Вопрос первый: подчинение велениям и запретам

Исполнение велений требует от человека действий, но эти действия человек совершает в разном состоянии. кроме того, возможности людей не одинаковы, и для того, чтобы помочь людям, Аллах Всевышний, как видно из содержания этого хадиса, связывает действия с возможностями людей, что полностью согласуется с известными аятами Корана, ибо Аллах Всевышний сказал:

فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ

Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших...

(“Взаимный обман”, 16.)


И Аллах Всевышний сказал также:

لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا

Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что по силам ему... (“Корова”, 286.)

В обоих “Сахихах” приводятся слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщившей, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживайтесь правильного, приближайтесь и радуйтесь».

Если же говорить о запретах, то для того, чтобы подчиняться им, достаточно лишь отказаться от совершения запретно­го. Иначе говоря, к действиям это отношения не имеет, а поэтому и не ставится в зависимость от возможностей людей, кото­рые в большинстве случаев могут отказаться от совершения тех или иных действий. Однако подчинение запрету требует не прос­то отказа от совершения того или иного действия, но удаления от него, иначе говоря, проявляния осторожности по отношению ко всему тому, что может привести к совершению запретного, и именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Сторонитесь этого... ” По той же причине Аллах Всевышний, запретивший вино, майсир, 1 жертвоприношения на каменных жертвенниках и гадания по стрелам и указавший на то, что все эти дела являются скверными, сказал:

فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Сторонитесь этого, и вы преуспеете”.(“Трапеза”, 90.)

ВОПРОС ВТОРОЙ: предостережение об опасности ослушания, характерного для предыдущих общин.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разными способами и по разным поводам неоднократно предостерегал мусульман об опасности повторения ошибок, допущенных членами возникших прежде религиозных общин, особенно иудеев и христи­ан, которые не повиновались своим пророкам. И мусульмане дей­ствительно совершили многое из того, от чего посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал их, что послужило подтверждением его словам.


Так, например, в обоих “Сахихах” приводится хадис, пере­даваемый со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал:

- Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Поистине, вы будете подражать обычаям живших до вас, следуя им пядь за пядью и локоть за локтем, и в конце концов если они проникнут в нору ящерицы, то и вы последуете за ними!

Люди спросили: ” Ты имеешь в виду иудеев и христи­ан?”

Он ответил: ” Да, их ”.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при­вёл и другой пример их ослушания, сказав:

«Аллах проклял иудеев и христиан, избравших могилы сво­их пророков местом для совершения молитв».

Говоря это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел предостеречь мусульман от повторения их ошибок.

Ещё одним примером может служить то, что произошло во время одного из походов. Когда мусульмане проходили мимо де­рева, на ветвях которого в доисламские времена арабы развеши­вали разные лоскуты, после чего совершали там жертвоприноше­ния и молитвы, и которое они называли Зат Анват, некоторые люди стали обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами, говоря: ” Устрой и для нас свой Зат Анват?” Таким образом, они уподобились иудеям, которые сказали Мусе:

اجْعَل لَّنَا إِلَـهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ

”О Муса, сотвори нам бога, подобного их богам”.

(“Преграды”, 138.)

Хорошо известен также и приводимый в Коране рассказ о том, что когда Аллах повелел сынам Исраиля принести в жертву корову 1, они стали выспрашивать Мусу о том, какой именно она должна быть, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах


не наказал их. Этот пример больше всего соответствует содержа­нию приводимого нами хадиса, ибо, поистине, нет ничего омер­зительнее ослушания пророков и назойливости по отношению к ним, да пребудут над ними благословения и мир.

В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однаж­ды люди задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, различные вопросы так долго, что в конце концов он разгневался, поднялся на минбар и запретил им беспокоить его попусту, после чего со своего места поднялся Умар, да бу­дет доволен, им Аллах, который сказал: ” Довольны мы Аллахом как Господом, исламом — как религией и Мухаммадом — как посланни­ком и мы прибегаем к Аллаху от бедствий!”

Одну из версий этого хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит ат-Табари, и там говорится следующее:

-И к нему подошёл один человек, спросивший: ” Где я окажусь?”-, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ” В огне!”

В обоих “Сахихах” сообщается также и о том, что этот случай стал причиной ниспослания того аята, в котором гово­рится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَسْأَلُواْ عَنْ أَشْيَاء إِن تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ

О те, кто уверовал! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно.(“Трапеза”, 101.)

Средством лечения подобной болезни является прежде все­го стремление к знанию, удаляющему пелену невежества, а пос­ле этого - благочестие, которое может защитить человека в том случае, когда что-либо является для него неясным, и имен­но эти средства избавляют мусульманина от необходимости поис­ка иных путей выхода, или обращения к тому, что не было узако­нено Аллахом для Его рабов, или заявлений о слабости того, к кому обращаются с вопросами, и его неспособности дать ответ, ибо подобное может исходить только от низкой души, которая не почитает установленного Аллахом.


ВОПРОС ТРЕТИЙ: о том, как следует вести себя по отношению к Аллаху и Его посланнику.

Если речь идёт о велениях и запретах, исходящих от Алла­ха или же Его посланника, то от человека требуется безуслов­ное повиновение, исключающее любые колебания, которые могут быть вызваны сомнениями или стать первым шагом к ослушанию, ибо Аллах Всевышний сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

Для верующего или верующей нет выбора в каком-либо деле, если Аллах или Его посланник уже приняли решение, а тот, кто ослушался Аллаха и Его посланника, пребывает в явном заблуждении. (“Сонмы”, 36.)

Аллах Всевышний также сказал:

إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَن يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его по­сланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят:” Мы слы­шали и повинуемся!” Такие счастливы. (“Свет”, 51.)

И именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова которого приводятся в этом хадисе, назвал ослушание и множество вопросов причиной гибе­ли.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: