Познание (П) - процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Формы познания окружающего мира:
- Ощущение (приблизительно верное отражение действительности). Ощущение предполагает наличие ощущаемого, образ вещи не может быть без самой вещи. Ощущение - первая форма чувственной ступени познания.
- Восприятия ( возникают на основе ощущений ), ощущение отражает отдельные свойства вещей, восприятие - предмет как совокупность его объективных свойств - форму, цвет, запах, вкус и т. п. Восприятие - результат совокупности отражательной деятельности нескольких органов чувств, даёт нам более полное знание о вещах, чем ощущение.
- представления - воспроизведенные памятью образы предметов или процессов, основанные на прошлом опыте. Представление является первым шагом по пути к абстрактному мышлению. в ощущениях, восприятиях и представлениях человек приблизительно верно отражает предметы и явления окружающего мира и тем самым получает достоверные знания.
|
|
П - поступательный процесс. В процессе познания человек идет от явления к сущности, от познания поверхностных явлений к пониманию глубинных процессов и внутренне присущих им законов. познание сущности и законов возможно только на ступени, абстрактного, логического мышления. Основные формы познания в их историческом поступательном процессе.
- ранние этапы истории - обыденно-практическое П, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении и т. д. Основа - опыт повседневной жизни, практики людей. (здравый смысл, верования, приметы, и т.д.)
- Одна из исторически первых форм - игровое П. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний.
- мифологическое П. Его специфика в том, что оно является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. мифологическое мышление - это своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.
- в рамках мифологии - художественно-образная форма П, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты.
- философское и религиозное познание. Особенности последнего - оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). религия (как и мифология) никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.
|
|
- концепция личностного знания. Знание по этой концепции - активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Это не просто совокупность утверждений, но и переживание индивида.
Специфические формы (методы) познания: наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного процесса происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления, свойства предметов. Теор-я форма познания - это углубление чел-й мысли в сущность явлений действ-ти. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности. Т.о. человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств в формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Они дают чувственно наглядное воспроизведение предметов, их отдельных свойств. Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления - понятиях, суждениях, умозаключениях. Основные вопросы теории познания (гносеологии) заключается в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания познания. Главнейшие направления теории познания:
1) скептицизм (познание относительно и недостоверно; познание абсолютного недоступно);
2) рационализм (источником познания является разум и присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий тождество мышления и действительности (Гегель), или критический, усматривающий пределы познания в свойствах наших психических способностей (Кант);
3) реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм [Локк] или опыт внутренний: спиритуализм);
4) мистицизм (источником познания является сверхчувственное общение с божеством);
5) идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума [Беркли, Юм, Фихте]; имманентная философия);
6) материализм (истинное бытие признается лишь в веществе);
7) позитивизм (содержанием познания служат лишь предметы опыта);
8) эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем)
Создание идеализированных моделей для теоретического исследования привело к сомнению в том, являются ли эти модели верными или это результат человеческого конструирования.
§ Агностицизм. Юм считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о познании внешнего мира становится бессмысленным.
§ Кант признавал существование внешнего мира, но это мир “вещей в себе”, недоступный человеку, который ограничивается в познании миром своих ощущений.
§ Позднее очередная волна агностицизма была связана с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.
§ Рационализм. Гегель считал разум (ratio – разум) основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации. Их познавательная способность ограничена, но это единственный канал, посредством которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Для Гегеля познание было познанием сугубо духовным, рациональным.
§ Диалектический материализм. Маркс говорит о том, что
a) Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас.
|
|
b) Никакой разницы между явлением и вещью в себе нет. Наши мысли являются образами этих вещей. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано.
c) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически и только практика в конечном счёте выделяет истинные образы и их соответствия объекту.