Исполнение велений требует от человека действий, но эти действия человек совершает в разном состоянии. кроме того, возможности людей не одинаковы, и для того, чтобы помочь людям, Аллах Всевышний, как видно из содержания этого хадиса, связывает действия с возможностями людей, что полностью согласуется с известными аятами Корана, ибо Аллах Всевышний сказал:
فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ
Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших...
(“Взаимный обман”, 16.)
И Аллах Всевышний сказал также:
لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا
Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что по силам ему... (“Корова”, 286.)
В обоих “Сахихах” приводятся слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщившей, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Придерживайтесь правильного, приближайтесь и радуйтесь».
|
|
Если же говорить о запретах, то для того, чтобы подчиняться им, достаточно лишь отказаться от совершения запретного. Иначе говоря, к действиям это отношения не имеет, а поэтому и не ставится в зависимость от возможностей людей, которые в большинстве случаев могут отказаться от совершения тех или иных действий. Однако подчинение запрету требует не просто отказа от совершения того или иного действия, но удаления от него, иначе говоря, проявляния осторожности по отношению ко всему тому, что может привести к совершению запретного, и именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Сторонитесь этого... ” По той же причине Аллах Всевышний, запретивший вино, майсир, 1 жертвоприношения на каменных жертвенниках и гадания по стрелам и указавший на то, что все эти дела являются скверными, сказал:
فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
Сторонитесь этого, и вы преуспеете”.(“Трапеза”, 90.)
ВОПРОС ВТОРОЙ: предостережение об опасности ослушания, характерного для предыдущих общин.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разными способами и по разным поводам неоднократно предостерегал мусульман об опасности повторения ошибок, допущенных членами возникших прежде религиозных общин, особенно иудеев и христиан, которые не повиновались своим пророкам. И мусульмане действительно совершили многое из того, от чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал их, что послужило подтверждением его словам.
|
|
Так, например, в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал:
- Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Поистине, вы будете подражать обычаям живших до вас, следуя им пядь за пядью и локоть за локтем, и в конце концов если они проникнут в нору ящерицы, то и вы последуете за ними! ”
Люди спросили: ” Ты имеешь в виду иудеев и христиан?”
Он ответил: ” Да, их ”.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привёл и другой пример их ослушания, сказав:
«Аллах проклял иудеев и христиан, избравших могилы своих пророков местом для совершения молитв».
Говоря это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел предостеречь мусульман от повторения их ошибок.
Ещё одним примером может служить то, что произошло во время одного из походов. Когда мусульмане проходили мимо дерева, на ветвях которого в доисламские времена арабы развешивали разные лоскуты, после чего совершали там жертвоприношения и молитвы, и которое они называли Зат Анват, некоторые люди стали обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами, говоря: ” Устрой и для нас свой Зат Анват?” Таким образом, они уподобились иудеям, которые сказали Мусе:
اجْعَل لَّنَا إِلَـهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ
”О Муса, сотвори нам бога, подобного их богам”.
(“Преграды”, 138.)
Хорошо известен также и приводимый в Коране рассказ о том, что когда Аллах повелел сынам Исраиля принести в жертву корову 1, они стали выспрашивать Мусу о том, какой именно она должна быть, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах
не наказал их. Этот пример больше всего соответствует содержанию приводимого нами хадиса, ибо, поистине, нет ничего омерзительнее ослушания пророков и назойливости по отношению к ним, да пребудут над ними благословения и мир.
В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды люди задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, различные вопросы так долго, что в конце концов он разгневался, поднялся на минбар и запретил им беспокоить его попусту, после чего со своего места поднялся Умар, да будет доволен, им Аллах, который сказал: ” Довольны мы Аллахом как Господом, исламом — как религией и Мухаммадом — как посланником и мы прибегаем к Аллаху от бедствий!”
Одну из версий этого хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит ат-Табари, и там говорится следующее:
-И к нему подошёл один человек, спросивший: ” Где я окажусь?”-, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ” В огне!”
В обоих “Сахихах” сообщается также и о том, что этот случай стал причиной ниспослания того аята, в котором говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَسْأَلُواْ عَنْ أَشْيَاء إِن تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ
О те, кто уверовал! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно.(“Трапеза”, 101.)
Средством лечения подобной болезни является прежде всего стремление к знанию, удаляющему пелену невежества, а после этого - благочестие, которое может защитить человека в том случае, когда что-либо является для него неясным, и именно эти средства избавляют мусульманина от необходимости поиска иных путей выхода, или обращения к тому, что не было узаконено Аллахом для Его рабов, или заявлений о слабости того, к кому обращаются с вопросами, и его неспособности дать ответ, ибо подобное может исходить только от низкой души, которая не почитает установленного Аллахом.
|
|
ВОПРОС ТРЕТИЙ: о том, как следует вести себя по отношению к Аллаху и Его посланнику.
Если речь идёт о велениях и запретах, исходящих от Аллаха или же Его посланника, то от человека требуется безусловное повиновение, исключающее любые колебания, которые могут быть вызваны сомнениями или стать первым шагом к ослушанию, ибо Аллах Всевышний сказал:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
Для верующего или верующей нет выбора в каком-либо деле, если Аллах или Его посланник уже приняли решение, а тот, кто ослушался Аллаха и Его посланника, пребывает в явном заблуждении. (“Сонмы”, 36.)
Аллах Всевышний также сказал:
إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَن يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
|
|
Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят:” Мы слышали и повинуемся!” Такие счастливы. (“Свет”, 51.)
И именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова которого приводятся в этом хадисе, назвал ослушание и множество вопросов причиной гибели.