопросы

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: мерило дел.

Правильность любых дел оценивается по двум критериям: один из них имеет отношение к сфере духовной, и это - искрен­ность, а второй - к сфере внешней деятельности человека, и это - следование посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В данном хадисе речь идёт о внешних критериях оценки де­ятельности людей, и в нём есть указания на то, что мы можем судить о правильности или же несостоятельности наших дел, ес­ли будем сравнивать их с руководством посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо всё то, что со­ответствует этому руководству, является правильным и будет принято, а то, что ему противоречит, является несостоятельным и будет отвергнуто. Ко второму случаю имеет отношение то, о чём говорится в одном из аятов Корана, ибо Аллах Всевышний сказал:

قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالًا * الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعًا

Скажи: ”Не поведать ли вам о тех, кто потерпел наи­больший убыток в делах своих?

Тех, чьи усилия в этой жизни оказались тщетными, в то время как сами они думали, что поступают наилучшим образом”.

(“Пещера”, 103 - 104.)

О том же речь идет и в одном из хадисов, приводимом как в обоих “Сахихах”, так и в сборнике ан-Насаи со слов Анаса, да


будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается о том, что однажды к домам жён посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явились трое мо­лодых людей, которые стали расспрашивать о том, как он покло­няется Аллаху. Узнав об этом, они, как будто, посчитали, что этого недостаточно, и один из них сказал: ”Я молюсь каждую ночь напролёт” -, другой сказал: ”Я пощусь ежедневно”-, а тре­тий заявил: ”Я сторонюсь женщин и никогда не женюсь!” 1 А потом к ним подошёл посланник Аллаха., который спросил:

«Это вы го­ворили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, ведь я боюсь Аллаха и благоговею перед Ним больше, чем вы, но тем не менее в не­которые дни я пощусь, а в некоторые дни не делаю этого, и я молюсь, но и сплю по ночам, и я заключаю браки, а тот, кто отказывается следовать моей сунне, не имеет ко мне отноше­ния!»

ВОПРОС ВТОРОЙ: законы, касающиеся исполнения религиозных обязанностей и взаимоотношений между
людь­ми.

Знатоки ислама сходились на том, что основой для взаимо­отношений между людьми должен служить принцип допустимости 2, что же касается права законодательства, то оно принадлежит одному лишь Мухаммаду3, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как никто другой не имеет права придавать силу закона тому, что не узаконил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.


Аллах Всевышний сказал:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاء شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ

Или есть у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах? (“Совет”, 21.)

Аллах Всевышний также сказал:

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا

Но нет - клянусь Господом твоим! - не уверуют они, по­ка не сделают тебя судьей во всём том, что приводит их к спо­рам, а после этого не станут уже они восставать против твоего решения и подчинятся ему полностью. (“Женщины”,65.)

Можно привести также и множество других примеров из Ко­рана и сунны, которые подтверждают эту мысль. Ввиду важности этого вопроса учёные посвящали его рассмотрению не только от­дельные главы своих сочинений по хадисам и фикху, но и целые книги, примером чего может служить “Аль-И‘тисам” аш-Шатиби,“Зад аль-Ма’ад” Ибн аль-Каййима, “Шарх ас-сунна” аль-Багави и другие.

Таким образом, шариат есть нечто, охватывающее собой и догматику, и установления и правила поведения, что же касает­ся сферы взаимоотношений, то в основе их лежит принцип допус­тимости, если только в шариате нет прямого запрета на совер­шение тех или иных действий. С учётом этого становится ясно, чем отличаются друг от друга нарушения установлений, касаю­щихся исполнения религиозных обязанностей, с одной стороны, и того, что относится к сфере взаимоотношений, с другой. В первом слу­чае нарушение рассматривается как отклонение и грех, а во втором нарушения не обязательно квалифицируются таким обра­зом.

ВОПРОС ТРЕТИЙ: нововведения и их влияние.

Под “нововведением” в данном случае подразумевается изо­бретение чего-то нового, примеров чему ранее не было, в сфе­ре религии.


В “Сахихе” аль-Бухари и других сборниках хадисов приводятся слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, наилучшие слова заключает в себе Книга Аллаха, наилучшим руководством является руководство Мухаммада, а наихудшими делами являются дела новоизобретён­ные, ибо всякое новшество есть нововведение, всякое нововве­дение есть заблуждения, а всякое заблуждение находит своё за­вершение в огне».

В “Аль-Муснаде” и “Ас-Сунан” всех авторов, кроме ан-Насаи, приводится и другой хадис, передаваемый со слов аль-Ирбада бин Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вам следует придерживаться моей сунны и сунны тех руководимых Аллахом и следующих правильным путём хали­фов, которые придут после меня. Ни в коем случае не отступай­те от этого и ни в коем случае не вводите никаких новшеств, ибо всякое нововведение есть заблуждение!»

Некоторые из наших предшественников справедливо указывал на то, что если человек вводит какие-либо новшества в сфере ре­лигии, это означает, что он считает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не довёл до сведения своей общины какую-то часть своего послания, однако если че­ловек придерживается подобных убеждений, это свидетельствует о том, что он не верует, ибо такие взгляды явно противоречат тому, о чём говорится в Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Одним из опасных последствий нововведений является то, что люди, вводящие нечто новое в сфере религии, редко отказы­ваются от этого, так как считают себя правыми, примером чему


являются хариджиты, мутазилиты, суфии и многие другие из чис­ла отклонившихся от прямого пути, в то время как путь этот, на который можно вступить благодаря руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является путём золо­той середины, а человек, следующий им, не вводит в религию ни­чего нового и недозволенного Аллахом, с одной стороны, и не отказывается по своей собственной прихоти ни от чего из сво­их религиозных обязанностей, с другой.

Одним из опасных последствий изобретения новшеств является также и то, что благодаря им каждому безбожнику и нена­вистнику ислама предоставляются широкие возможности для раз­рушения ислама изнутри, поскольку новшества привносят с со­бой нечто такое, что противоречит самим основам этой религии или же делает её предметом насмешек. Кроме того, нововведения развязывают руки каждому невежественному глупцу, который счи­тает, что шариат нуждается в его интерпретации и его измышлени­ях, и наносит шариату вред, хотя сам он убеждён в том, что действует ему во благо.

К числу последствий деятельности изобретателей всяческих новшеств относится и то, что усилия их не просто пропадают даром, но и навлекают на них гнев Аллаха и Его наказание, а са­ми они уподобляются заблудшим, о которых Аллах Всевышний ска­зал так:

وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ خَاشِعَةٌ * عَامِلَةٌ نَّاصِبَةٌ * تَصْلَى نَارًا حَامِيَةً

Лица (заблудших) в тот день будут удручёнными,

изнурёнными, измученными.

Они станут гореть в жарком пламени...(“Покрывающее”, 2 - 4.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: