Символические свойства звуков
Основные понятия фоносемантики и методы её изучения
Фоносемантика, звукоподражание, звукосимволизм
Мысль о существовании того явления, которое сегодня называется “фоносемантическим значением”, “звукоизобразительностью” и т.д., т.е. о непроизвольной связи между звучанием и значением слова можно обнаружить уже в трудах древних философов.
Звукоизобразительные слова делятся на две основные категории: звукоподражательные, когда денотатом имени являются предметы, явления, процессы внешнего мира, способные производить звуки, и звукосимволические, когда денотатом имени являются предметы, явления, процессы, качества внешней действительности, не способные к звукопроизводству – см. Гумбольдт 1984: 92-94; Воронин 1982: 175-176; (ср. с иной классификацией у А.М. Газова-Гинзберга [указ. соч., с. 3]); см. также Левицький 2000: 537.
Хотя под фоносемантикой необходимо понимать и звукоподражание, и звукосимволизм, вместе с тем очевидно, что оба явления недопустимо смешивать друг с другом ни при теоретическом рассмотрении, ни, тем более, при экспериментальном изучении, так как обе разновидности звукоизобразительности имеют свою специфику и требуют своих специфических методов изучения. По сложившейся традиции, говоря о связи фонетики и семантики, под фонетическим значением лингвисты понимают в последнее время прежде всего звуковой символизм. Именно это явление и будет предметом рассмотрения в данной главе.